Хитрость города берёт
Начало лета для жильцов девятиэтажного дома на Омулевского, 20, и двух пятиэтажек под номерами 128 и 130 на Красных Мадьяр оказалось омрачено строительством прямо под их окнами. Компания-застройщик «ВостСиблесСтрой» сровняла с землёй небольшую детскую площадку с новыми качелями, скамейками и высаженными деревьями и на освободившихся квадратных метрах вплотную к жилым домам вырыла котлован. В четверг на огороженную площадку пригнали строительную технику. Инициативная группа жильцов уже обратилась во все инстанции, но там не увидели нарушений в возведении капитального здания на пятачке со сторонами 25 и 50 метров.
Банкротство не смутило
Освоением участка по адресу Омулевского, 20, в двухстах метрах от одноимённой остановки несколько лет назад занялось ООО «Восточно-Сибирская лесная компания».
В 2007 году на пустыре выросла первая девятиэтажная блок-секция. Через три года рядом возникло двух-этажное офисное здание, в котором сейчас арендуют помещения более десятка фирм. В третью блок-секцию в девять этажей жильцы стали заселяться в 2010 году. Несмотря на внешнее благополучие небольшого комплекса зданий, у застройщика появились проблемы. Рассчитаться по долгам с подрядчиками не получилось, и в июне 2012 года Арбитражный суд Иркутской области признал Восточно-Сибирскую лесную компанию банкротом.
Однако судебные тяжбы не стали препятствием для руководителя предприятия, который пожелал продолжить деятельность. После банкротства Восточно-Сибирской лесной компании в борьбу за оставшийся рядом с тремя блок-секциями клочок земли вступило ООО «ВостСиблесСтрой». Новый игрок строительного рынка отличался от прежнего не многим. Руководит им тот же генеральный директор Александр Кривошеев, расположено оно по тому же адресу и даже обладает прежним телефонным номером. На приглянувшейся застройщику небольшой детской площадке, вплотную окружённой тремя жилыми домами, недавно установили новый городок, а пенсионеры из соседних домов разбили клумбы.
Старшая по подъезду девятиэтажной третьей блок-секции Анна Стручкова рассказала о масштабах бедствия: «Здесь было много деревьев, шикарная детская площадка, всё благоустроено: качели, скамейки, урны. Всё снесли, аккуратно подчистили. Когда мы вызвали экологическую экспертизу, ни одной щепочки не осталось от деревьев, поэтому доказать факт вырубки невозможно, соответственно, никакого штрафа на застройщика не наложено. В своё время мы за свой счёт оборудовали контейнерную площадку для мусора, обнесли кирпичом. Её разбомбили, а контейнеры перенесли на другую улицу. Я считаю, что это просто издевательство над людьми, и жильцам предлагаю мусорные пакеты складывать около офиса застройщика или прямо на стройку».
Несмотря на явную стеснённость, министерство имущественных отношений Иркутской области продало участок под строительство административного здания, а комитет по градостроительной политике администрации Иркутска в феврале этого года выдал разрешение на строительство. Тянуть в «ВостСиблесСтрое» не стали и с началом строительного сезона загнали на площадку технику, вырыли котлован, при этом повредив сети и оставив жителей дома на Омулевского, 20, на два дня без электричества. Некоторое время на площадке стояло затишье, но в минувший четверг сюда снова зашли рабочие и экскаваторы, приступившие к углублению котлована.
По словам Анны Стручковой, в борьбе за свои права ходить приходится по замкнутому кругу: «По образованию я строитель и знаю все нормы, письма в инстанции мы писали с их учётом, перечисляли нарушения градостроительных правил, но безрезультатно. Сложилась ситуация, когда застройка оказалась не подконтрольной вообще никакому органу. Письма, которые мы отправляли и мэру, и губернатору, и на федеральный уровень, пересылали в Стройнадзор Иркутской области, а оттуда мы получаем один ответ: данная застройка под государственный контроль не попадает».
Призрак многоэтажки
«В разрешении указаны следующие параметры: количество этажей – два, общая площадь – 829,6 квадратного метра. Согласно Градостроительному кодексу РФ, строительство объекта с такими параметрами не является объектом государственного надзора», – заявили в Службе государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области и напомнили, что объект становится поднадзорным, если высота превышает два этажа, а площадь – полторы тысячи квадратных метров. Собственную проверку провела Служба архитектуры Иркутской области. В ведомстве также не обнаружили нарушений в действиях комитета по градостроительной политике Иркутской области, выдавшего разрешение на строительство. Однако председатель градкомитета Денис Воронов на июньских депутатских слушаниях признал, что «площадка очень стеснённая» и «объект в том виде, в котором строится сегодня, существовать не может».
По словам Дениса Воронова, на прекращение действия разрешения на строительство у городской администрации нет оснований, и появиться они могут только по решению суда. «Звучит абсурдно, но жителей, обратившихся в администрацию, я проинструктировал, как подать в суд на мой же комитет и пошагово оспорить градостроительный план, выданный по данной площадке», – говорит Денис Воронов. Однако, констатирует Анна Стручкова, отзывчивости от государственных и муниципальных органов, которым «надоел этот цирк», жителям так и не удалось добиться. «Услуги хорошего юриста, который сможет сопровождать дело в суде, стоят 30–40 тысяч в месяц. Немногие из наших жильцов согласятся их оплачивать», – добавляет старшая по подъезду.
Кроме того, что строительство идёт на пятачке вплотную к домам, жильцов беспокоит и другая проблема. По их данным, застройщик не планирует ограничиться двумя этажами. «Мы вышли на агентство недвижимости, которое там уже продавало квартиры на шестом и восьмом этажах. Потом они, видимо, поняли, кто мы такие, и залегли на дно. Мы пытались уловить момент, когда люди начнут покупать квартиры, но ведь вы понимаете, они не хотят рисковать и заинтересованы в том, чтобы этот дом построили. Я разговаривала с женщиной из первой блок-секции, она уже договорилась с застройщиком, был заключён договор, но банк отказал ей в оформлении ипотечного кредита», – говорит Анна Стручкова.
Если в ходе строительства этажность здания будет превышена, местные жители намерены обратиться в надзорные органы. «Сложно поймать момент, но соответствующее обращение будет подготовлено. Однако пока пройдут тридцать дней, отведённые на время проверки, вырастут ещё два этажа. И сносить их уже никто не будет», – прогнозирует Анна Стручкова. Тем более что опыт превышения этажности у застройщика уже есть: третья блок-секция на Омулевского, 20, проектировалась в шесть этажей, но в процессе строительства дом трансформировался в девятиэтажку. Сейчас жильцы ждут, что будет дальше, однако настроение у них уже не такое боевое. По словам Анны Стручковой, в её квартире разбивали окна, а вечером на улице её встречали и предупреждали, что не стоит раскручивать ситуацию.
Менеджмент компании «ВостСиблесСтрой» в течение недели был недоступен для комментариев. Двери офиса, расположенного в первой блок-секции на Омулевского, 20, постоянно закрыты, соседи-арендаторы также не владеют информацией о местонахождении сотрудников компании.