«Яркие, словно осколки солнца…»
«Мы из 90-х» – так называется выставка, проходящая в Иркутске
Девяностые годы – период нестабильности, дефицита и безденежья, «лихих парней», неограниченной свободы и туманного будущего. В это время только начинали свой путь в искусстве, становились художниками пять молодых, талантливых, амбициозных живописцев. Сегодня, спустя более 10 лет, в стенах художественного музея (отдел сибирского искусства) состоялось открытие их выставки «Мы из 90-х». К сожалению, двое из этой великолепной пятёрки – Антон Лодянов и Евгений Монохонов – ушли из жизни, но остались их работы, память друзей и родных и старые фотографии.
На выставке представлено более 100 работ иркутских живописцев Антона Лодянова (1970–2005 гг.), Евгения Монохонова (1972–2010 гг.), Яны Лисицыной, Олега Ушакова и Петра Онучкова.
«…Художники, связанные «одной цепью» школы и искусства, в самом начале своей творческой судьбы оказались выброшенными в неизвестность. Пережив все лишения, тяготы и трагедии, они отстояли своё право быть художниками – открывателями неизведанных путей в искусстве, вписав ещё одну талантливую страницу в славную историю иркутской художественной школы», – рассказывает искусствовед Тамара Драница, наблюдавшая за творческой судьбой этих мастеров ещё со старших курсов их учёбы в училище искусств.
Художники работают в различных художественных системах: это и реалистическая и фундаментальная школа, и эклектический постмодернизм, и графика, но все эти работы объединило время, период неограниченной свободы в искусстве и уникальность каждого автора. По-разному сложились судьбы «великолепной пятёрки», как уже было сказано, к великому сожалению, не дожили до настоящего времени Антон Лодянов и Евгений Монохонов. На открытии выставки все собравшиеся почтили их память минутой молчания. Их работы, такие разные, но в то же время имеющие что-то общее, повествующие о нашем с вами вполне реальном житье-бытье, объединила некая гротескность, ирония реальной жизни, изображённой на полотнах художников. Яна Лисицына так говорит о своих ушедших в вечность друзьях: «…Антон был совершенным. Линию провёл, и всё, можно было за-дохнуться от восторга – настолько точно, остро, без вариантов. Подстрочник Антона сложен, зашифрован, смыслы ускользают, просачиваются сквозь пальцы… А Женька делал просто: брал воздух и мешал его с акварелью. Вместе с воздухом он черпал свободу, смех, какую-то очаровательную природную вольность, которой не обучишь и которая доступна только ему…»
Олег Ушаков стал священником. Он видит тихие или драматические сюжеты жизни сквозь призму «магического кристалла», преобразующего реальные прообразы в художественные образы. На открытии выставки Олегу была вручена золотая медаль «Духовность. Традиции. Мастерство» всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России».
Пётр Онучков сейчас живёт и творит в столице. Его эпатажные, ироничные, сработанные под наивные лубочные картинки полотна привлекают игрой цвета и нестандартным построением сюжета.
Яна Лисицына гармонично соединила в своём творчестве две свои специальности – художник и литератор. Правда и вымысел в искусстве художницы пересекаются в сложносочинённом творческом «зазеркалье». Яна – интеллектуалка, выдумщица и путешественница, непринуждённо чувствующая себя в иных временах и пространствах, создающая оригинальные и неожиданные образные ситуации – от драматических до изысканных и лукаво-гламурных. К тому же Яна – замечательный организатор, экспозиция смогла состояться во многом благодаря её усилиям.
Выставка «Мы из 90-х» получилась уникальной, богатой на эстетическую «пищу» и загадки для ра-зума, а также очень живой и настоящей.
– В начале 90-х нам, – говорит Яна Лисицына, – пожалуй, и двадцати не было, и была весна, мы становились художниками, да хоть трава не расти – ничего не страшно, вот только бы натюрморт докрасить… И ещё одуванчики яркие такие, как осколки солнца. Только это не важно совсем, просто все тогда были живы, здоровы и никто про миры и пути свои ничего не знал.