«Наша гордость»
Наверное, ни в одном подразделении Управления Федеральной миграционной службы по Иркутской области нет сотрудника, который бы отработал на одном месте более 40 лет. «Назия Гаталовна Халикова – это наша гордость, ветеран службы», – говорит про неё начальник отдела адресно-справочной работы УФМС России по Иркутской области Татьяна Аркадьевна Турова.
Не одно поколение специалистов адресной работы подготовила Назия Гаталовна. Её ученики и в настоящее время успешно трудятся на благо службы. Работа эта со своей спецификой и секретами. Система учёта населения и контроля над миграцией, зародившаяся в раннефеодальных условиях древнерусского государства, как и в настоящее время, нужна для развития практически всех отраслей экономики: численность трудоспособного населения необходима для расчёта возможных масштабов его занятости, его профессиональный состав — для определения сферы приложения труда, численность детей дошкольного и школьного возраста — для определения необходимой сети дошкольных учреждений, школ и соответствующих кадров учителей, воспитателей, а также при определении бюджета страны. В любое время суток необходимо представить достоверную информацию, к примеру, правоохранительным органам. Также в службу обращаются жители не только Прибайкалья, но и всех регионов России, бывших союзных республик и государств, в сложных жизненных ситуациях по тем или иным причинам потерявшие связь со своими родными и близкими. Своей работой сотрудники пытаются помочь людям найти друг друга. С этой целью на сайте УФМС России по Иркутской области была создана рубрика «Ищут ли вас?».
Но вернёмся к нашему «герою».
9 июня 1969 года 18-летняя девочка Назия пришла работать в адресное бюро ОВД Иркутской области. Её должность в те времена называлась «регистратор».
– Тогда в адресном бюро работали 10 сотрудников на 1 миллион 700 тысяч человек населения Иркутской области, – вспоминает Назия Гаталовна. – Руководителем у нас была Попова Мария Николаевна. Главной задачей, как и сейчас, было ведение персонального учёта граждан региона и тех, кто убыл в другие республики. Эти данные нужны были правоохранительным органам в целях установления мест регистрации разыскиваемых лиц и для раскрытия преступлений, особенно по горячим следам, а также гражданам, которые искали своих родственников, родителей, друзей, знакомых. Частные лица платили за информацию 3 копейки в 1969 году и 10 рублей в 2005 году. Хочу отметить, что даже спустя десятилетия после окончания Великой Отечественной войны оставалась проблема розыска детей и родителей, потерявшихся в то лихое время. В начале моей трудовой деятельности и до середины 1990-х годов поступали многочисленные запросы по розыску детей, оставшихся без родителей, а также по установлению места жительства эвакуированных граждан. Кроме персонального учёта граждан мы вели учёт лиц, которые были осуждены и условно-досрочно освобождены из мест лишения свободы, а также лиц, в отношении которых был установлен «административный надзор». И вся эта работа делалась на бумаге. (Кстати, шкафы с картотекой до сих пор занимают основное пространство отдела.) Режим работы был не круглосуточный, а только до 24 часов.
На протяжении длительного времени адресное бюро, как и многие другие организации, претерпевало ряд реорганизаций.
С 2006 года должность Назии Гаталовны звучит уже как «специалист отдела адресно-справочной работы УФМС России по Иркутской области».
– Конечно же, работать стало легче в том смысле, что всё автоматизировано, нет уже таких очередей, информация предоставляется оперативно и круглосуточно. Штатная численность возросла до 34 человек. Но и задачи усложнились.
Назия Гаталовна и сейчас на своём рабочем месте. На протяжении уже более 40 лет она передаёт молодым работникам свой опыт и знания, является наставником для вновь принятых сотрудников. 14 июня, в День ФМС России, ветерана службы коллеги поздравят и с 44-летием работы в УФМС.