издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Без серьёзных нарушений

  • Автор: АЛЁНА МАХНЁВА

Прокурорские проверки некоммерческих организаций в Иркутской области закончились неопределённостью. «Серьёзных нарушений не выявлено», – одной фразой комментируют итоги в ведомстве. В то же время представители НКО, получившие предупреждения о том, что по отдельным признакам могут соответствовать критериям «иностранного агента», фактически не могут продолжать свою деятельность, как раньше, а организация, которой прокуратура предписала в обязательном порядке зарегистрироваться в качестве «иностранного агента», намерена обжаловать это решение. Ясно одно: жизнь некоммерческого сектора уже не будет прежней.

Напомним, весной Минюст, фискальные органы и прокуратура по всей стране начали проверки некоммерческих организаций, связанные с вступившими в силу в ноябре прошлого года поправками в законах «О некоммерческих организациях» и «Об общественных объединениях». По обновлённому федеральному законодательству НКО, получающие деньги из-за рубежа и ведущие политическую деятельность, должны регистрироваться в качестве организаций, «выполняющих функции иностранного агента». Деятельность «иностранных агентов» жёстко регламентируется и имеет массу ограничений.

В Приангарье итоги проверок прокуратура планировала подвести к концу мая. Весной старший помощник прокурора Иркутска Вероника Кобелева, комментируя «Конкуренту» ситуацию в областном центре, обещала: «Результаты проверок будут доведены до сведения общественности». В июле представитель областной прокуратуры резюмировал: «Проверки проведены, серьёзных нарушений не выявлено».   

Представители иркутских НКО в отношении проверок не так сдержанны. Региональная общественная организация «Байкальская экологическая волна» (БЭВ) одной из первых попала в поле зрения проверяющих. Иркутская прокуратура, изучив документы НКО, вынесла представление: организация имеет признаки «иностранного агента» и должна зарегистрироваться в специальном реестре. В минувший четверг, говорит Марина Рихванова, руководитель БЭВ, пришёл официальный ответ уже областной прокуратуры: «Представление городской прокуратуры мы обжаловали в вышестоящей инстанции, она согласилась с формулировкой». «Байкальская экологическая волна» не будет регистрироваться в качестве «иностранного агента» и намерена оспорить и это решение: «Мы не являемся и не считаем себя «иностранным агентом», поскольку занимаемся не политической деятельностью, а исключительно экологической». По словам Рихвановой, основные признаки, по которым прокуратура считает НКО соответствующей описанию «иностранного агента», – зарубежное финансирование и прописанная в уставе возможность проводить митинги и экологические акции, несмотря на то что действия по охране природы не считаются политической деятельностью по закону. 

Не закончилась история с проверками и для молодёжного благотворительного фонда «Возрождение земли сибирской». «Фонд выполнил все предписания прокуратуры, – рассказывает его президент Елена Творогова. – После этого нам начала звонить налоговая и просить сообщить о доходах от продажи валюты. Откуда они взяли эту информацию, трудно представить – у нас даже нет валютных счетов. Может быть, в следующий раз ещё какое-нибудь ведомство обозначится с какими-нибудь странными запросами». НКО финансирует российская компания En+ Group. Средства с её зарубежных счетов были «засчитаны» как иностранное финансирование. «Возрождение земли сибирской» оказалось, по словам Твороговой, в неопределённо-подвешенном состоянии. «Если мы отказываемся от сотрудничества с нашим, российским бизнесом, кто-то другой готов предоставить средства для нашей деятельности? – задаёт она риторический вопрос. – Почему-то ни областной, ни федеральный бюджеты не захотели поддерживать нашу Школу экологического предпринимательства, помог только бизнес». 

Фонд получил предостережение – если вновь получит «зарубежное» финансирование и будет заниматься политической деятельностью, должен регистрироваться как «иностранный агент». 

Центр независимых социальных исследований и образования (ЦНСиО) тоже получил предостережение. В уставе НКО обнаружились два подозрительных пункта. Первый – о сотрудничестве с государственными органами и органами местного самоуправления по организации семинаров и круглых столов для обсуждения результатов исследований. «Казус правовой полный: чтобы сотрудничать с государством, мы должны зарегистрироваться как иностранный агент», – говорит научный директор центра  Михаил Рожанский.  Второй пункт –  распространение информации о деятельности организации и её результатах, инициативах по общественно значимым вопросам. «То есть социальная инициатива в принципе рассматривается как политическая деятельность. И все, кто её проявил, попадают в зону риска», – продолжает собеседник издания. Государство даёт понять, что социальная инициатива в стране наказуема, заключает Рожанский. 

Предостережение хоть и более мягкая мера по сравнению с представлением, которое получила БЭВ, но не несёт НКО ничего хорошего. Фактически она ставит организацию под негласный контроль, в любой момент её можно привлечь к ответственности, считает глава ЦНСиО. Ещё более рискованным оказывается соблюдение закона для тех, кому оно предписано: «Представьте ситуацию: НКО регистрируется как иностранный агент, – объясняет Рожанский. – В то же время существует уголовная ответственность за государственную измену с большими сроками. Регистрация в качестве иностранного агента – уже как бы явка с повинной. Осталось только в тот момент, когда тебя нужно закрыть – как человека, как организацию, – доказать, что какое-то из твоих действий наносит вред государству». 

Тема, требующая отдельного обсуждения, по мнению научного директора ЦНСиО, – «закон об иностранных агентах» – часть процесса, который можно назвать внутренней холодной войной, развязанной органами власти: «Это деление на потенциальных «своих» и «чужих» в целом в одном пакете с другими новыми законами. Часть людей объявляется «не нашими», которых можно преследовать». 

ЦНСиО не будет отказываться от сотрудничества с международными фондами, хотя сейчас в этом процессе некая пауза. Для исследовательской организации уйти от иностранных фондов – значит уйти от международного сотрудничества. И финансы здесь не самое главное: такое сотрудничество позволяет учёным ориентироваться на современный уровень гуманитарного знания и социальных исследований. «Отказ сотрудничать с международными фондами – отказ от планки, которую ты задаёшь себе, – продолжает Михаил Рожанский. – Есть некий научный этос, правила поведения. Мы неоднократно участвовали в российских конкурсах на государственные гранты, один раз получали, и знаем, что есть вещи немыслимые. Например, был случай, когда ЦНСиО косвенно дали понять, что если мы сделаем откат, получение гранта гарантировано. Естественно, мы отказались». Международные фонды, как правило, стремятся поддержать региональную науку и институты, что в принципе противоречит российским трендам в науке и образовании, ориентированным на централизацию. 

Сложности с поиском финансирования у НКО всегда были и есть, говорит Марина Рихванова. «По большому счёту, на деятельности организации проверка не отразилась, – считает руководитель «Байкальской экологической волны». – Мы как работали, так и работаем, достаточно успешно». Она надеется, что бессмысленность понятия «иностранный агент» вынудит власти отказаться от него или хотя бы более точно определить политическую деятельность. 

Отказ от «зарубежного» финансирования для фонда «Возрождение земли сибирской» ставит под вопрос само его существование. В таком случае надо закрывать организацию либо переходить от профессиональной деятельности к любительству, считает Елена Творогова, но работа в качестве «клуба по интересам» не приводит к значимым изменениям ситуации, на что ориентированы профессиональные НКО. «У нас пока однозначного решения, готового варианта действий нет, – говорит Творогова. – Будем, что называется, смотреть, как станут развиваться события». 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры