В его палитре – роли и портреты
В Культурном центре Александра Вампилова частенько можно увидеть действо, с которым на большой сцене встретишься редко. Вот и нынче актёр театра юного зрителя Владимир Безродных представил выставку портретов, выполненных тушью в графической технике. Но актёр остаётся актёром, в тот день он также был на сцене: прочёл рассказ Василия Шукшина «Билетик на второй сеанс», сыграл отрывки из спектакля «Дорогой Саша», шедшего на сцене ТЮЗа более двадцати лет назад.
Смешная история, рассказанная Шукшиным, в советский период вызывала беззаботный и весёлый смех, но прошло время, повзрослел исполнитель, повзрослели и его зрители. Слушая Владимира Безродного, мало кто улыбался, больше думали. Не анекдот рассказывал актёр, он испытывал горечь от непутёвой жизни своего героя, от поступков, за которые бывает стыдно. Митяй ничего другого придумать не мог, как попросить Николая-угодника позволить ему вновь родиться, чтобы не повторять свои ошибки, чтобы прожить новую жизнь осознанно и со смыслом.
Пьесу «Дорогой Саша», составленную из переписки молодого иркутянина Александра Вампилова и заведующей литературной частью Московского театра имени Ермоловой Елены Якушкиной, написал в своё время Владимир Жемчужников, поставил режиссёр Александр Ищенко. Ушла в мир иной исполнительница роли Якушкиной народная артистка РФ Людмила Стрижова, но остался исполнитель роли драматурга – Владимир Безродных. С актрисой и директором культурного центра Галиной Солуяновой они вспомнили страницы из жизни драматурга, доверительный тон, с каким он вёл беседу с завлитом Московского театра.
Надо было видеть, как притих зал в эти минуты, как воспринимали информацию молодые зрители и каким сложным воспоминаниям предавалась взрослая аудитория. Вспоминали 1970 год – время, когда Ермоловский театр отчаянно боролся за постановку пьесы «Старший сын», а её автор думал о том, что вынужден будет оставить литературное занятие из-за цензурных препон.
Актёр сумел многое сказать зрителям в тот день, показать персональную выставку «Привлечь к себе любовь пространства», которая для него была первой. Рисовать Володя начал в детстве. На уроках в школе создавал картины, рождённые в его воображении или составленные из натурных наблюдений. Частенько учителя выставляли его из класса, советуя предаваться творчеству в другом месте.
Славился Володька Безродных ещё и тем, что любил смешить одноклассников. К литературному тексту прибавлял свой, потешая ребятишек и доводя до отчаяния учителей. За свои выходки получил он прозвище «артист», с ним учился и жил, пока не окончил школу. Не определившись, кем хочет стать, устроился на работу к маме в архитектурно-проектную мастерскую института «Иркутскгражданпроект». Не успев сообразить, что будет делать, с молодыми архитекторами-проектировщиками попал в колхоз одного из отдалённых районов Иркутской области. Когда вернулся в город, вступительные экзамены в творческие училища давно прошли. Казалось, прозевал он своё счастье, но – случай! Часто именно он определяет жизненный путь человека. Случай помог Володе Безродному поступить в театральное училище.
В судьбе актёра Иркутский театр юного зрителя имени Вампилова стал единственным. Правда, по окончании училища он уезжал на полгода в казахстанский Джамбул, но, не поняв творческое направление того коллектива, вернулся в Иркутск, где его ждал призыв в армию. Когда у новобранцев спросили, есть ли среди них художник, Владимир промолчал, но всё же склонность к рисованию была раскрыта. Два года службы в армии он посвятил написанию лозунгов, транспарантов и прочих агитационных материалов, столь распространённых в советское время.
Вернувшись в театр, продолжил развивать навыки рисования на станкостроительном заводе, куда по совместительству устроился художником, делал наглядные графики социалистических обязательств и соревнований. На набережной Ангары рисовал портреты прохожих, тем самым подрабатывая и совершенствуя технику письма портретов. Выставку в Культурном центре имени Вампилова полностью посвятил жанру портрета. Помимо знакомых иркутянам лиц – прозаика Валентина Распутина, поэтов Марка Сергеева и Ростислава Филиппова, режиссёра Сергея Болдырева, – выставлены портреты Булата Окуджавы, Бориса Пастернака, знаменитых актёров, фантастический, выполненный на доске образ Пабло Пикассо, четвёрка знаменитого ансамбля «Битлз».
Художник Юрий Квасов, искусствоведы Ирина Бордовская и Татьяна Ларёва, рассказывая о выставке Владимира Безродного, называли его художником без скидок на отсутствие художественного образования и с пониманием значимости его мастерства. В тонко прописанных портретах автор добивается психологической достоверности, того внутреннего состояния, которое делает героя его работы погружённым в мир, творящим чудо искусства, поэзии, литературы.
Безродных соединил в себе ипостаси актёра и художника, взаимодополняющие друг друга, делающие объёмными роли и художественные работы. В театре Владимир – мастер сцены, заслуженный работник культуры Республики Бурятия, исполнитель сложных, психологически тонко сыгранных образов. В живописи – экспериментатор, которому интересны новые техники, новый подход к изобразительным средствам выразительности.
Владимир Безродных живёт с ощущением мира, в котором играть, писать и творить ему интересно!