Кипучая волна «Байкала 2020»
Итоги работы молодёжного лагеря подводит министр по физической культуре, спорту и молодёжной политике
Очередной сезон лагеря «Байкал 2020» официально закрыт. Опустели палатки, не слышно музыку и смех на полянах под соснами. Но это ненадолго. Уже в середине июля в Большом Голоустном стартует форум «Инженеры будущего», единственная в России площадка для молодых машиностроителей. А потом всё начнётся сначала: подведение итогов, подготовка к новому сезону и новые планы, о которых нам рассказал министр по физической культуре, спорту и молодёжной политике Иркутской области Павел Никитин.
– Павел Викторович, на ваш взгляд, что особенно удалось в этом году, какие площадки были наиболее яркими и интересными?
– В общем и целом, я могу точно сказать главное – «Байкал 2020» состоялся. Он живёт, развивается и вполне оправдывает надежды, которые на него изначально были возложены. Лагерь задуман и существует не просто как развлекательно-оздоровительная площадка для молодёжи, он несёт большую смысловую нагрузку.
В этом году очень активной и интересной была площадка «Добровольчество». Там собрались почти 300 ребят, которые занимаются профилактикой наркомании и других социально-негативных явлений. Работа была организована при непосредственном участии Госнарко-контроля, и это сразу повысило её статус и вывело её на практически профессиональный уровень. Достаточно сказать, что в работе площадки участвовали главный нарколог России Евгений Брюн, заместитель руководителя аппарата государственного антинаркотического комитета Виталий Яковлев и многие другие авторитетные специалисты. В рамках молодёжного форума мы провели семинар-совещание секретарей антинаркотических комиссий в субъектах РФ и начальников отделов межведомственного взаимодействия в сфере профилактики территориальных органов ФСКН России Сибирского, Дальневосточного и Уральского федеральных округов. Получился очень представительный совещательный орган, который на глубочайшем профессиональном уровне обсудил проблемы реабилитации и ресоциализации наркозависимых. Одновременно поднимались и вопросы профилактики. Для Иркутской области такой разговор очень нужен, ведь уровень наркотизации у нас по-прежнему выше, чем в среднем по России.
Отработав день в Иркутске, семинар в полном составе выехал в лагерь. Там, на площадке «Добровольчество», целый день обсуждались проекты, которые представляли ребята. А защищать свои идеи им пришлось перед настоящими профессионалами, которые давали работам экспертную оценку. Конечно, получить рекомендации специалистов такого уровня, знающих всю глубину вопроса, все подводные камни, дорогого стоит. Молодые люди иногда рассматривали проблему поверхностно, видя только верхушку айсберга, но специалисты помогали им погрузиться в суть проблемы, понять, насколько она масштабна и глубока. В итоге у ребят кардинально менялся поход к решению проблемы, менялось мировоззрение.
– Какие впечатления сложились у вас от общения с участниками лагеря, вообще от работы «Байкала 2020»?
– По-моему, нам удалось собрать слой молодёжи активной, стремящейся чего-то добиться в жизни, реализовать какие-то мечты, планы. С ребятами было очень приятно общаться на любую тему, все они имеют активную гражданскую позицию. Только представьте себе эту потрясающую энергетику, когда в одном месте собрались 900 ребят, при этом среди них нет «пустых», нет потребительского отношения, никто не ждёт, что его станут развлекать, предлагать что-то. Наоборот – все они активны, все наперебой генерируют идеи, любое предложение немедленно подхватывается, развивается. Это впечатляет, здорово оказаться в такой компании, от них и сам подзаряжаешься энергией.
Причём я уверен, что мы зацепили лишь минимальный пласт активных ребят, на самом деле их намного больше. Просто сильны стереотипы, что попасть на «Байкал 2020» трудно, «все места заранее поделены» и так далее. На самом деле это вовсе не так. Принцип формирования лагеря прост и прозрачен, попасть туда не трудно. Необходимо представить свой проект по одному из направлений лагеря, пройти конкурсный отбор – и ты в лагере «Байкал 2020».
– Скептики обычно говорят о «бесполезности» подобных мероприятий. Были ли представлены проекты, которым лагерь реально помог осуществиться?
– Таких примеров уже немало. Многие помнят, как в прошлом году на «Байкале 2020» был представлен проект по разработке двухканального гидравлического насоса. Насос не обычный, а инновационный, даёт большой объём воды и большое давление одновременно, а энергопотребление позволяет сократить в два раза. В прошлом году его авторы, Сергей Козин и Александр Воронин, искали финансирование для изготовления опытного образца. В этом году все смогли увидеть результат их труда – опытный образец собрали, привезли в Большое Голоустное и запустили прямо на площадке, на глазах у изумлённой публики, доказав, что машина-то работает и выдаёт запланированные параметры! Теперь собираются сделать следующий шаг – будут изготавливать образец уже на настоящем производстве. Между прочим, потенциальный рынок ребята оценивают как 20% от всего мирового рынка насосов. Я надеюсь, мы ещё будем ими гордиться.
Есть ещё несколько инновационных проектов. Например, прибор, измеряющий пористость поверхности. Это очень востребованная вещь на многих производствах. Есть иностранные аналоги подобного прибора, но они сложны в эксплуатации, связаны с использованием жидкого гелия. Наши ребята разрабатывают патент и завершают сертификацию, будут запускать прибор в производство. Интерес к разработке уже проявили крупные монополисты.
– Не каждый проект может заинтересовать монополистов… Наверное, с социальными проектами всё сложнее?
– На самом деле, когда мы сидели в экспертном совете, оценивая проекты, эксперты даже спорили: кто даст деньги на реализацию некоторых социальных вещей. Настолько живые и интересные идеи были представлены. Подкупали искренность, энтузиазм и твёрдость, с которыми ребята берутся за дело. На вопрос: «Что вы будете делать, если не получите деньги?» – многие просто пожимают плечами: «Мы будем работать дальше, как и работали». Они ищут разные возможности реализовать свой проект, пробуют разные варианты, и «Байкал 2020» для них просто ещё один шанс. Это правильное отношение, и оно даёт свои плоды.
Например, один грант у нас состоял из двух частей, потому что сразу несколько человек хотели дать деньги на его реализацию. Проект действительно очень интересный. В каждом регионе есть банк данных детей-сирот, которые ожидают усыновления. Эта база данных зачастую формируется что называется подручными средствами. Воспитатели быстренько сняли всех ребятишек на сотовый телефон, скинули снимки в компьютер, сделали подписи, вот и всё портфолио. Потом потенциальный усыновитель должен посмотреть эти фотографии и увидеть за ними своего будущего приёмного сына или дочку. Не так-то это просто, если фотография некачественная, а ребёнок на ней на самого себя не похож. Страшно подумать, как от одной фотографии зависит судьба человека. Есть ещё один момент: у детей, первые месяцы и годы жизни проводящих в домах ребёнка и детских домах, просто нет детских фотографий. В семье родители фотографируют каждый шаг своего чада. А детдомовские ребята, вырастая, даже не знают, как они выглядели в раннем детстве.
Идея авторов проекта проста, как и всё гениальное. Девушка, которая защищала проект собрала команду молодых фотографов, снимающих детей-сирот с помощью профессиональной техники. Каждому ребёнку создают настоящее портфолио. Затем эти же фотографии собирают в банк данных для будущих усыновителей. Причём у ребят есть подход к детям, они даже организуют какие-то сценки, чтобы ребёнок раскрылся, чтобы счастье в глазах засветилось. Даже если малыша никто не усыновит, у него останется детский фотоальбом на память. Честно скажу, за этот проект спорили несколько экспертов, которые просто по-человечески захотели помочь.
– Когда нужно начинать готовить проект, если молодой человек хочет поучаствовать в следующем сезоне лагеря «Байкал 2020»?
– Как только утверждается бюджет лагеря на будущий год, мы начинаем принимать проекты. Обычно это бывает зимой. Информация сразу же появляется на сайте министерства по физической культуре, спорту и молодёжной политике. Но работать над проектом нужно уже сейчас. Идеи ведь могут быть очень простыми, но реалистичными. Может быть, не стоит сразу пытаться переделать весь мир, достаточно сделать его чуть лучше вокруг себя. На форуме получил поддержку паренёк из деревни Филипповка Зиминского района. У них на всю деревню нет ни одного спортивного объекта. Причём ребята прекрасно понимают, что ждать, пока кто-то придёт и построит, не приходится, потому что даже в городах не хватает спортивных площадок и стадионов. Идея очень проста – построить каток своими силами. Есть проект, есть согласование от администрации, нужно 45 тысяч рублей на материалы и технику. Деньги ребята получили прямо на форуме, теперь ждём приглашения на открытие катка.
– Поедете?
– Пригласят – обязательно поеду. Кстати, времени у ребят мало остаётся. Сам организатор проекта нынешней осенью станет студентом и переедет в Иркутск, поэтому нужно успевать строить.
Проекты-победители получили поддержку на суммы от 15 до 100 тысяч рублей. Здесь всё было очень индивидуально и зависело от самого проекта, его стоимости, многих других параметров. Весь грантовый фонд составлял более 800 тысяч рублей. Это как средства предприятий, так и частные пожертвования. Сама организация лагеря обходится региональному бюджету в 9 миллионов рублей. В Сибирском федеральном округе три подобные площадки – АТМ-Алтай, ТИМ-Бирюса в Красноярском крае и наш «Байкал 2020». Они все работают под личным патронажем полпреда президента в СФО Виктора Толоконского и губернаторов.
– «Байкал 2020» позиционируется как международный лагерь. Среди победителей были иностранные проекты?
– В этом году у нас в общей сложности было около 900 участников. Кроме Иркутской области были представлены 26 регионов России. Было несколько ребят из Казахстана, несколько вьетнамцев и две девочки из Техаса, правда, они бывшие иркутянки, просто уехали в США на постоянное место жительства. К сожалению, ни один иностранный проект не дошёл до финала.
Зато площадка по развитию межнациональных отношений прошла с большим успехом. В третий раз у нас работал федеральный эксперт, директор московского центра межнационального сотрудничества Ашот Айрапетян. Он подсказал несколько очень хороших идей по привлечению в лагерь федеральных ресурсов. Мы попробуем эти идеи реализовать к следующему сезону. Сибирь вообще славится тем, что здесь испокон века мирно уживаются разные народы. В лагере собрались ребята самых разных национальностей. Ашот Айрапетян сказал даже, что с запада нужно привозить сюда молодых людей и показывать, как в жизни могут работать те модели, которым они учатся только теоретически. Потому что у нас принципы толерантности и веротерпимости давным-давно стали нормой жизни, здесь не нужно кого-то учить этому, здесь уже давно построены добрые межнациональные отношения. Наоборот, у сибиряков нужно учиться, культивировать эту идею на федеральном уровне.
– И всё-таки одна неделя – не слишком ли мало времени для такого мероприятия? Не планируете расширять лагерь?
– Одной недели вполне достаточно, чтобы качественно провести такое мероприятие. Там ведь очень быстро становится понятно, кто есть кто, и бутафорские проекты, «не совместимые с жизнью», отпадают в первые дни. Их авторы моментально переключаются и начинают участвовать в обсуждении жизнеспособных проектов. Бывает такое: теоретически казалось, что всё интересно, но эксперты всё раскладывают по полочкам и доказывают, что реализовать идею невозможно. Это тоже здорово, это замечательная школа и возможность попробовать свои силы. Я присутствовал на тренингах, где каждый должен был за 40 секунд качественно представить свой проект. Человек работал над проектом, он его знает, и там есть о чём говорить, но вдруг он «плывёт». Это ведь тоже наука – тезисно представить свою идею. Иногда такое умение жизненно необходимо, ведь инвестор не будет слушать тебя полчаса, он готов потратить минуту-две, и если ты не успел за это время его заинтересовать, значит, шанс упущен. И тут некого винить, это твоя недоработка, твой низкий профессиональный уровень и неумение продать проект. Нужно было видеть, с каким азартом ребята поддерживали друг друга, как разбирали ошибки, советовались. В таком живом диалоге оттачивались проекты.
Нам очень важно сохранить этот дух поиска. Поэтому, в частности, Виктор Толоконский не является сторонником идеи существенного расширения количества участников. За большим количеством легко потерять качество, то самое смысловое насыщение, и лагерь приобретёт скорее спортивно-развлекательное направление. Не хотелось бы перейти эту грань. Нам ведь важно сохранить «Байкал 2020» как образовательную площадку, как средство формирования активного слоя молодёжи. Напитавшись в лагере идеями, набравшись опыта, ребята в жизни начинают генерировать вокруг себя некое силовое поле, которое заряжает энергией окружающих, увеличивая число активных людей. Наша задача собрать здесь эту молодую, кипучую волну, а потом выплеснуть её в регион.