издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Букеты цветов на капитанском мостике

Когда три года назад Наталью Сысоеву избрали председателем правления Иркутского регионального отделения Союза художников России, кое-кто выражал сомнение – потянет ли? Да, молодая, да, энергичная, к тому же яркая и самобытная художница, но ведь воз, который ей предстояло тянуть, – это вам не участие в очередном вернисаже принять. Надо прямо сказать, до неё пост председателя правления считался чуть ли не лобным местом. Огромное количество проблем, финансовых и хозяйственных, лишало сна и покоя.

«Главные успехи впереди»

Одни только долги по налогам, неопределённость с творческими мастерскими художников – членов союза, да если всё перечислять – места не хватит. Тема нерешённых вопросов отнюдь не способствовала созданию доброго настроя как у художнической братии, так и у самих членов правления. Общие собрания организации подчас напоминали ристалище: обиды, недовольство выливались в перепалку, взаимные обвинения и претензии. Доходило чуть ли не до драки. Так что багажу, который достался Сысоевой, вряд ли кто мог позавидовать. Разгребать завалы, искать и находить пути решения застарелых проблем, выстраивать стратегию дальнейшего развития иркутской школы изобразительного искусства – всё это требовало смекалки, немалых усилий, времени и, если хотите, организаторского таланта, умения ладить с людьми. К тому же не будем забывать, что художественная и административная виды деятельности – вещи совершенно разные. Одно дело – стоять у мольберта, смешивая краски, другое – решать кадровые вопросы, разбираться с бухгалтерскими и хозяйственными делами. Небо и земля!

А то, что приходилось делать на виду у всех – открывать выставки, говорить красивые речи, дарить цветы юбилярам, – это, по замечанию самой Натальи Сергеевны, верхушка айсберга, малая часть того круга обязанностей, которые стали для неё буднями – подчас и рутинными, и заполошными.

Забегая вперёд, скажу, что не ошиблись братья-художники, доверив этой красивой, обаятельной женщине бразды правления. И когда в одну из наших последних встреч я задал ей шутливый вопрос: «Ну как вам живётся на лобном месте?» – Наталья улыбнулась, ответила просто и коротко: «Работаю!» И результаты этой работы налицо: организация рассчиталась с долгами, решён вопрос с передачей художникам мастерских на безвозмездной основе, активизировалась издательская деятельность, атмосфера в художнической среде заметно потеплела. Сказать, что заслуга в этом принадлежит одной лишь Наталье Сысоевой, было бы неправильно. Вместе с ней в правление пришли молодые и энергичные коллеги, с которыми, считает моя визави, горы можно свернуть.

Да взять хотя бы подготовку к 80-летнему юбилею Иркутской организации творческого союза. Апофеозом целого ряда мероприятий, акций стала грандиозная юбилейная выставка, развёрнутая в ноябре 2012-го на просторах выставочного зала Сибэкспоцентра. Под его сводами разместилось более 900 произведений живописи, графики, декоративно-прикладного искусства. Впечатляло и количество участников – около 250 художников. «Мы очень старались, – сказала, выступая под занавес перед участниками и гостями выставки, Наталья Сысоева. – Хотели показать всё лучшее, что создано руками и талантами наших замечательных земляков. Очень приятно, что не иссякает творческий потенциал нашей организации. И я уверена: главные успехи впереди». Хоть это, вспомним её собственные слова, и верхушка айсберга – выступать на юбилейных торжествах, но как радостно бьётся сердце, какое это счастье – ощущать себя частицей праздника. Более того, стать одним из именинников юбилейного года, того незабываемого дня, когда ей, одной из немногих, была вручена золотая медаль Союза художников России «За выдающийся вклад в изобразительное искусство России».

Сказка живописи

И здесь, думается, самое время вернуться к основной ипостаси нашей героини – художника. Мы беседуем с Натальей Сергеевной в её председательском кабинете – на третьем этаже Дома художника. Я включаю диктофон и с удовлетворением отмечаю умение моей собеседницы вести беседу легко и непринуждённо. Говорю ей об этом. Наталья смеётся: издержки производства, дескать, даёт о себе знать опыт преподавательской работы. Конечно, я не мог не спросить, как она выбрала свою профессию? «Сложно об этом говорить – ответила Наталья Сергеевна. – У меня такое ощущение, что профессия выбрала меня. В детстве, как известно, многие дети любят рисовать, пытаются выразить себя, своё видение мира. Я, как говорится, не исключение».

А вхождение в профессию началось, пожалуй, вскоре после того, как родители перебрались из Ангарска в Иркутск. Бабушка, большая, кстати, любительница живописи, привела её, уже взрослую девочку – Наташа училась в 9 классе, в художественные мастерские, что по ул. Энгельса. Да не к кому-нибудь, а к самому Владимиру Тетенькину, замечательному художнику, мэтру живописи, с которым она, бабуля, была знакома ещё с тех пор, когда мастер жил и работал в Ангарске. Эта встреча, уверена Наталья, и определила её дальнейшую судьбу. Владимир Владимирович угадал в ней талант и посоветовал поступать в училище искусств, на живописно-педагогическое отделение. И здесь, в училище, судьба улыбнулась ей ещё раз. Наталья попала в группу, которую набрал только что приехавший из Красноярска после окончания художественного института молодой и амбициозный Сергей Казанцев. Педагог от бога, Сергей Иванович душу вкладывал в каждого из питомцев. Разработанный им курс рисунка и композиции пользовался небывалой популярностью у студентов. Причём свои теоретические выкладки Сергей Иванович великолепно подкреплял и подтверждал собственным творчеством. Вот так, под влиянием двух незаурядных личностей, Тетенькина и Казанцева, и шло постижение тайн искусства, формирование Натальи как профессионала.

– А какие жанры в живописи привлекали вас в большой мере? – интересуюсь.

– Пейзажи, наши сибирские уголки природы, – ответила Наталья. – А ещё цветы! Это такой простор для художника – праздник красок, настоящая сказка живописи!

Её слова лишь подтвердили моё предположение. Да, это конёк художницы. На многочисленных выставках самого различного уровня работы Сысоевой сразу узнаются по особой, неповторимой манере письма, незатёртости взгляда, идёт ли речь о зимнем деревенском пейзаже, байкальских видах или натюрморте с цветами. Я бы даже употребил такие определения, как музыкальность красочного строя, особый лирический настрой, который сообщается и нам, зрителям.

– Я не фаталист, – продолжает Наталья, – но в моём случае, безусловно, есть определённый знак судьбы. Большая удача для человека, который выбирает свой путь, встретить своего учителя, высокого профессионала. Ведь несмотря на все твои задатки, таланты, которые, кстати, есть у многих, крайне важно найти хорошего педагога, который поможет отыскать, развить это качество, нащупать в себе пульс своего творческого «я». Но, увы, происходит такое не всегда. Порой недостаёт внимания, нет контакта, когда педагог может рассказать лишь о секретах мастерства, как, скажем, краски смешать, на холст их положить. Воспитывает и личность самого педагога, его взгляды на искусство. Находясь рядом с мастером, ты как бы погружаешься в его стихию: учат и его манера говорить, и отношение к жизни, да и сам характер, увлечённость профессией.

– Что я почерпнула и что дало возможность найти себя – сегодня лишь воспоминание, – замечает Наталья. – Меня, например, удивляла и поражала работоспособность Тетенькина. И он, и Сергей Иванович писали большие, фундаментальные холсты, причём каждый из них старался в свои работы заложить глубокий философский смысл. Ежедневный труд – это главный урок, который я усвоила, общаясь с этими необыкновенными людьми. Причём работать надо активно, мощно, много. С этим я живу и сегодня. Пример учителей во многом и определил дальнейшие шаги. Закончив училище, Наталья осталась в его стенах уже в качестве преподавателя, вела спецпредмет – рисунок. Десять с лишним лет общения с будущими художниками убедили в главном – педагогическая работа даёт художнику стимул к саморазвитию, она требует постоянного движения мысли, здесь нельзя останавливаться. Чтобы диалог со студентами был содержательным, интересным, ты должен впитывать в себя массу информации, много читать, бывать в музеях. И, конечно, не забывать о собственном творчестве.

Повороты судьбы

А помнит ли она свою первую выставку, своё участие в ней? Конечно, это же незабываемо! Наталья была ещё студенткой, когда одна из её работ попала на областную выставку. Конечно же это были цветы, букет ромашек, написанный маслом. Дебют оказался успешным – со временем цветочная тема стала излюбленной. Одна из её многочисленных персональных выставок так и называлась: «Цветы в моём доме».

Повороты судьбы… Для натур деятельных, ищущих они не кажутся чем-то из ряда вон. Так и в случае с Сысоевой. Мало кого удивило её решение оставить интересную и весьма успешную работу в училище и снова сесть на студенческую скамью – на сей раз в Иркутском политехническом университете на кафедре искусствоведения. Диплом искусствоведа получила в 2001 году. И снова судьба делает совершенно неожиданный зигзаг. Наталья получает приглашение преподавать в республике Корея, в университете города Тейджон – читать лекции на факультете изобразительных искусств. Надо ли говорить, с какой отвагой и энергией она окунулась в эту стихию – и знакомую, и совершенно непохожую на привычную, российскую. Университетскому руководству пришёлся по душе знающий, деятельный специалист, художническая жилка Натальи Сысоевой. Поэтому совершенно понятна их просьба о продлении контракта – так к одному году добавилось ещё три. Домой вернулась в 2005 году с солидным багажом впечатлений, опыта и знаний.

– Четырёхлетняя командировка, – рассказывает Наталья Сергеевна, – очень серьёзно на меня повлияла. Признаться, первое время я не могла войти в привычную колею. Там, в Корее, другие краски, совершенно другой колорит, другое ощущение природы. Нет нашей проникновенности и лиризма. Всё ярко, декоративно, своеобразно. Ничего не скажешь – красиво, глаз радует. Но ты не знаешь, как подступиться к теме. Тем не менее привезла в Иркутск серию своих произведений, созданных в Корее, организовала выставку.

Работа в Корее помогла наладить дружеские связи, творческие контакты. После возвращения закрутился большой выставочный проект с участием трёх стран – Кореи, Японии и России. Первая выставка с успехом прошла в выставочном центре имени Рогаля, команда наших художников в составе шести человек побывала в Корее. Надо ли говорить, что такой взаимообмен очень полезен, плодотворен.

– Несколько слов о «корейских» впечатлениях?

– У нашего восточного соседа исключительно своя специфика, своё отношение к жизни, своя философия. И всё это, понятное дело, отражается на изобразительном искусстве. У корейцев совершенно другая методика преподавания, много отличий от нашей, русской школы. Они практически не работают с натуры. Вещи у них ассоциативные, визуальные, с особым смыслом. Главное для корейских студентов – отыскать свой стиль, найти свой язык, они совершенно свободны в поисках своего творческого «я». Каждый автор стремится к полнейшей художественной идентификации – «это я и только я».

Мартовские всходы

– После возвращения домой вы получили приглашение работать в политехническом университете на кафедре дизайна и сегодня являетесь доцентом этой кафедры. Как удаётся соединять все эти ипостаси – художника, педагога, администратора?

– Пока что удаётся! О приоритетах говорить не буду – все ипостаси важны. Но прежде всего я, конечно же, художник. Иркутянам хорошо знакомо творческое объединение «М’АРТ», которому в этом году исполняется 13 лет. С большой охотой я участвую в его работе, в ежегодно проводимых выставках, в последние годы ставших тематическими. И что очень важно: каждая экспозиция составляется из совершенно новых работ. Так что марку приходится держать. И не открою секрет, если скажу: настоящий художник не может жить без каждодневных хлопот, без веры в себя, в свой успех, в победу над собой.

– Известно, что в объединении «М’АРТ» полнейший матриархат – исключительно женщины. А на каком же месте для них семья, дети?

– Многие считают, что искусство, в том числе живопись, не женская профессия, так как требует много времени: отрывает от дома, от семьи, от педагогической работы. 

Что ж, такова уж женская доля – нести этот груз. Что поделаешь, если в тебе теплится искорка. Тут нужны понимание и помощь и дома, и семьи. Моему сыну, кстати, в августе исполнится 20 лет. Лучшего помощника мне не надо.

Как же начинался «М’АРТ»? Конечно, с первой выставки, которая открылась в марте 2000 года в Доме писателей по улице Степана Разина. Тогда никто и не предполагал, что эта самая обычная экспозиция, коих множество проходит в выставочных залах Иркутска, станет точкой отсчёта начала существования нового творческого объединения, сложившегося, на первый взгляд, без определённой концепции. Разумеется, подбор участников и экспонатов не был совершенно случайным, просто трое из художников – Ольга Жигарева, Регина Присяжникова и она, Наталья Сысоева, – учились в одной группе у замечательного педагога Сергея Казанцева, а с Натальей Балакиной они познакомились и подружились на пленэре в Листвянке. И как итог – первая совместная выставка «Весна молодая».

 

«А будет ли подобный вернисаж в следующем году?» – спросил кто-то из журналистов. «Конечно!» – ответили наши первопроходцы. С тех пор и началось…

Сегодня мартовцы проводят мастер-классы, выставки, конкурсы, активно участвуют в организации городских праздников с привлечением молодёжи, студентов, включая членов собственных семей, детей. Главный же импульс – дух одной команды. И такой ещё штрих – в течение последних 5-6 лет группа добилась признания, практически все вступили в Союз художников России.

Как держать форму

– И ещё несколько слов о своей новой должности – председателя правления.

– Когда решаешь проблемы поверившего в тебя коллектива, понимаешь, что ты уже не принадлежишь себе, что-то меняется в психологии. Осознание того, что на тебе лежит вся мера ответственности не только за сегодняшнее состояние дел в организации, но и за её завтрашний день, требует большой ответственности и самодисциплины. Я поняла, что, не имея определённого плана, поддержки в коллективе, трудно, почти невозможно к чему-то стремиться. Но не хочется опускать планку, тем более что последние два с половиной года были для нас весьма плодотворными. Пунктирно о некоторых заметных событиях. С большой, можно сказать, великолепной выставкой в честь 350-летия Иркутска побывали в Моск-ве, на её основе подготовлен и выпущен альманах «Художники – городу». В рамках празднования 75-летия Иркутской области проведено немало интересных акций, выставок. Одна из них прошла опять же в Москве, в самом центре – в музее имени Вернадского, что напротив стен Кремля. Ещё одна выставка была показана в здании Госдумы. Обе экспозиции вызвали огромный интерес. Ещё бы! Сибирская природа, байкальские пейзажи буквально покорили зрителей. Не могу не упомянуть о реализации ещё одного большого проекта – «Учитель и ученик». В его рамках в Иркутском художественном музее прошла выставка-конкурс студенческих работ, ставшая рекордной по количеству номинаций. Она имела статус международной. К нам приехали монголы, корейцы. Несколько раньше с участием мастеров кисти из-за рубежа состоялся пленэр на острове Ольхон. К юбилею нашего творческого союза создана серия фильмов о ведущих иркутских художниках. Словом, сделано немало. И, как я уже сказала, планку опускать мы не намерены.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры