Через тернии – к музыке
В этом году, как и в прошлом и позапрошлом, 11-летний Дима Степанов стал лауреатом стипендии мэра Иркутска, два года был стипендиатом губернатора. А весной победил на Всероссийском конкурсе «Преображение», который проходит в Санкт-Петербурге. Дима ещё только учится, но, наверное, не будет преувеличением назвать его музыкантом. В конце концов, это в большей степени состояние души и призвание, чем профессия. В июне он вместе с родителями переезжает жить и учиться в Москву. А ведь когда-то врачи прочили мальчику совсем не такое блестящее будущее.
Белокурый мальчуган с тонкими чертами лица и большими внимательными глазами, на первый взгляд, ничем не выделяется среди других ребятишек, если вы встретите его, например, на каком-нибудь детском празднике. Ну разве отметите, что, услышав звуки музыки, он почти наверняка начнёт ритмично помахивать рукой. Может быть, это у него такая игра, а может, всё очень серьёзно – Дима мечтает стать дирижёром и дирижирует постоянно. А ещё он сам сочиняет музыку, иногда даже спит с нотными листами под подушкой. У него редкая даже для музыкантов особенность – оркестровый слух.
Дима родился в музыкальной семье. Родители Алексей и Анастасия Степановы – музыканты, оба играют в оркестре театра имени Загурского. Алексей – на гобое, Анастасия – скрипачка. К тому же она поёт на клиросе в Спасском храме.
– Мама с детства водила меня в храм, – говорит Анастасия. – Я была музыкальной девочкой, и мне, конечно, очень хотелось на клирос. Трудно молчать, когда душа поёт.
Так и поёт с детства и даже закончила музыкальное училище по классу вокала. Ничего удивительного в том, что сына Анастасия отдала в музыкальную школу пяти лет от роду и его сразу взяли в первый класс, минуя подготовительный. Нотную грамоту Дима к тому времени знал наизусть да и книжки читать тоже умел и очень любил.
– У меня был такой нотный сборник для начинающих пианистов, – говорит Настя. – Четырёхлетний Димка с ним одно время спал, пока наизусть не выучил, до того ему нравилось. Никогда его не нужно было заставлять заниматься, он почему-то всё делал сам.
В музыкальной школе Дима встретил свою большую любовь – фортепиано. Сначала мама отдала его на отделение флейты. Но когда начался предмет «общее фортепиано», ребёнка просто невозможно было вытащить из-за инструмента. Дома у них настоящего инструмента не было, только электрическое пианино, и малыш готов был оставаться после уроков, уходить из школы последним, чтобы иметь возможность играть. Теперь «фортепиано» – его основной предмет.
А ведь когда-то врачи обещали Димке вовсе не такое будущее. Он родился недоношенным, в 6,5 месяца. Мама неосторожно подняла центрифугу, подумала: «Ерунда, наши бабушки и в поле рожали». Однако после стирки пришлось ехать прямиком в роддом. Новорождённому сыну поставили диагноз гидроцефалия, или водянка головного мозга. Дышать он не мог, врачи сразу подключили его к аппарату искусственного дыхания. Кормить приходилось через зонд, но, несмотря на это, Анастасия сохранила молоко, и Димка был на грудном вскармливании до трёх лет.
– Для меня это, конечно, был шок, – вспоминает Анастасия. – Я садилась возле кувезика, в котором он лежал, плакала и пела. Пела ему бесконечно, настукивала ритмы о стенку кувезика… Я и беременная пела постоянно, поэтому мне казалось, что сын узнает мой голос и ему будет легче. Потом, когда нас уже перевели в Ивано-Матрёнинскую больницу, нянечки говорили, завидев меня: «О, Анастасия Степанова пошла, сейчас петь будет».
Первые два месяца своей жизни Дима провёл в больнице. Выписывая его домой, врачи предупредили маму: «Готовьтесь, он будет учиться в спецшколе». Но Анастасия не согласилась с приговором. Откуда только взялись такие силы у милой хрупкой Насти с её мягким характером. Она стала бороться за сына.
Началась жизнь по расписанию. Кроме необходимости принимать таблетки, была для этого и другая причина. Начитавшись умных книг по воспитанию, Анастасия составила свой распорядок жизни, в котором главным были развивающие занятия с сыном. Например, читать она учила Диму по методу Глена Домана, когда ребёнок ещё не умел разговаривать. Папа не мог смотреть на всё это без ужаса.
– Я занималась с ним по всем методикам, которые только смогла найти: по Зайцевым, по Никитиным и так далее, – улыбаясь, говорит Анастасия сегодня. – Например, если я вычитывала, что в этом возрасте развивается определённая часть головного мозга, тут же подбирала упражнения, игры и мы начинали усиленно заниматься. Ни одной игрушки в жизни я не купила «просто так», брала только полезные и развивающие. В общем, была совершенно «повёрнутая» мамаша. Тем не менее через несколько лет мы поняли, что спецшкола ребёнку не грозит. Я думаю, тут сработало всё вместе: и воспитание, и молитва, и наследственность. Мы все очень молились за Диму.
Сегодня у Димы много друзей, и в школе ему нравится, учится он на одни пятёрки. Правда, с мальчишками-забияками ему сложновато, зато легко с «примерными» мальчиками, а девчонки и вовсе все подруги. Главная подруга, конечно, шестилетняя сестрёнка Маша. Недавно Дима с Машей насмотрелись мультиков про «Белку и Стрелку» и сейчас увлечены созданием собственного мультика про собак. Дима пишет сценарий, сочиняет музыку, а Маша лепит собак из пластилина. Неизвестно, что из этого получится, но, главное, им интересно.
В семь лет Дима участвовал в конкурсе «Новые имена» и познакомился там с Денисом Мацуевым, получил от него поощрительную стипендию. Мальчик удивил музыканта, и с тех пор Денис, приезжая в Иркутск, справляется о его успехах. А в прошлом году в столице давал мастер-класс педагог Дениса Мацуева – Валерий Песецкий. Дима, конечно, был на этом мастер-классе и даже выступал перед маэстро.
– Зал нашего музыкального училища был полон, собрались педагоги со всей Иркутской области, – говорит Анастасия. – Мы ничего специально показывать не собирались, но Диму попросили сыграть что-нибудь сверх обязательной программы. А за лето он как раз вы-учил три концерта: Баха, Гайдна и Грига. Песецкий выбрал Грига, и они с Димой в четыре руки сыграли концерт. Зал устроил овацию, и педагоги стали кричать: «Заберите мальчика в Москву!» Песецкий нас сразу остудил, описав все «прелести» московской жизни. Предупредил, что интернат не стоит рассматривать как вариант. А если ехать семьёй, значит, нужна работа для нас, нужно искать жильё, обще-образовательную школу и так далее. Всё это очень сложно и дорого. Однако маэстро готов был взять Диму к себе в ученики, жаль, что здоровье и возраст не дали этим планам осуществиться.
Тем не менее необходимость продолжать учёбу в Москве встала перед семьёй со всей очевидностью. Сейчас с мальчиком занимается Ольга Кузнецова – прекрасный педагог, заслуженный работник культуры. На этой неделе её ученик вместе с родителями и младшей сестрой уезжает из Иркутска. Теперь Дима будет воспитанником московской музыкальной школы имени Шопена. Как сложится его дальнейшая судьба, неизвестно, но мальчику всегда везло на учителей. «Бог ведёт», – говорит Настя. Пожалуй, единственная неудача случилась в детском саду. Оттуда пришлось уйти ровно через неделю и с большим скандалом. Вердикт системы был страшен: ребёнок не такой, как все. Кстати, таким и остаётся и даже на фортепиано играет не так, как другие дети.
Директор музыкальной школы, где Дима будет учиться вместе с младшей сестрой, говорит, что главное – устроить быт, а в остальном всё будет очень хорошо. Зная настойчивость и веру Анастасии, можно надеяться, что так и будет. Недаром ведь говорят, что молитва матери и со дна моря достанет. А мы будем ждать, что когда-нибудь Дима Степанов ещё вернётся в Иркутск с сольным концертом.