издательская группа
Восточно-Сибирская правда

На совете у министра

Министр сельского хозяйства РФ Николай Фёдоров, посетивший Иркутскую область, встретился с руководителями сельхозпредприятий, фермерских хозяйств, специалистами.

Начало большого разговора было несколько необычным. Николай Васильевич сообщил, что город Иркутск памятен и ценен ему тем, что здесь в 1946 году пришёл в сознание его отец, получивший тяжелейшие увечья при взятии Кёнигсберга в феврале 1945 года. Благодаря стараниям медиков, тёплой атмосфере, созданной обслуживающим персоналом, здоровье его потом пошло на поправку, и в конечном счёте крестьянский род Фёдоровых сохранился. После такого зачина министр плавно перешёл к делам сегодняшним.

– Если граждане ценят свою землю, если они борются за неё, что мы видим сейчас, значит, сохранится род, значит, сохранится цивилизация, сохранится Россия. Но цивилизация – это не агробизнес, не колхозы и совхозы, не какие-то структуры, – уточнил министр. – Это культура, обычаи, традиции, это самобытность и  самоидентификация.

Николай Фёдоров напомнил, что когда-то и в высокоразвитых государствах древнего мира был расцвет цивилизации, а деградация её началась с того времени, когда люди стали  отрываться от земли, забывать труд животновода и земледельца. 

Это вступление побудило сельских руководителей к более корректному разговору по острейшим вопросам. Их накопилось более чем достаточно, но все выступающие старались начинать с хорошего. В том числе и генеральный директор  СХ ОАО «Белореченское» Гавриил Франтенко, рассказавший о том, как много продукции производит его предприятие. Радоваться бы за земляков, но руководителя волнует, «что день грядущий нам готовит». К этому и свелось его  выступление.  

– Если будем участвовать в больших программах, то необходима масса согласований, требуются подготовка многих документов и финансирование. Но порядки часто меняются.

Оказывается, порядки меняются не только ежегодно, но иногда и в течение одного года. Как же тут работать на перспективу? Возьмут белореченцы кредиты под новую ферму при определённых обязательствах – и вдруг государство сообщает об изменении «правил игры».  Гавриила Степановича, да и не одного его, волнует процесс модернизации сельского хозяйства. Он часто критиковал отечественное сельскохозяйственное машиностроение и давал высокую оценку комбайнам, посевным комплексам зарубежного производства. В результате набрали технику, оборудование на миллионы рублей, но всё имеет свойство стареть и  изнашиваться. Пришла пора ремонтов, однако запчасти стоят слишком  дорого.

– Неужели нельзя наладить производство, например, лемехов у себя, а не ехать за ними в Германию?

Вопрос хотя и риторический, но очень горький. И он был услышан. В решении этой проблемы наметились позитивные моменты.

Свою боль высказал и директор ООО «Луговое» Николай Горячёв. Его хозяйство, зародившееся в недрах строительной организации «Иркутское», расположено почти в центре сёл Хомутово и  Барки. Оно росло, развивалось, вышло в самостоятельное плавание, затем стало частью огромного агрохолдинга «Иркутский масложиркомбинат». Но проблема в том, что Хомутово, Урик, Барки расположены вблизи от областного центра. Пока шло становление сельхозпредприятия, рядом, на лучшей пашне, создавался новый посёлок, часть земель сельскохозяйственного назначения использовалась под строительство дороги, подстанции, электролинии. Там, где когда-то пасли коров, вырыли карьер для добычи гравия, продолжается личное домостроение. Сейчас в «Луговом» 2500 голов крупного рогатого скота, тысяча коров. Ежедневно здесь производят по 14 тонн молока. Доили бы и больше, но стиснутое со всех сторон инородными постройками предприятие не может выгнать ни коровёнку, ни тёлочку на пастбище. 

Вообще-то Николай Александрович уже десять лет бьёт во все колокола. Ставил вопрос и перед заместителем председателя областного Законодательного Собрания Геннадием Истоминым, и перед первым заместителем председателя правительства Владимиром Пашковым. Все обещали разобраться – и до сих пор разбираются. А в это время Иркутский район ежегодно теряет 400–500 гектаров земель сельскохозяйственного назначения.

На это министр Фёдоров заметил:

– Такая беда с землёй началась с развалом Советского Союза, колхозов и совхозов. Искать виновных – бесполезное дело. Нужно ужесточать спрос, приняв необходимые законы.

Не могли аграрники обойти стороной и проблемы, порождённые вступлением страны в ВТО. По словам руководителя крестьянских (фермерских) хозяйств Приангарья Дмитрия Худакова, многих беспокоит неопределённость политики государства в рамках Всемирной торговой организации. Это касается не совсем чёткого механизма финансирования, к тому же оно выглядит более чем скромным по сравнению с западными странами.  Если разделить выделяемую сумму в 200 миллиардов рублей на 70 миллионов гектаров пашни, то на гектар даже трёх тысяч не придётся, в то время как в Европе выделяется 400 тысяч евро на гектар.  Перед вступлением в ВТО следовало бы провести долгосрочную реструктуризацию кредитов, которые использовались  с целью модернизации сельского хозяйства.

Задел Дмитрий Борисович ещё одну больную проблему – кадровую. Не все жители села хотят работать. Где выход? Либо пойти по пути повышения зарплаты, либо основательно взяться за модернизацию отрасли. Но последнее под силу лишь крепким предприятиям. Да и повышение зарплаты до среднего областного уровня — дело непростое. Из-за диспаритета цен вымывается значительная часть доходов села. 

Министр Фёдоров рассказал о мерах финансовой поддержки сельского хозяйства и в то же время остро реагировал на критические замечания. Заслуживает внимания его идея о кооперации  хозяев личных подворий и крестьянских (фермерских) хозяйств. Ею давно уже болеют некоторые иркутские фермеры, но до воплощения их замыслов в жизнь далековато.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры