Коммунальный рост
Коммунальщики готовят население к психологически некомфортному повышению тарифов на услуги ЖКХ. С 1 июля во всех регионах страны выросли тарифы на электроэнергию, газ, теплоснабжение, горячую и холодную воду, водоотведение в среднем на 12%. Пока жители не ощутили на себе новые цены на ресурсы, но как только в августе придут платёжки, появятся вопросы. Многие из них эксперты пытаются предупредить уже сейчас. «Сибирский энергетик» разобрался, как увеличится сумма платежа и насколько рационально повышение тарифов.
Тариф на самую главную строчку в платежке – на тепло – устанавливается не ресурсоснабжающими организациями, а региональной службой по тарифам. В Иркутске размер тарифа на тепловую энергию повысился с 929,47 до 989,65 рубля за Гкал (с учётом НДС 1001 рубль. – «СЭ»). Увеличение составляет около 6%. Тариф на горячее водоснабжение с 1 июля равен 70,76 рубля за кубометр. Кроме того, с 1 июля в Иркутске тариф на горячую воду становится двухкомпонентным: теперь отдельно будут рассчитываться носитель тепла вода и энергия, необходимая для подогрева.
Тема тарифа на горячую воду обсуждается давно. Возникали вопросы, что такое горячая вода. Это холодная вода плюс тепло, необходимое для её подогрева. Услуга двухкомпонентная. Такой расчёт способствует повышению прозрачности платежей. В квитанцию с августа добавляется новая строка, но это не значит, что иркутяне будут платить за услугу, которая раньше предоставлялась бесплатно. Просто услугу обнародовали, итоговая сумма не поменяется, её разделят на две составляющие.
Тариф на холодное водоснабжение с 1 июля в Иркутске поднимется с 8,25 до 9,83 рубля за кубометр, на водоотведение – с 9,52 до 9,85 рубля (с учётом НДС). Вырастет и тариф на электрическую энергию. Теперь жители областного центра будут платить за киловатт-час 0,82 рубля вместо 0,72.
По мнению коммунальщиков, такое повышение тарифов является недостаточным, чтобы содержать инфраструктуру региона в порядке. Предприятия до сих пор продолжают принимать на свой баланс бесхозные сети, которые требуют колоссального вливания денежных средств. Кроме того, растёт задолженность потребителей электроэнергии перед энергетиками.
На одном из иркутских информресурсов проводился «коммунальный опрос», какие проблемы в ЖКХ больше всего волнуют посетителей сайта. Как выяснилось, 46% (самое большое количество) проголосовавших выражают своё недовольство растущими тарифами на коммуналку. Прокомментировала такой расклад начальник управления модернизации и стратегического развития министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области Ирина Гладышева. Чиновница призвала иркутян, прежде чем высказывать свои недовольства, сначала разобраться в вопросе.
«Когда люди говорят о том, что они недовольны тарифами, на самом деле они имеют в виду, что их не устраивает размер итоговой суммы в платёжной квитанции. Для них тариф – общая стоимость жилищно-коммунальных услуг. Раньше эта стоимость была фактически одна и та же на протяжении года. Сейчас плата каждый месяц разная: есть потребление по индивидуальным приборам учёта, есть общее потребление по дому, зафиксированное общедомовым счётчиком. Объёмы услуг ежемесячно варьируются, а тариф остаётся неизменным», – рассказала Ирина Гладышева. Она добавила, что сумма платежа за жилищные услуги зависит от многих показателей, не только от тарифов. В частности, от решения собственников, сколько тратить средств на содержание подъезда, придомовой территории, ремонт дома, а также от желания самих жильцов экономично использовать ресурсы. 2