издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Самых лучших в депутаты изберём»

«Не надо ломать голову «Где?» Везде!» – этот лозунг сопровождал анонсы праймериз «Единой России» на экранах телевизоров. На улицах с билбордов смотрели приветливые лица Людмилы Берлиной, Сергея Брилки, Виктора Шопена и других семи кандидатов, претендующих на пять мест в общеобластной части списка «ЕР». Палатки партии власти действительно были везде, даже в гуще карнавального угара. Народ проникся. Народ сочинял песни про выборы. Всю неделю «ЕР» хранила секрет полишинеля, и лишь в пятницу стало ясно, что подведение итогов праймериз решено перенести на понедельник.

«Надо надеяться. Надеяться и голосовать»

«На деревне флаги яркие горят, Брилка – первый всенародный кандидат. Он зажиточною сделал нашу жизнь, он ведёт нас по дороге в коммунизм. Мы любовь свою к отчизне принесём. Самых лучших в депутаты изберём. Э-эх!» – в первый день лета весёлый дедушкин голос льётся над Центральным рынком. Народ бросает копеечки. «Вообще, это песня про Сталина, – признаётся нам дедушка Иван Сергеевич, увидев удостоверение газеты, и поправляет аккордеон. Просим написать слова на бумажке. С удовольствием пишет. – Песня старая. А про Брилку – это я сам, от души. В строку ещё Вепрев ложится… Аранжировка. Для чувства современности момента». 

Чувство современности момента в этот день нас переполняет. Голосовать, как заявил секретарь ИРО «ЕР» Сергей Брилка, можно всем, у кого есть паспорт и кому годов больше 18. В общеобластной части списка «Единой России» должно остаться пять человек. На эти пять мест претендуют 10 политиков. Лица по большей части известные. От губернатора до спикера ЗС. У нас паспорт есть. Мы с другом идём по улице и проявляем «большую открытость и заинтересованность в личном участии в формировании общеобластной части списка».

Рейд «Конкурента» по палаткам «ЕР» в Иркутске начинается с площади у Торгового комплекса. Хочется проверить «безбоязненность и открытость партии». Мы с другом были в числе 83 тысяч голосовавших на праймериз «ЕР» в Иркутской области в этот день (официальные цифры партии власти). По области было открыто 450 точек голосования, но в Иркутске искать голубого медведя пришлось самим – до последнего момента списка мест для голосования в областном центре не было (прямо на точках в субботу, правда, раздавали газеты с полным перечнем). 

– Здравствуйте, это у вас тут праймериз? – подхожу к синей палатке с голубым медведем. 

– Нет! – строго говорит женщина. 

– А что тут у вас?

– У нас – предварительное голосование партии «Единая Россия». – Женщина поправляет бюллетени с печатью «ЕР». Всё предельно серьёзно. Никакие «праймериз» тут не-уместны. «Паспорт!» – строго говорит дама. На вопрос: «А подскажите, кого выбирать-то?» – она кивает на пришпиленный тут же список со знакомыми лицами: «Сами выбрать должны». «Маме 92 года. Скажите, что делать мне? За кого голосовать? Она ветеран войны, а ей, как ветерану, квартиры не дают, кто-нибудь из этих, – мой друг кивает на список, – поможет?» «Битаров строитель у нас», – тыкает в список мужчина-единоросс по имени Николай. «И чего?» – «Ну, не знаю чего, но один парень молодой пришёл, говорит: «Я за Битарова, он мне дом построит». «А если в доме газ нужен, то за Параничева надо голосовать?» – интересуюсь. «А если в доме музыка нужна, то за… Шопена!» – завершает логическую цепочку мой друг. «Так выборы же, самое время у них чего-нибудь попросить. Идите, просите!» – тут же делится опытом добрая бабушка. 

Ящики для голосования были настоящими – опечатанными и с красными орлами

«Битаров форевер! Конечно, он осетин, но всё равно же православный,– подбегает к палатке мужчина. – Хотя нет, я бы всё-таки за Люду Берлину. Она нормальная женщина». Бюллетени летят в переносные ящики для голосования с красными орлами, как на настоящих выборах. «Вы сгибайте, сгибайте, чтобы мы не видели», – учит женщина. Внизу бюллетеня написано – отметить можно любое количество кандидатов. «Сколько галочек ставить?» – спрашиваю ответственную за бюллетени. «Только за одного!» – отрезает она. «А можно мы пойдём и в другом месте проголосуем?» – вкрадчиво говорю я. Женщина замирает с поднятой ручкой. Потом, подумав, отвечает: «А мы аннулируем все ваши голоса». «Как?» – спрашиваю. «Там, – она тыкает в небо ручкой, – люди знают как». «Может, у вас единая база данных? – подсказываю я. – Электронная». «А? Не знаю, но там… – Она опять кивает куда-то в сторону портрета Сергея Брилки. – Разберутся». 

Мы идём дальше по улице Урицкого. Здесь в палатке «ЕР» раздают конфетки. «За скольких кандидатов можно голосовать?» – снова спрашиваю я. «Да хоть за всех!» – улыбается девушка. «Ни фига у вас тут альтернатива, а там у комплекса альтернативы нет. Сказали, что только за одного». «За всех, за всех!» – кивает девушка. «А если мы в двух местах проголосуем? Нас вычеркнут?» – «Ничего страшного, голосуйте», – разрешает девушка с конфетами. «А если за разных проголосуем? А если за одинаковых?» «Да за кого хотите», – добрая девушка возвращает мне мой паспорт, побывавший в праймериз уже дважды. 

Площадь имени Кирова, только-только завершается городской карнавал. Палатки «ЕР» потонули в шариках и толпах гуляющих. «Харе кришна!» – кричат люди друг другу. И мы с ними согласны!» – надрывается девушка с телевидения. Мимо едет большая сосиска. Рядом с палаткой «Единой России» тир. Он пользуется большей популярностью, чем голубой медведь. «Харе Путин, – мой сознательный друг приветствует единороссов. Те понимающе улыбаются. – Я стрелять не хочу, я за Фатеича проголосовать хочу, – он в третий раз достаёт паспорт и вручает его молодому человеку Андрею. – Вот вы как считаете, нам стоит отдать свой голос? Мы здесь живём уже давно…»

– А лучше не становится, – добавляю я, чувствуя себя агентом Госдепа.

– Надо надеяться. Надеяться и голосовать, – говорит милая девушка Света. 

Слева флаг «ЕР» и справа флаг «ЕР». Даже ветер не определился, куда ему дуть

– Вы считаете, что эти люди нам помогут? – встревает женщина, подхватив ребёнка с огромным воздушным шаром. Света задумывается, смущённо улыбается и вдруг говорит:

– Да нет, конечно. 

– А вдруг мы вас разводим? – интересуется мой друг. – Вдруг я коммунистический подлец и провокатор? – Девушка Света смеётся, Андрей тоже. Мы идём к девушке Алёне на стадионе «Труд» и ещё раз голосуем. Потом в 130-й квартал, и снова голосуем – два раза, в двух палаточках прямо за статуей гигантского бабра. Парень рядом с нами забыл паспорт. «Ничего, права на машину подойдут», – говорят ему. Ещё один просто диктует данные на память. 

Близится вечер, несмотря на запрет распития спиртных напитков, люди где-то поднабрались. «А если мы пьяные, то берётся голос?» – молодой человек просовывает голову к даме с символикой «ЕР» на груди. «Берётся, – устало говорит она. – В паспорте же нет отметки, что вы…»  «…алкаш?» – радостно интересуется парень. «Ну, вам виднее», – смущается дама. «Даже за то, что ты отбыл наказание, теперь в паспорт ничё не чекуют», – со знанием дела говорит парень. «А это куда голосуют-то?» – интересуется мужчина с бородой и хвостиком, только что вышедший из книжной лавки. «Да за всех, за предстоящую жизнь! За то, чтобы у нас было счастье!» – отвечают ему. «Это за «Единую Россию», что ли?» – мужчина зевает и вежливо убредает. «Девушка, а по-моему, вам скучно, – переключается его товарищ на сонную даму из «ЕР». – Вам должно быть весело, вы должны завлекать меня… В Россию. Единую». «Зачем завлекать? Это дело добровольное», – отвечает девушка, покосившись на странного гражданина. «То есть эту колбасу не брать, она вчерашняя?» – спрашиваю я. «Как хотите», – девушке душно, она закрывает глаза. «Вот вы, товарищ сержант, голосовали?» – поворачиваюсь я к печальному полицейскому. Товарищ сержант по имени Сергей грустен. Видно, что таких умников он видел за этот день не раз и не два. Мой друг в шестой раз достаёт паспорт.

– Вот девушки говорят, что так нельзя, – пытаюсь унять товарища.

– В том киоске можно было, а тут нельзя. Товарищ сержант Сергей, порядок должен же быть?

В разных киосках правила были тоже разными. Где-то позволяли ставить только одну «галочку» напротив одного кандидата, а где-то «хоть всех отмечайте»

– Отдыхайте, – тихо, но с нажимом говорит сержант. 

– В каком это киоске можно было? – вздрагивает дама из «Единой России». 

– Во всех пяти, которые раньше были, – улыбается мой товарищ. Я увлекаю друга за рукав, но он рвётся назад: – Тебе что, жалко? Давай распишемся ещё раз. – Тётеньки спешно убирают листы. – Мне нравится слово Шопен! Мне нравится «Единая Россия», – сообщает он девушкам на прощание. Женщины смотрят нам вслед с философской тоской в глазах. Это мы бессовестно отдыхаем, а полицейские и «Единая Россия» работают. 

Секреты списка

«Единая Россия» работала и всю неделю после праймериз. Заместитель руководителя исполкома рег-отделения Алексей Козюра сразу сказал, что счётная группа будет знать результат по всей области уже в среду, но официально все узнают итоги только в пятницу после заседания политсовета. В конце концов всё вообще решили перенести на понедельник. Мелкими партиями итоги всё же начали проникать в информационное пространство уже со вторника–среды. ИА «Байкал-Инфо» сообщило, что в Чунском районе проголосовали 2178 человек. Сергей Ерощенко получил 1901 голос, Людмила Берлина – 1713, Сергей Брилка – 1306. В Усть-Илимске, как написал в своём твиттере депутат ЗС Роман Незовибатько, голосовали около 1800 человек. Первое место занял губернатор. В Черемхове, как сообщила 3 июня консультант по работе со СМИ администрации города Ольга Глинская, выразить своё мнение пожелали около 3 тысяч человек. Тройка лидеров всё та же – губернатор, спикер и секретарь ИРО «ЕР» (2662, 1759 и 955 голосов соответственно). На четвёртом месте Виктор Шопен, на пятом – Алексей Вепрев. В Нижнеудинском районе голосовали более 5202 избирателей, расклад по пятёрке тот же, что и у черемховцев, сообщили информагентства со ссылкой на газету «Тракт». Почему в разных районах люди эту основную тройку–пятёрку практически не «потасовали» местами, остаётся загадкой. Видимо, эффект единодушия, «открытости и личной заинтересованности». 

Всего в Приангарье проголосовало около 83 тысяч человек, предварительно посчитали в ИРО «ЕР», – примерно 5% населения области. Впрочем, единороссы заранее предупредили: порога явки не будет. А победителей в кулуарах обсуждали тоже задолго до объявления итогов и снова по порядку: Сергей Ерощенко, Людмила Берлина, Сергей Брилка, Алексей Вепрев и Виктор Шопен. Шестым называли экс-секретаря ИРО «ЕР» Александра Битарова. С учётом того, что Ерощенко явно незачем Заксобрание, Битаров – проходной человек. Сегодня вечером, в понедельник, «ЕР» обещает раскрыть все карты. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры