издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Золотые слова» Дмитрия Медведева

Два дня премьер-министр провёл в Иркутской области

Визит премьер-министра российского правительства Дмитрия Медведева в Иркутскую область не обещал сенсаций, и рабочая программа это только подтверждала. Однако, побывав на Байкале, Дмитрий Медведев сделал важную вещь, заявив о закрытии БЦБК как о деле решённом. А в конце второго рабочего дня федеральные СМИ заявили о том, что с территории региона, точнее, с иркутского электронного адреса вылетела информационная утка о мнимой отставке президента ОАО «РЖД» Владимира Якунина, наделавшая много шума. В конце концов, правда, выяснилось, что адрес был московским. Тем не менее неожиданный и почти детективный сюжет в очередной раз придал нашему региону дополнительное очарование в глазах всей России.

День сразу как-то не задался. Ну хотя бы потому, что ещё накануне выяснилось: на оба мероприятия, которые премьер проводит в Листвянке, все журналисты не попадут. «Извините, ребята, но залы очень маленькие», – объяснили в пресс-службе. Нам досталась встреча с экологами или, правильнее сказать,  представителями экспертного сообщества по охране окружающей среды. Она была запланирована на 16 часов в Лимнологическом музее, но отправление из Иркутска назначили на 11 часов утра. Впрочем, известие о том, что полдня придётся коротать в ожидании, особых эмоций на лицах «акул пера» не вызвало: не такое видали. 

«БЦБК будет закрыт»

Погода благоприятствовала ожиданию, и Байкал был, как всегда, прекрасен. Дмитрий Медведев тоже оценил его красоту и даже сфотографировался в красной куртке на фоне синих вод. Получилось отличное фото в тонах российского триколора, и премьер-министр выложил его в социальной сети Facebook, добавив, что автором является Аркадий Дворкович. Мы в тот день тоже имели возможность любоваться священным морем целый час, ожидая у запертых дверей Лимнологического музея, пока федеральная служба охраны проверяла здание. Наконец все потенциальные «жучки» были выловлены, и мы прошли в зал. Он и правда был не очень вместительный, в нём стояло два десятка компьютеров, а на стене висел большой экран, на котором в назначенное время появилась картинка из соседнего зала, где Дмитрий Медведев встречался с экологами на фоне огромных фотографий в рамах с видами природы Байкала.

Сначала на нашем экране появились члены федерального правительства, представители бизнеса и экспертного сообщества. Глаз выделял узнаваемые лица: в первом ряду сидели заместитель председателя правительства РФ Аркадий Дворкович, губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко, полпред президента в СФО Виктор Толоконский, представитель крупного бизнеса Олег Дерипаска, министр природных ресурсов и экологии Сергей Донской, министр по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов. 

– Коллеги, мы не случайно собрались в особом месте, – заявил Дмитрий Медведев, занимая место председательствующего. Как выяснилось позже, примерно то же самое он сказал двумя часами раньше на встрече с партактивом «Единой России». Главное заявление дня Медведев также повторил дважды. 

Он подтвердил то, о чём в регионе говорят уже давно, но золотые слова «БЦБК будет закрыт» стали гораздо более убедительными, прозвучав из уст председателя правительства. 

Правда, премьер не уточнил, когда именно это случится. Хотя и так понятно, что такие вещи быстро не делаются. В правительстве РФ в настоящее время ведётся разработка мероприятий, связанных с решением о поэтапном прекращении деятельности Байкальского целлюлозно-бумажного комбината. Только на ликвидацию последствий его работы из федерального бюджета будет направлено около 3 млрд. рублей, а всего на мероприятия по закрытию комбината предусматривается выделить 14 миллиардов. 

– Эта тема остаётся ключевой для региона на протяжении почти 50 лет начиная с момента запуска комбината, – заметил Дмитрий Медведев. – Наша задача этот вопрос решить таким образом, чтобы никто не пострадал и все выиграли: и природа, и люди, которые здесь живут. 

Поэтому сейчас разрабатывается план развития моногорода Байкальска и Слюдянского района, подготовка документа должна быть завершена в третьем квартале 2013 года. На реализацию проекта необходимо уже 40 млрд. рублей, при этом из федерального бюджета планируется выделить до 26 млрд. Эти средства пойдут не только на остановку комбината, рекультивацию земель, очистку площадки, но и на создание туристско-рекреационной зоны, организацию новых рабочих мест и инфраструктуры. 

«Байкальский Диснейленд» и другие 

После премьера слово взял первый заместитель генерального директора ВЦИОМ Константин Абрамов и рассказал о том, как меняется экологическое сознание россиян. Оказалось, «более стабильная жизнь» привела к тому, что вопросы загрязнения окружающей среды стали волновать людей гораздо сильнее, чем несколько лет назад. Большинство россиян воспринимают боль природы как свою собственную, но при этом считают, что решать экологические проблемы должна власть и, в крайнем случае, бизнес. Лишь 20–27% людей готовы лично участвовать в акциях по озеленению улиц или митингах, а подавляющее большинство не знает о существовании экологических программ. «Можно сделать вывод, что общество взрослеет, но иждивенческие настроения всё ещё сильны», – подвёл итог Константин Абрамов. 

Председатель президиума Иркутского научного центра СО РАН Игорь Бычков не согласился с тем, что иркутяне тоже иждивенцы, и предложил ВЦИОМ провести на нашей территории отдельное исследование. 

– Уверен, что у нас здесь активность населения выше, чем в среднем по России, – заметил Бычков и предложил сделать регион объектом экологической реформы и создать здесь эколого-экономическую зону. Надо полагать, она прекрасно дополнит уже существующую особую экономическую зону. Академик предложил перевести байкальский флот на газ, чтобы уменьшить экологический ущерб от дикого туризма и избежать сброса подсланиевых вод в Байкал. Однако реализовать это предложение невозможно, и об этом ему тут же рассказал премьер-министр, добавив, что на Байкале нет таких судов, которые технически можно перевести на жидкий газ. 

– Ещё один фактор риска на Байкале – это сели, – продолжил свой доклад Игорь Бычков. – Их не было с 1971 года, а возникают они раз в 30 лет. Складывается очень опасная ситуация, ведь если миллионы тонн лигнина смоет в озеро, мало не покажется. 

Но и на этот вопрос нашёлся ответ. Оказалось, что программа ликвидации БЦБК предусматривает защиту от селей. Тогда Игорь Бычков заговорил о дорожной карте диверсификации структуры экономики моногорода и предложил на базе имеющихся природных ресурсов создать «Байкальский Диснейленд», «Сафари-парк», завод по разведению осетров, тепличное хозяйство, построить круглогодичные закрытые бассейны и даже вспомнил проект создания «Байкальского Артека», который обсуждался в регионе при губернаторе Борисе Говорине. 

Увлёкшись, Игорь Бычков чуть не забыл о самом главном предложении РАН. Хорошо, что вовремя спохватился и всё-таки представил проект реконструкции Байкальского музея и строительства в её рамках национального музея-аквариума. 

– Если бы можно было внести изменения в ФЦП «Охрана озера Байкал» и выделить федеральные деньги, это было бы большое дело. Вот и Олег Владимирович кивает головой, наверное, он помог бы нам в рамках государственно-частного партнёрства…– Игорь Бычков с надеждой посмотрел на Олега Дерипаску, который с глубокомысленным видом промолчал в ответ, и просьба иркутских учёных повисла в воздухе, никем не подхваченная. 

Тут слово взял средний бизнес, точнее, модератор общественной структуры предпринимателей под названием «Клуб лидеров» Татьяна Минеева. 

– Владельцы малого и среднего бизнеса и их дети сами живут там, где работают, поэтому они очень заинтересованы в экологической безо-пасности, – заявила Минеева. – Однако я сомневаюсь, что владельцы крупных компаний живут на призаводской территории. Некоторые, например, предпочитают свежий воздух Швеции. 

– У нас тут есть представители крупных компаний, давайте спросим, где они живут, – предложил Дмитрий Медведев и тоже посмотрел на Олега Дерипаску, который и на этот раз промолчал. Тогда средний бизнес попросил налоговые льготы и прочие преференции для бизнеса, включённого в экологизацию территории. 

– А давайте мы прямо у губернатора и спросим, готов ли регион давать такие льготы, – предложил Дмитрий Медведев. – Ведь любые налоговые льготы означают удар по бюджету, вы же понимаете. И это всегда головная боль для губернатора. 

– Мы не только готовы, но и активно используем этот механизм, – тут же ответил Сергей Ерощенко. – У нас и свои положительные примеры имеются, когда за счёт предоставленных льгот частные инвесторы реализовали проекты, позволившие кратно уменьшить выбросы в атмо-сферу вредных веществ. 

«А нам памятник поставите?»

Дмитрий Медведев поставил точку в судьбе БЦБК

Координатор Байкальской программы Гринпис Аркадий Иванов начал свою речь оптимистично и заявил, что приехал в Иркутск с приятной миссией, ведь теперь он может наконец-то снести памятник невыполненным обещаниям правительства, который лично поставил лет 15 назад «где-то в пятидесяти километрах отсюда». 

– А нам памятник поставите? – поинтересовался Дмитрий Медведев.

– Попросите – поставим, – согласился Аркадий Иванов. – Есть за что, по крайней мере. А если серьёзно, хочется идти вперёд. Но кое-что мешает. 

Далее представитель Гринпис говорил о разливах нефти, ухудшении экологической ситуации и необходимости ужесточить ответственность за непредставление данных в государственные органы об опасных и аварийных ситуациях. Кроме того, было предложено вернуть природоохранным органам право приостанавливать деятельность предприятий, грубо нарушающих природоохранное законодательство. Подобная норма действовала в стране до 2000 года, работу предприятий можно было приостановить на срок до трёх месяцев. 

Премьер-министр, правда, сначала предположил, что возвращение этой практики приведёт к разным злоупотреблениям, те же чиновники «будут ходить, деньги выцыганивать». Но эксперты заверили его, что пользы будет больше, чем вреда, если только подойти к делу с умом. Дмитрий Медведев поручил министру природных ресурсов Сергею Донскому подготовить предложения о разработке соответствующей административной процедуры. 

На встрече с партактивом «Единой России», которая состоялась в гостиничном комплексе «Легенда Байкала», кроме проблем Байкальска затронули ряд вопросов, актуальных для региона. Например, Дмитрий Медведев пообещал, что Приангарье будет включено в программу субсидирования авиаперевозок и получит федеральные деньги на строительство детских садов. 

На следующий день премьер-министр вылетел в Братск и, судя по пресс-релизам областного правительства, провёл там хороший день: обсудил проблемы реализации ведущих инвестпроектов в лесопромышленном комплексе, поучаствовал в запуске новой линии производства целлюлозы ОАО «Группа «Илим». И только на следующий день стало известно, что якобы премьер-министр освободил от должности президента ОАО «РЖД» Владимира Якунина. Новость разошлась по электронным адресам от имени пресс-службы правительства, но с другого IP-адреса и очень быстро получила официальное опровержение. В Сети начался медиаскандал, и, конечно, все отметили, что фейковая рассылка пошла гулять по стране с адреса иркутского провайдера. К делу подключились спецслужбы. Лишь в пятницу выяснилось, что информационная «утка» вылетела из Москвы и к нашему региону не имеет никакого отношения. Просто у нас вечно что-нибудь случается. 

Автор нашей постоянной рубрики «Иркутское истории» Валентина Рекунова тут же вытащила из своего нескончаемого запаса очередной исторический казус. Оказывается, подобный эпизод случился в Иркутске 109 лет назад и объектом шутки стал начальник Забайкальской железной дороги. Но тогда никто не обратил на неё особого внимания.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры