Лицензия на помощь
Государство намерено внимательнее присмотреться к работе реабилитационных центров
Центры, занимающиеся реабилитацией наркозависимых, будут проходить добровольную сертификацию, которая позволит им претендовать на государственное финансирование, а в нашу правовую действительность вводится понятие «обязательного лечения» при вынесении условных сроков преступникам с диагнозом «наркозависимость». В ряде случаев у таких правонарушителелй появится альтернатива: или отбывание наказания за нетяжкие преступления, или лечение. Обзор изменений в законодательстве, регулирующем сферу наркологии, был проведён недавно в рамках круглого стола «Наркология: современные подходы в реабилитации».
Организаторами круглого стола стали российский благотворительный фонд «Нет алкоголю и наркотикам» (НАН), Институт наркологического здоровья нации Общественной палаты, Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков и региональный реабилитационный центр «Перекрёсток семи дорог». Обсудить ситуацию и выработать стратегию дальнейшего развития здесь собрались общественные организации и профильные службы. Один из главных докладов московских экспертов был посвящён критическому обзору законодательных актов, вышедших за последние три года и регулирующих сферу наркологии.
– За год изменений тут произошло больше, чем за последние десять лет, – оптимистично заметил руководитель реабилитационной программы благотворительного фонда «НАН» Денис Автономов. – Только не все об этом знают. Между тем грядут большие изменения, нужно быть готовыми.
В мае прошлого года президент подписал указ «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения», который предусматривает завершить модернизацию наркологической службы России к 2016 году. А в ноябре приказом Минздрава утверждён порядок оказания медицинской помощи по профилю «наркология». Этот документ декларирует отказ России от трёх уровней профилактики, рекомендованных ВОЗ. Вместо этого Минздрав провозглашает три вида помощи: медико-санитарную, скорую медицинскую и специализированную медицинскую помощь. Согласно новому порядку, реабилитационные центры должны предоставлять первичную специализированную медико-санитарную помощь. Нельзя оказывать наркологическую помощь на дому у пациента.
– В общем это хорошо, – считает Денис Автономов. – Сейчас большое колличество так называемых частных врачей-наркологов, готовых «прокапать» пациента на дому. Помощь, которую они оказывают, не всегда квалифицированна.
Причём новые правила равным образом распространяются и на государственные, и на частные наркологические службы. Например, «скорая помощь» теперь обязана доставить наркологического больного в стационар, и уже там ему поставят капельницу. Зато участковые врачи-терапевты должны суметь оказать первичную наркологическую помощь.
– Пока мы можем только догадываться, что именно подразумевается под этими фразами, – говорит Денис Автономов.– Может быть, участковый должен прописать таблетки от давления или от сердцебиения наркозависимому в случае необходимости. Когда новый порядок вступит в силу, а это случится уже 1 июля, мы узнаем всё точно.
Однако в новых правилах ни слова не говорится о таких понятиях, как «качество жизни», «оценка эффективности работы реабилитационных центров» или «права пациентов». Приходится констатировать, что документ нисколько не приблизил государственную наркологическую службу к отмене наркологического учёта, нарушающего права граждан.
В декабре 2012 года Минздрав выпустил новые «Стандарты специализированной медицинской и первичной медико-санитарной помощи в наркологии».
– По сути, это перечень лекарств для лечеия алкогольной зависимости, – утверждает автор доклада. – В списке 120 лекарств, из них 25 – нейролептики, которые нигде в мире не применяются. Есть доказательства, что они просто неэффективны при лечении наркологических больных. Их применение может принести вред пациентам и напрасно увеличить расходы бюджета.
Следующий документ – это собственно «Концепция модернизации наркологической службы до 2016 года». Его последний, доработанный вариант Министерство здравоохранения направило в правительство РФ в апреле 2013 года. Всю модернизацию службы предполагается провести в один этап. Этим документом закрепляется практика обязательного тестирования на предмет употребления наркотиков прежде всего среди школьников и вообще несовершеннолетних. Планируется наладить информационное взаимодействие между правоохранительными органами и медицинскими организациями всех форм собственности.
Авторы концепции прекрасно осознают, что наличие «наркоучёта в государственных учреждениях, оказывающих наркологическую помощь, отталкивает пациентов». Чтобы исправить этот недостаток, Минздрав предлагет… «распространить практику учёта на деятельность всех медицинских организаций, оказывающих наркологическую помощь». Более того, предполагается осуществлять «динамическое наблюдение за лицами, проходящими социальную реабилитацию в центрах немедицинской социальной реабилитации, созданных некоммерческими, неправительственными организациями».
– Наркоучёт – это значительное поражение в правах, – говорит Денис Автономов. – Он означает запрет на оружие и водительские права, на усыновление. Это возможность изъять детей из семьи, оспорить любые юридические документы, даже подписанные у нотариуса, запрет на профессиональную деятельность во многих сферах. Исправить эту ужасающую несправедливость Минздрав предлагает, распространив практику учёта на все реабилитационные центры. Но это не улучшит ситуацию, а только убьёт негосударственную некоммерческую реабилитацию.
Авторы анализа делают однозначный вывод: концепция носит откровенно репрессивный характер и представляет собой набор мер, направленных на ужесточение учёта, фактическую отмену конфиденциальности и анонимности, включая возможность передачи сведений в правоохранительные органы.
В государственной программе «Развитие здравоохранения», утверждённой в декабре прошлого года, содержится совсем уж абсурдная норма. Ожидается, что в результате всех принятых мер количество пациентов с ремиссией от года до двух лет увеличится до 9,7 на 100 тысяч наркобольных. При этом число пациентов с ремиссией от двух лет и более должно увеличиться до 10,4 на 100 тысяч населения. Это просто невозможно по всем законам математики: пациентов с ремиссией от двух лет не может быть больше, чем пациентов с ремиссией до двух лет.
Наконец, в мае 2013 года ФСКН был разработан последний документ – «Комплексная реабилитация и ресоциализация потребителей наркотических средств». Он предполагает проведение «квалификационного отбора» организаций всех форм собственности, занимающихся реабилитацией, и создание их реестра. Эти организации получат специальный сертификат и государственное финансирование. Иркутские реабилитационные центры, активно сотрудничающие с государством, такую инициативу воспринимают скорее положительно. А вот московские эксперты опасаются, что новая схема будет коррупционной и позволит создавать «карманные» центры. Кроме того, их настораживает, что отбор будет проводить силовое ведомство, а не Минздрав.
Ещё одна позиция, вызывающая критику, – намерение государства создать «информационно-аналитическую систему персонального учёта». Более того, новый документ предлагает теперь и центрам занятости вести учёт наркопотребителей.
По решению суда потребителям наркотиков, совершившим административное правонарушение в сфере незаконного оборота наркотиков, прохождение курса лечения, комплексной реабилитации и ресоциализации может быть назначено как в качестве альтернативы наказанию, так и в виде дополнительной обязанности. Также предлагается «широко использовать механизмы обязательного лечения при вынесении приговоров об условном наказании».
– Настораживает, что проект ФСКН в пункте 13.4 предполагает «включение психических и поведенческих расстройств вследствие употребления наркотиков в перечни социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих
опасность для окружающих», – цитирует документ Денис Автономов. – В настоящее время наркомания входит в группу социально значимых заболеваний, что не тождественно опасным, к которым относятся, например, чума и сибирская язва. Расширить список и добавить в него наркоманию – это нонсенс. С другой стороны, причисление нар-комании к группе опасных заболеваний автоматически означает возможность использования нормы Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации». Эта норма действительно позволяет раскрывать сведения, составляющие врачебную тайну, без согласия гражданина или его представителей, но только «в случае распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений».
Сегодня проект концепции активно обсуждается на сайте ФСКН, до его принятия ещё полгода, и, возможно, замечания общественных организаций будут учтены.
– Говоря о проблемах, связанных с созданием института реабилитации и ресоциализации, мы постоянно сетуем на то, что ни одно государственное ведомство или общественное объединение не в силах взять на себя ответственность за эту деятельность, – подвёл итог дискуссии доктор медицинских наук, профессор кафедры криминалистики Восточно-Сибирского института МВД Юрий Солодун. – ФСКН предлагает такой вариант, при этом оставляя за нами право создавать свой. Плохого в этом ничего нет, и не надо нас пугать тем, что это усилит давление на общество. Мы сегодня уже пришли к выводу, что без давления государственной власти в нашем обществе ничего не получается. Я тоже скептически отношусь ко многим позициям проекта, тем не менее это всё воплощаемо, потому что государство под него даст ресурсы, а под то, о чём мы бесконечно говорим, не даст. Наша задача как экспертов – создать систему экспертного, общественного контроля, поддерживающего хрупкое равновесие в отношениях между обществом и государством.
В одном сошлись все эксперты: Минздрав проявил слабость, отказавшись брать на себя ответственность за реабилитацию наркозависимых. Вакантное место заняла ФСКН, приняв этот груз на себя. Теперь несёт его как может. Одним из пунктов резолюции, принятой по итогам работы круглого стола, стала рекомендация министеству по спорту, физкультуре и молодёжной политике Иркутской области разработать и принять региональную программу аккредитации реабилитационных центров, создать региональный реестр и тем самым легитимизировать имеющиеся в регионе реабилитационные ресурсы.