издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Мы несём за неё ответственность»

Дорогу через Братскую ГЭС ремонтируют за счёт энергетиков

Капитальный ремонт дорожного полотна идёт на автомобильном мосту через плотину Братской ГЭС. Покрытие меняют на второй его половине – первые 450 метров отремонтировали ещё в 2011 году. Работы финансирует ОАО «Иркутскэнерго», которое несёт эксплуатационную ответственность за мост и прилегающую часть дороги.

«На плотине начался ремонт дорожного полотна. Точнее сказать, замена. Не завидую тем, кто живёт или работает на правом [берегу Ангары]» – такое сообщение вечером 30 мая опубликовал один из пользователей братского городского интернет-форума. За прошедшие неполные четыре недели в теме набралось 199 сообщений – в основном писали о том, что в заторах на братских улицах виноваты водители, которые излишне бережно относятся к своим машинам и едут крайне медленно, усугубляя и без того непростую дорожную обстановку. Впрочем, качество асфальта на городских магистралях посетители глобальной сети ругают гораздо активнее, а в случае с автомобильным мостом через Братскую ГЭС оно, как пишет пресс-служба местной администрации, «вызывает многочисленные нарекания со стороны горожан».

Десятикратная нагрузка

Мост этот ввели в строй в 1967 году, одновременно со сдачей в эксплуатацию самой станции. Вопреки распространённой практике, его разместили не в нижнем бьефе ГЭС, а на теле плотины – иначе не позволяла сложная конфигурация Падунского каньона (кстати, по той же причине на гребне плотины построили железнодорожный мост). Тогда же было заложено конструктивное ограничение: толщина дорожного полотна не может быть более 7 см, чтобы не превышать допустимую нагрузку на пролётные строения. При этом мосты через плотину Братской ГЭС – и автомобильный и железнодорожный – строили как временные сооружения, а в дальнейшем предполагалось возведение отдельного перехода через Ангару в нижнем бьефе станции. Уже в восьмидесятые его строительство наметили на тринадцатую пятилетку, то есть между 1991 и 1995 годами. Однако распад СССР эти планы перечеркнул. Уже в новое время, в 2010 году, ОАО «Иркутскгипродорнии» разработало технико-экономическое обоснование строительства моста, предполагавшее пять вариантов размещения автомобильной и железной дорог, чья стоимость варьировалась от 100 млрд. до 130 млрд. рублей, но эти средства до сих пор не предусмотрены ни в одной государственной программе, касающейся дорожного строительства. 

Так что пока мост через плотину Братской ГЭС остаётся не только единственной дорогой для горожан с левого берега Ангары на правый, но и частью федеральной трассы «Вилюй», ведущей в направлении Усть-Кута и городов и посёлков Якутии. И нагрузка на него существенно превышает ту пропускную способность, что была заложена в проекте: если строители станции исходили из того, что через неё за сутки будут проезжать не более 3 тыс. автомобилей, то сегодня реальная интенсивность движения превышает 30 тыс. машин ежесуточно. «Причём весить транспорт стал гораздо больше, чем раньше: сейчас по дороге ходят американские грузовики массой под 40 тонн», – рассказывает главный инженер Братской ГЭС Павел Илюшин. Нагрузка на ось у них значительно больше, чем, скажем, у вышедшего в том же 1967 году «КрАЗа-255», что не лучшим образом сказывается на асфальте – на нём образуются колеи и выбоины. 

Быстрый ремонт за свой счёт

Впрочем, сказанное применимо лишь к половине моста: 450 из 900 м автодороги капитально отремонтировали в 2011 году. Ремонт сделали на совесть, так что нареканий к качеству дорожного покрытия за прошедшее время не возникало. Теперь пришла очередь второй половины моста. Покрытие на ней заменят полностью. Кроме того, будет произведён ремонт дороги, примыкающей к мосту, – примерно по 250 м на правом и левом берегах Ангары. Несмотря на то что мост и прилегающие к нему участки тракта являются частью федеральной автотрассы «Вилюй», финансирует работы ОАО «Иркутскэнерго». Затраты составляют около 6 млн. рублей. Для сравнения: в 2011 году компания направила 4,5 млн. рублей на капремонт, но тогда объём работ был меньше. «Дорога проходит по телу плотины, и мы несём за неё эксплуатационную ответственность – как за освещение, так и за состояние дорожного полотна, бордюров и ливнестоков, – объясняет главный инженер Братской ГЭС. – Причём это распространяется не только на бетонный створ плотины, но и на участок от железнодорожного переезда на левом берегу и до Зябы на правом. В общей сложности около трёх-четырёх километров». 

Между тем подрядчик – им выбрали строительную компанию «Сервис» – приступил к работам во второй половине мая. Укладка асфальта по плану началась 8 июня, завершить её, если позволят погодные условия, предполагают к 30 июня. Такие даты приводит пресс-служба городской администрации, а на Братской ГЭС добавляют: все работы, с учётом укладки новых водостоков, продлятся до середины июля. Уложиться в такие сжатые сроки помогает единственная на всю Иркутскую область обдирочная машина, которая позволяет снимать старый асфальт сразу по ширине полосы – то есть по установленным СНиП 3,75 м. «Не было бы её, потребовалось бы гораздо больше времени», – констатирует Илюшин. 

Необходимо также учесть, что работы по перекладке дорожного покрытия ведутся ночью – с половины двенадцатого до половины шестого. На это время регулировщики ограничивают движение по мосту: машины пускают только по одной полосе. Днём же дорогу открывают для всех, однако из-за невысокой скорости проезжающих по ней автомобилей в часы пик образуются заторы. Впрочем, кто-то из многочисленных обитателей городского интернет-форума иронизирует: «над возникающей пробкой уже в Красноярске смеются». Так или иначе, работы по укладке нового асфальта на мосту через плотину Братской ГЭС уже близки к завершению. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры