«Иркутский зритель готов к опере»
Илмар Лапиньш поделился планами на следующий концертный сезон
Осенью исполнится четыре года, как дирижёр Илмар Лапиньш возглавляет Иркутский губернаторский симфонический оркестр. За это время коллектив заметно вырос, и одно из доказательств тому – гастроли в Европе, которые пройдут в августе и январе. Не так давно Илмар Лапиньш стал профессором Красноярской академии музыки, где было решено открыть факультет оперного и симфонического дирижирования. Но красноярцам дирижёр сразу заявил, что Иркутск бросать не собирается. Илмар Лапиньш подвёл итоги очередного сезона и рассказал о планах на следующий. Они уже утверждены.
Внимание русской музыке
– Чем порадовал вас концертный сезон? Какие работы привлекли внимание зрителей?
– Прежде всего тем, что мы начали уделять большое внимание русской музыке. Два года назад мы с женой были в Италии на новогодних концертах. И увидели, как популяризируется в Италии итальянская же музыка и как итальянцы любят и знают свою музыку. Я считаю, что россияне тоже любят свою музыку, но не знают её в той мере, в которой должны бы знать. Поэтому наша первейшая задача на сегодня какая? Мы же губернаторский оркестр, мы в первую очередь должны служить своей губернии, знакомить иркутян и жителей области с достижениями именно русской музыки. И в этом году я был очень рад тому, что у нас прошло несколько монографических концертов отечественных композиторов. Программы были посвящены Рахманинову и Римскому-Корсакову. Особенно я горжусь программой Александра Глазунова. Впервые в Иркутске прозвучала Третья симфония Глазунова. Чудеснейшая музыка, но безумно трудная.
– Трудная и для вас как для дирижёра, и для музыкантов?
– Конечно, я же не могу быть в отрыве от оркестра. Если для оркестрантов музыка трудна, то и для меня она тоже не будет лёгкой. Основная трудность заключалась в проработке деталей. Чтобы картина музыкального произведения была такой, какой она и должна быть, все детали должны быть отточены до мельчайших подробностей. И мы долго работали над этой филигранностью, заложенной в музыке Глазунова, в частности в Третьей симфонии, и сделали это с честью.
– Какие ещё музыкальные события можно отметить?
– Также у нас было такое знаменательное событие, как «Концерт памяти Отечественной войны 1812 года». Мы участвовали в фестивале Дениса Мацуева «Звёзды на Байкале», у нас было четыре программы, в том числе все фортепианные концерты Рахманинова.
Мы съездили на небольшие гастроли в Москву, в третий раз провели оперный фестиваль «Дыхание Байкала». Были концерты в городах области, выезды в Ангарск, Черемхово, Улькан, Магистральный, Жигалово. А если глобально, то моя мечта – открытие в Иркутске оперного театра. В этом году Губернаторский симфонический оркестр участвовал в трёх оперных постановках. Точнее, постановка была одна – «Летучий голландец» в Улан-Удэ, а в Иркутске две оперы были исполнены в концертном варианте – «Пиковая Дама» Чайковского и «Испанский час» французского композитора Мориса Равеля.
– Раз уж вы заговорили об оперном театре… Главное основание его отсутствия – нехватка голосов? В нашем музыкальном театре практически не ставят оперы по этой причине.
– Не согласен. Когда есть спрос, есть предложение. Голоса у нас есть, куда они денутся? Учился в Иркутском музыкальном училище студент Денис Ветров. Очень талантливый, участвовал на вторых партиях в трёх оперных постановках. И в этом году он поделился со мной, что мечтает продолжить свою учёбу у тенора Мариинского театра Константина Плужникова. По счастливой случайности я, когда учился в Ленинградской консерватории, жил с ним в одной комнате в общежитии. Я ему написал письмо, и Денис улетел в Санкт-Петербург. Он звонил мне пару дней назад, рассказал, что проходит по конкурсу одним из первых. Большей радости для меня не может быть. Посмотрим, как у него сложится жизнь, не исключено, что он вернётся в родной город. Так что голоса в Сибири есть. И мне радостно, что все эти четыре года, в течение которых я с оркестром работаю, стало модно учиться на вокальном отделении музыкального училища и музыкально-педагогического колледжа. И педагоги хорошие в Иркутске тоже есть.
– А иркутский зритель готов к опере?
– Конечно, это желание живёт в нём долгие годы. Театр оперы и балета из Улан-Удэ у нас часто гастролирует, и его спектакли всегда хорошо посещают. Так что опера востребована.
– Что вы можете сказать о наполняемости залов на концертах Иркутского губернаторского симфонического оркестра?
– Она очень высокая, у нас нет проблем с наполняемостью зала. Один маленький пример: в июне мы давали традиционный концерт, когда поют, играют и дирижируют молодые. И афишу по разным причинам вывесили лишь за три дня до начала концерта. За день до концерта было продано восемь билетов. Я уже готовился к самому худшему, но когда вышел на увертюру, то увидел, что две трети зала заполнены. О чём это говорит? Оркестр нужен Иркутску.
– Делаете ли вы детские программы?
– Конечно! В прошлом году мы выиграли грант и записали диск для тех детских учреждений, воспитанники которых не могут пойти на концерт.
Иркутяне услышат авторский концерт Алексея Рыбникова
– Когда откроется очередной сезон и чем?
– В октябре Первой симфонией Чайковского и оперой Римского-Корсакова «Моцарт и Сальери». Дирижировать будет наш гость из Израиля Лиор Шамбадал. А голоса наши: петь Моцарта будет Евгений Иганс, Сальери – Владимир Коварский, женский голос – Мария Тощева. Но ещё в августе мы отправимся на гастроли в Латвию, концерты будут проходить в Юрмале, в концертном зале «Дзинтари», где проводится «Новая волна». В сентябре традиционно дадим два концерта на фестивале Дениса Мацуева.
В середине ноября состоится авторский скрипичный концерт композитора Алексея Рыбникова. Мы с ним давно знакомы, и я уверен, что зрители с удовольствием посетят концерт живого гения современности. После – два или три спектакля «Травиата».
Пианист Филипп Копачевский будет играть фортепианный концерт Милия Балакирева, также прозвучит Первая симфония, которую он начал, но не успел закончить, за него это сделал Римский-Корсаков. Кроме того, запланирован концерт современной классической музыки. В марте должен приехать пианист из Германии Аркадий Ценципер, который будет играть Стравинского. Мы планируем сделать двухдневный фестиваль советской оперетты в Братске. А в январе нас снова ждут гастроли, на этот раз в Австрии и Югославии.
– А вы как-то строите планы? Сколько ещё пробудете в Иркутске?
– Отвечу по-другому – я не строю планов уехать отсюда. Когда-то я работал главным гастролирующим дирижёром в центре Галины Вишневской, и недавно меня снова пригласили туда. Когда я ездил в Амстердам, встретился там с Ольгой Мстиславовной Ростропович. Она открыто и в лоб задала вопрос: «Куда вы планируете отправиться после Иркутска?» Я ответил: «Никуда, я не собираюсь уезжать». И никакого удивления мои коллеги, узнав, что я дирижирую в Иркутске, уже не выказывают. После первого фестиваля «Дыхание Байкала» я поехал сидеть в жюри в Вене, и половина членов жюри знала, что в Иркутске проходит такой фестиваль. Потому что слухи распространяются очень быстро. Фестиваль в Вене или Париже может затеряться, а в Иркутске – нет.
– В чём вы видите сегодня миссию Губернаторского симфонического оркестра?
– В 1990-х годах я трижды привозил в Вену Камчатский камерный оркестр. В большом зале Венской консерватории шёл концерт Монтсеррат Кабалье, а в среднем зале имени Шуберта играли мы. Конечно, на оперную диву не было билетов, но и на камчатский оркестр их тоже не было – даже при очень скудной рекламе. После чего мне тогдашний камчатский губернатор Владимир Бирюков сказал: «Ты вывозишь наш оркестр и делаешь для Камчатки больше, чем кто-либо». И моя мечта сего дня – чтобы иркутский оркестр был гордостью не только Иркутска, но и России. Чтобы наш оркестр ездил по очень хорошим гастролям, престижным залам и нёс имя Иркутска, Иркутской области, иркутского губернатора (всё же мы – губернаторский оркестр), чтобы Иркутск с каждым днём становился всё более узнаваемым. Мы ведь четыре сезона подряд за пределы России не выезжали. А сейчас будут сразу три европейские страны – Латвия, Австрия, Югославия, и уже поступают предложения от очень престижных площадок в Европе. Это всё очень важно и для оркестра, и для региона.