Байкальский туристический коллапс
Скромнее может стать масштабный туристический проект – международный этнокультурный центр «Байгал». Возможность его строительства изучают сейчас власти Ольхонского района и местные предприниматели. На минувшей неделе заместитель губернатора Иркутской области Лариса Забродская ознакомилась с позицией экологов и Сибирского отделения РГО. Часть их предложений – сокращение масштабов гостиничных объектов и спортивно-развлекательного комплекса – возможно, будет поддержана. Тем временем в поле зрения ЮНЕСКО попали старые туристические проекты – «Байкальская гавань» и «Ворота Байкала». Организация требует от разработчиков полной документации и ОВОС.
Плюсы и минусы строительства крупного туристического комплекса в Ольхонском районе продолжают изучать и взвешивать местные эксперты. Напомним, что о новой площадке на Байкале, где в перспективе может развиваться туристическое направление, стало известно в этом году. Активно поддерживают идею власти района.
В конце мая на официальном сайте администрации Ольхонского района появилось объявление: местных жителей приглашали ознакомиться с некоторыми деталями проекта (он размещён на сайте) и поучаствовать 28 июня в публичных слушаниях. Согласно документации по планировке территории международного этнокультурного центра «Байгал», размещён он будет «в местности Ая, местности Шаргай Еланцынского муниципального образования». Речь идёт о строительстве на берегу залива Ая культурного центра «Дархан» (площадь участка 13 гектаров, в том числе конференц-залы, конгресс-центры с актовыми залами на 500 и более мест). В рамках проекта в районе должны появиться театральные студии, симфонические залы на 100 мест, летний театр, отдел музея «Археология Байкальской Азии» для экспозиции коллекций Русского географического общества. Также планируется строительство в Ае ресторанов, кафе, баров на 170, 220 мест, автостоянок на 150 мест, гостиничного комплекса «Далай-Хурэ» (площадь участка – 50 гектаров). В местности Шаргай предусмотрено размещение стадиона на 6 тысяч мест, оборудованного для занятий художественной и спортивной гимнастикой, единоборствами, настольным теннисом, а также ипподрома на 400 мест, крытого лукодрома, борцовского зала, бассейна.
На самих слушаниях были высказаны две точки зрения: «за» такое строительство, которое позволит развивать на сегодняшний день дотационную территорию, и «против» – из-за экологического ущерба заповедной зоне при увеличении туристического потока.
На минувшей неделе, как стало известно «Сибирскому энергетику», вопрос обсуждался в правительстве Иркутской области – на встрече заместителя губернатора Ларисы Забродской, курирующей программы и проекты, связанные с развитием региона, и Виталия Рябцева, кандидата биологических наук, сотрудника организации «Байкальская экологическая волна». Как рассказал «Сибирскому энергетику» Виталий Рябцев, желание обсудить вопросы было обоюдным из-за того, что идея строительства «Байгала» оказалась резонансной: «Ещё неделей раньше вопрос мы обсуждали с участием более широкой аудитории – на собрании членов Сибирского отделения Русского географического общества. Учёные также оказались солидарны в том, что требуется пересматривать проект, насколько мне известно, разработанный по заказу администрации района, и вносить в него определённые изменения. В противном случае экологических потерь нам не избежать».
Член областного правительства высказала предварительную позицию властей. По словам Рябцева, Лариса Забродская согласилась, что отдельные объекты, которые предложено строить на Байкале, отличаются «гигантизмом». «Часть наших замечаний она поддерживает. Так, заместитель губернатора согласилась, что самые «опасные» места проекта – застройка огромным туристическим комплексом бухты Ая, а также слишком огромные масштабы строительства спортивного сооружения», – рассказывает собеседник «СЭ». Под сомнение поставлена целесообразность ещё одной идеи – строительства новой дороги, которая пойдёт в обход райцентра Еланцы и соединится с действующей сейчас трассой на Ольхон южнее моста через реку Ангу. Предполагаемая дорога пойдёт в объезд холмов по степным распадкам, что является её преимуществом по отношению к действующей, однако при этом она захватит леса Прибайкальского нацпарка.
Оставить неизменной заместитель губернатора предлагает идею размещения рядом со знаменитой горой Ёрд (сейчас в этой местности проводятся традиционные национальные состязания «Ёрдынские игры») духовного центра под названием «Боо», а также представительства тех народов и стран, где сохранился шаманизм. «Сейчас всё упирается в финансирование. Когда будет решён этот вопрос, начнётся разработка нормального проекта с оценкой воздействия на окружающую среду», – сообщил Виталий Рябцев.
Между тем новые угрозы Байкалу увидели участники 37-й сессии Комитета всемирного наследия, которая проходила с 16 по 27 июня 2013 года в Камбодже. Как пишет «Байкал инфо» со ссылкой на сайт «Вся экология», беспокойство вызывает план развития особых экономических зон «Байкальская гавань» (Бурятия) и «Ворота Байкала» (Иркутская область), т.к. это может привести к сплошной застройке уникальных лесных экосистем на восточном побережье Байкала, сообщает ЮНЕСКО. Поэтому Центр всемирного наследия настаивает на получении подробных материалов оценки воздействия на окружающую среду этих проектов. Новые угрозы Байкалу, по данным комитета, появились после принятия в ряд федеральных законов поправок, позволяющих развивать туристическую инфраструктуру на биосферном полигоне Баргузинского заповедника, а также после изменения положения о Байкало-Ленском заповеднике, допускающего прокладку туристических марш-рутов и рубку леса. Серьёзную озабоченность вызывают у комитета и планы Монголии по строительству ГЭС в верховьях реки Селенги, основного притока Байкала.
При этом комитет одобрил заявление России о закрытии Байкальского целлюлозно-бумажного комбината (напомним, премьер-министр Дмитрий Медведев официально заявил об этом в июне 2013 года во время визита в Иркутскую область) и приостановлении действия лицензии на разработку Холодненского месторождения полиметаллических руд до 2015 года. Однако беспокойство вызывает тот факт, что лицензия будет действовать до 2025 года, поэтому, по сути, проблема не решена.