издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Цвет неба после дождя

  • Автор: Алёна КАБУНОВА, искусствовед

Порой на картине всего в фут пейзаж он напишет сотнями тысяч вёрст.
Трактат «Тайны живописи»

Экспозиция «Искусство Китая» в Иркутском художественном музее вызывает неизменный интерес посетителей. Это и понятно. Восхищение и любование вечной красотой природы является важной чертой жителей Поднебесной. Глубокая и неразрывная связь китайцев с природой ощущается практически в каждом произведении. Это и живопись тушью на свитке, и народная вышивка, и резная статуэтка, и роспись по фарфору.

Появление знаменитого китайского фарфора было явлением, отражающим поэтическое отношение к миру. В названиях глазурей, которыми покрывали мастера свои фарфоровые изделия, находит отзвук восхищение художников природой. Попробуйте представить глазурь цвета«опавших чайных листьев», или «голубой туман», или «цвет неба после дождя». Небольшая тушечница тёмно-красного цвета из восточной экспозиции покрыта глазурью с романтическим названием«жертвенная кровь».

Даже в форме изделий китайские мастера находили ассоциации с природой. Силуэт изящной вазы мэйпин бледно-зелёного цвета ассоциируется с плодом сливы («мэй» – слива, «пин» – ваза), а цветы сливы были одним из популярных мотивов росписи.

Китайцы на протяжении многих столетий очеловечивали растительный мир. Изображения цветов, птиц или животных часто имели символическое значение, и любой житель Поднебесной мог «прочитать» тот или иной символ, догадаться, какое пожелание зашифровано в изображении. Так, дикая слива, цветущая в феврале – начале весны, считалась символом стойкости и независимости, её почитали за смелость и энергию, способность противостоять зимним морозам. 

Бело-синяя ваза из экспозиции музея не случайно выглядит по-новогоднему нарядно: она расписана цветами дикой сливы. Края вазы украшает стилизованное изображение бамбука – ещё одного популярного в Китае символа, означающего стойкость и непреклонность. Эта ваза предназначалась для новогоднего подношения подарков (в частности сладостей), а цветущая слива была символом Нового года – ведь восточный Новый год, самый большой праздник Китая, как раз приходится на пору окончания зимы и обновления природы.

Сливу, бамбук и сосну часто изображали вместе и называли «три друга холодной зимы». Сюжет такой росписи символизировал стойкость и несгибаемую волю.

Глубоким потаённым смыслом был проникнут ещё один классический жанр живописи – «цветы и птицы». В ней изображались не только цветы, но и насекомые, птицы, рыбы, лягушки и креветки.Как и китайский пейзаж, этот жанр был не просто предметом любования. В нём нашла своё отражение философско-поэтическая идея «великого в малом». В малом и на первый взгляд ничтожном, по представлению китайцев, может заключаться безграничная красота окружающего мира. Один маленький цветок может подарить внимательному и вдумчивому зрителю очарование цветущего луга.

Роскошное фарфоровое блюдо из экспозиции «Искусство Китая» с изображением цветов пиона и фазана можно трактовать как пожелание благополучия, достатка и мира в доме. Пион в Китае всегда ассоциировался с роскошью и богатством, а фазан дарил процветание и удачу.

Тулова двух парных сосудов в соседней витрине украшают драконы, спрятавшиеся в листьях и гроздьях винограда. Изображения трёх грациозных драконов – красного, зелёного и коричневого, обвивающих тулово и горлышко сосудов, вторят побегам винограда, оплетающим сосуды изысканным орнаментом.

В этих вазах изображение также имеет символический подтекст: дракон символизирует жизненные силы и процветание, а виноград издавна считается олицетворением плодородия, изобилия и достатка.

В китайской философии и искусстве подобная «парность»встречается довольно часто. Это могут быть парные чаши или блюда, парные вышивки или статуэтки. Число «2» на Востоке имеет особый, сакральный смысл (вспомним концепцию «инь» и «янь»). Отличие парности от симметрии в том, что, например, на музейных вазах драконы «смотрят» друг на друга, как в зеркальном отражении. В этом заключён смысл единства двух противоположностей.

Один из традиционных видов народного творчества в Китае – вышивка шёлком – также олицетворяет любование окружающим миром. Для передачи оперения птиц, проработки листьев или лепестков мастера использовали большое разнообразие швов, а вся работа исполнялась вручную.

Два панно из шёлка украшают восточную экспозицию музея. Вышитые на этих картинах XIX столетия цветы, птицы, бабочки с годами ничуть не потускнели и остались всё такими же «живыми» и красочными.

Первое панно раскрывает пожелание семейного счастья и крепкой супружеской любви, ведь вышитые на нём птицы – журавли, уточки, – а также пёстрые бабочки изображены парами.

Вторая вышивка представляет целый зашифрованный благопожелательный ребус. Маленькие мальчики – это близнецы Хэхэ, символ согласия и пожелания рождения сыновей. В руках они держат инструмент «шэн», который созвучен слову «рождаться». Близнецы изображены в окружении лотосов («лянь» – лотос, созвучен слову «непрерывно»).  В итоге рождается такое благопожелание: «Пусть непрерывно рождаются сыновья».

Творчески перерабатывая свои впечатления от общения с природой, китайские мастера облекали их в символические формы и знаки. Они хотели, чтобы и другие люди почувствовали необъятность и красоту видимого мира, осознали, что мы все – часть единой природы.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры