«Предлагаем не продукты, а решения»
Альфа-Банк оценил особенности регионального бизнеса в Иркутской области
На минувшей неделе Иркутск посетил топ-менеджмент Альфа-Банка. Главы ключевых подразделений встретились с сотрудниками, партнёрами и клиентами, а также смогли на месте оценить экономическую ситуацию в регионе ответственности операционного офиса «Иркутский», который по ряду показателей демонстрирует впечатляющие результаты. О планах развития Альфа-Банка в Приангарье «Конкурент» узнал от его управляющего директора Алексея Марея.
Банк единых ценностей
– В Иркутск прибыл практически весь топ-менеджмент Альфа-Банка. Каковы цели визита?
– Мы приехали прежде всего для того, чтобы посмотреть, как здесь развивается бизнес банка, встретиться с сотрудниками, обсудить с ними текущие цели и задачи, услышать от них, что у нас хорошо, а что не работает. Мы встретились также с ключевыми клиентами, с представителями средств массовой информации, а так же с иркутским отделением Российского благотворительного детского фонда. Наш банк федеральный, но при этом ставим цель сделать его локальным в каждом городе, совместить всю мощь крупнейшего частного банка страны с особенностями местного рынка.
– Насколько успешен бизнес Альфа-Банка в Иркутской области? Каковы текущие результаты и перспективы развития?
– Если говорить о розничном сегменте, то среди городов нашего присутствия Иркутск прочно входит в десятку лучших по бизнес-показателям. При этом он соревнуется с городами-миллионниками, с Петербургом и Москвой. В Иркутске у нас около 68 тысяч розничных клиентов, всего в регионе их без малого сто тысяч. Получается, что практически каждый десятый житель областного центра имеет в кармане карточку банка. Мы считаем, это хороший результат, поэтому в данном направлении ставку будем делать на закрепление и поддержание отношений с клиентами, на аккуратный рост.
– Чего вы ожидаете от остальных направлений работы Альфа-Банка?
– В нашем банке, напомню, существуют три направления: розничный бизнес, который очень успешен в Иркутске, корпоративный бизнес, а также массовый бизнес, о котором здесь знают в меньшей степени. Поэтому в вашем регионе мы сфокусированы на дальнейшем росте корпоративного и малого бизнесов. Массовый бизнес – работа с компаниями, выручка которых составляет до 10 миллионов долларов в год. Причём эту планку мы подняли месяц назад, до этого сотрудничали с компаниями с выручкой до 5 миллионов долларов в год. В Иркутской области таких предприятий чуть более 30 тысяч. И сегодня с нами работают уже без малого тысяча компаний. Мы ставим себе целью до конца этого года иметь порядка 1600 таких клиентов. Кроме того, в секторе корпоративного бизнеса в Иркутске мы рассчитываем на больший рост, чем видим сегодня. Наша доля на местном рынке сейчас меньше 2%. В связи с этим мы усиливаем менеджмент. Пообщавшись с сотрудниками, поняли, что нашли нужных людей. Мы видим это уже по результатам последних двух месяцев. Пока ещё сделки в работе, но планы очень правильные.
– В чём, по-вашему, заключается региональная специфика банковского бизнеса в Иркутской области?
– Работая с компаниями по всей стране, я не замечаю, что потребности бизнеса различаются в зависимости от региона. Клиентам в любом крае, области или республике нужно, чтобы их вопросы решались просто и безопасно, чтобы банк был партнёром, помогал и разговаривал о развитии бизнеса на их языке, а не на банковском. Безусловно, в каждом регионе есть своя специфика, обусловленная особенностями местной экономики. Например, то, что хорошо работает для рыбной промышленности во Владивостоке, не очень актуально в Иркутске. Но суть решения и там и здесь абсолютно одинаковая.
– В чём вы видите залог успеха регионального развития банка?
– В том, чтобы быть ближе к клиенту, смотреть на бизнес его глазами, предлагать не просто банковские продукты, а решения, продиктованные его потребностями. Понятно, что в каждом регионе есть своя специфика бизнеса, которую мы так или иначе отражаем в своих предложениях. Однако в Альфа-Банке существуют единая система ценностей, стандарты и правила работы, которые наши сотрудники демонстрируют вне зависимости от того, работают они в Калининграде, в Москве, на Дальнем Востоке или в Сибири. Для нас это важная часть корпоративной культуры.
– Бытует мнение: чем дальше от Москвы, тем больше проблем с набором сотрудников, с управлением банковским отделением. Вы согласны?
– Мы скорее видим обратную ситуацию. Работать в «Альфе» престижно: в регионах показатели текучки заметно ниже, чем в Москве. Кроме того, мы берём на работу далеко не каждого. Людей отбираем в соответствии с теми ценностями, о которых я говорил. Это самый лёгкий способ обеспечить стандарты качества работы: нам не нужно контролировать их исполнение, обеспечивать контроль над контро-лем и так далее, потому что мы изначально берём тех, кого контролировать не нужно. Так же, как не нужно контролировать вежливых людей, которые здороваются, говорят «спасибо», «до свидания», проявляют участие, внимание и уважение.
Ставка на помощь бизнесу
– Какие потребности розничного клиента Альфа-Банка сегодня наиболее актуальны?
– Вряд ли клиент просыпается утром и думает о банковских продуктах. Скорее, его мысли заняты тем, как успеть всё, что задумал, как решить финансовые вопросы просто, удобно, легко и, главное, безопасно. Поэтому мы даём клиенту все эти решения: развиваем дистанционные каналы, предлагаем фантастическую новую версию интернет-банка «Альфа-Клик», в которой появился ряд абсолютно новых функций, даём новую версию мобильного приложения для всех операционных систем. Эти решения позволяют делать огромное количество платежей и решать множество вопросов, не просто не выходя из дома, а фактически на расстоянии вытянутой руки. Мы видим, что экономия времени клиентов – одна из тех ценностей, которые им нужны, и мы её предоставляем.
– Каковы перспективы банка в розничном и корпоративном бизнесе в целом?
– Темпы роста розничного кредитования в этом году замедлятся и составят около 25–30%. Спрос на кредитные карты останется высоким: в конце апреля наша доля на этом рынке достигла 5%, я думаю, в ближайшее время мы займём пятое место среди российских банков и будем бороться за четвёртое место. Важно отметить, что у нас устойчиво растёт база остатков на счетах до востребования физических лиц. На сегодняшний момент мы занимаем второе место в стране на этом рынке. Это говорит о том, что огромное количество людей, а их уже почти 9 миллионов, выбирают наш банк в качестве своего основного банка, в котором они хранят зарплату, через который проводят свои ежедневные платежи, пользуются дебетовыми и кредитными картами. Рынок корпоративного кредитования, по нашему прогнозу, вырастет в пределах 10–15%. Корпоративных клиентов у нас порядка 75 тысяч, включая клиентов малого бизнеса и предпринимателей. Более того, мы наблюдаем серьёзный рост клиентской базы в секторе малого бизнеса.
– Поддержка малого бизнеса – это стратегическое направление банка?
– Да, мы начали его серьёзно развивать два года назад и за это время фактически удвоили количество клиентов. Если год назад к нам приходили полторы тысячи компаний в месяц, то сегодня нашими клиентами ежемесячно становятся порядка пяти тысяч предприятий. Это говорит о том, что всё больше бизнесменов понимают: Альфа-Банк – банк, предлагающий продукты и решения, которые подходят именно их делу, а также что Альфа-Банк не только хороший кредитор, но и банк, который помогает малому бизнесу становиться большим.
– Чем Альфа-Банк удобен малому бизнесу?
– Прежде всего, своей технологичностью. Ведь представители малого бизнеса – это люди, которые постоянно находятся в движении. Им нужны быстрое зачисление денег, понятные тарифы, простая модель работы, и при этом не менее важно отношение банка. Мы постарались сделать общение клиента с банком максимально удобным, предложить помимо расчётов и банковских продуктов дополнительные небанковские услуги, которые значительно облегчают жизнь предпринимателя.
Например, наш интернет-банк интегрирован с онлайн-бухгалтерией «Моё дело» или «Эльба». Предприниматель может вести бухгалтерию компании в одном окне с интернет-банком – отправлять платежи, получать выписки, формировать налоговые платежи. Вносить или снимать выручку через банкомат очень удобно с помощью уникальной карты «Альфа-Cash», которая позволяет осуществлять транзакции круглые сутки семь дней в неделю вне зависимости от того, работает в этот момент отделение банка или нет.
Ещё один пример – наша программа привилегий «Клуб клиентов». В каждом городе присутствия мы выбрали партнёров программы, поставщиков офисной мебели, канцелярии, питьевой воды, клининговых и курьерских услуг. Они получают бесплатную рекламу на нашем сайте, а остальные участники программы – скидки на их товары и услуги. Сотрудничая с нами, предприниматели могут получить и правовую поддержку, и скидку на контекстную рекламу от компании «Яндекс». Это лишь несколько примеров того, как мы стараемся предложить не продукты, а решения.
– Стремятся ли клиенты к обслуживанию в онлайн? Насколько важно для них наличие банковских офисов?
– Мне кажется, это вопрос эволюции, причём развиваться будут и клиенты, и банки. Сегодня всё больше людей в Интернете не только получают информацию, но и совершают покупки. Однако доверие к тому, что виртуально, очень непросто заслужить. Думаю, большинство наших клиентов ценят то, что мы даём возможность выбора: прийти в отделение, где есть человек, с которым можно поговорить и решить проблему, или самому решить вопрос в Интернете. Главное, чтобы клиенту это было удобно, легко, безопасно. Например, тот же «Альфа-Клик» в прошлом году получил премию Рунета как лучший интернет-банк страны.