Цены пополам
Иркутск не отстаёт от мировой тенденции к удешевлению ВИЭ
Технологии альтернативной энергетики дешевеют. Об этом говорит статистика Международного энергетического агентства, тенденцию подтверждают исследования рынка, которые проводят российские и зарубежные эксперты. Иркутск не остался в стороне от мировых трендов: местные компании заявляют о том, что за последние три–пять лет стоимость традиционных ветрогенераторов и солнечных панелей снизилась вдвое. При этом на рынке появились новые технологии, которые дороже, но эффективнее привычных аналогов.
«Возобновляемая энергетика в 2012 году продолжала развиваться, несмотря на экономические и политические потрясения, – сказано в материалах Международного энергетического агентства (МЭА), подготовленных к четвёртой межминистерской встрече Форума по чистой энергии, которая проходила в Дели в апреле нынешнего года. – Рынок традиционных технологий, включающих солнечные фотоэлектрические модули, размещаемые на суше ветрогенераторы, использование биомассы и малую гидроэнергетику, развивался наиболее динамично. Установленная мощность солнечных электростанций по сравнению с 2011 годом возросла на 42%, ветровых станций – на 19%». При этом, отмечают в МЭА, инвестиционная стоимость подобных технологий в прошлом году продолжала снижаться. В наибольшей степени это коснулось солнечных панелей и ветряков, которые размещают на суше, тогда как цены «офшорных» ветрогенераторов, базирующихся за пределами береговой линии, упала не столь ощутимо.
В свою очередь эксперты из международной консалтинговой компании Frost and Sullivan подсчитали: если сравнивать с 2008 годом, то в США стоимость солнечных батарей снизилась в два раза. А по данным Международного энергетического агентства, в декабре 2012 года средняя цена электроэнергии, вырабатываемой на ветровых электростанциях в Бразилии, снизилась до 42 долларов за мегаватт-час, или, если переводить в привычные нам цены, до 1,36 рубля за киловатт-час. Специалисты делают вывод: в экономическом плане ветер теперь может конкурировать с водой и биомассой в качестве возобновляемого источника энергии. А в Новой Зеландии ветряки и вовсе составляют серьёзную конкуренцию электростанциям, использующим ископаемое топливо.
«Примерно 50%»
Конечно, в России, где есть немалые гидроресурсы вкупе с запасами угля и газа, а стоимость электричества существенно отличается от мировой, дело обстоит иначе. Тем не менее технологии возобновляемой энергетики стали доступнее и у нас, причём цены на них снижают как иностранные, так и отечественные производители. А пример Иркутска доказывает, что их стоимость падает примерно теми же темпами, что и за рубежом.
Так, директор ООО «Компания ЭВИС» Евгений Сторожко сообщил корреспонденту «Сибирского энергетика», что с августа 2008 года, когда его фирма начала работать на рынке, цены на солнечные батареи снизились примерно на 50%. В таких же пределах подешевели и ветрогенераторы.
«По солнечным панелям произошло значительное снижение: цена точно упала на 50%», – подтверждает директор ООО «Солана» Ирина Кириллова, чья компания под разными названиями также работает на рынке около пяти лет. Традиционные решения в области ветроэнергетики также подешевели, однако появились новые технологии, отличающиеся как большей эффективностью, так и большей ценой. И если раньше огромной популярностью пользовались трёхлопастные вертикальные ветрогенераторы, принцип работы которых известен ещё со времён ветряных мельниц, а пару лет назад люди начали покупать более компактные горизонтальные установки, то сейчас в ассортименте появились ветряки на магнитной подушке. Принцип их работы заключается в том, что у генератора нет опорного подшипника – вместо этого он «плавает» за счёт магнитной левитации. Как следствие, снижается скорость, необходимая для раскрутки ветряка, к тому же исчезает подверженная силе трения деталь, так что повышается надёжность. Расплачиваться за это в буквальном смысле приходится более высокой ценой, однако, как показывает практика, любая новая технология дешевеет по мере распространения. Пока же в Интернете можно встретить объявления о продаже вертикальных ветрогенераторов Maglev (от английского magnetic levitation, то есть «магнитная левитация») мощностью от 0,4 до 3 кВт, чья цена в среднем составляет около 200 тыс. рублей за киловатт.
Для сравнения: по прайс-листу компании «ЭВИС» обычный трёхлопастной генератор канадской фирмы CwА Rutland мощностью 1 кВт обойдётся покупателю в 89 тыс. рублей. По словам Сторожко, стоимость ветросолнечной установки на 5 кВт составит уже около 500 тыс. рублей. «Такой мощности хватит для всех электроприборов в доме, если не учитывать отопление, для которого лучше применять тепловые насосы», – подчеркнул он. Китайские ветряки, в большинстве своём отличающиеся более низкими надёжностью и КПД, стоят дешевле. Кстати, производители из Поднебесной представлены на местном рынке значительно шире, чем компании из Европы или Америки. Это касается как ветрогенераторов, так и солнечных панелей. К примеру, «Солана» торгует китайскими солнечными батареями по цене 75 рублей за ватт. А у компании «ЭВИС» представлен не только бренд Exmork из КНР, но и продукция российских производителей – Зеленоградского завода солнечных батарей (ООО «СоларИннТех») и Рязанского завода металлокерамических приборов.
Новые потребители, старая конкуренция
Основными покупателями солнечных панелей и ветряков являются туристические базы, расположенные на побережье Байкала. «Помимо Иркутской области мы работаем с Бурятией, где электричество существенно дороже», – отмечает Кириллова. Небольшую часть потребителей составляют владельцы частных коттеджей. Появилась и новая категория покупателей – коммерческие компании, использующие возобновляемые источники энергии для электроснабжения своих объектов, в первую очередь складских помещений. У них, в отличие от населения, есть серьёзный экономический стимул: тарифы на электроэнергию для юридических лиц значительно выше, чем для физических, поэтому подобные вложения окупаются гораздо быстрее.
Примечательно, что за последние несколько лет количество фирм, работающих на рынке возобновляемых источников энергии, в Иркутске увеличилось. Если в апреле 2010 года, когда «Сибирский энергетик» впервые писал о доступных для простых людей технологиях альтернативной энергетики, их можно было пересчитать по пальцам одной руки, то сейчас та же система «ДубльГис» выдаёт свыше 90 компаний в категории «Оборудование для энергосбережения», из которых, впрочем, лишь небольшая часть торгует ветрогенераторами или солнечными панелями. «Конкуренция, конечно, есть, но у нас достаточно большой опыт работы, так что настоящих конкурентов у нас очень мало», – говорит Сторожко. «Я бы не сказала, что конкуренция ужесточилась, – считает Кириллова. – Дело в том, что у нас подобные установки пока не пользуются большим спросом. К тому же далеко не все компании, которые ими торгуют, могут их монтировать».
Мощность в плюсе, цены в минусе
Тем временем Международное энергетическое агентство прогнозирует бурное развитие генерации на основе ВИЭ. Если в 2011 году солнечные электростанции по всему миру выработали 65 млрд. кВт-ч энергии (для сравнения: проектная выработка Братской ГЭС составляет 22,6 млрд. кВт-ч в год, тогда как на практике она генерирует до 30 млрд. кВт-ч), то к 2017 году это показатель может возрасти до 280 млрд. кВт-ч, а в 2020-м достигнуть 380 млрд. кВт-ч. Во Всемирной ассоциации ветроэнергетики полагают, что установленная мощность всех ветровых электростанций мира возрастёт с нынешних 282,3 ГВт до 500 ГВт в 2016 году. А к концу 2020 года она и вовсе может достичь 1000 ГВт. При этом эксперты из обеих международных организаций сходятся в одном: по мере распространения технологий по использованию возобновляемых источников энергии их стоимость будет падать. Очевидно, что в этом случае отдельно взятая Иркутская область не будет отставать от всего остального мира.