«Отыграть всё назад»
«Единая Россия» проголосовала за поправку Виктора Игнатенко в закон о выборах
На прошлой неделе ИРО «Единой России» проявило чудеса политической гибкости. Такого не ожидал никто. Во вторник единороссы всеми силами пытались отклонить поправки в закон о выборах депутатов Заксобрания, внесённые облизбиркомом. А в четверг – дружно голосовали за них. Говорят, звонок из Москвы поступил ночью: против Конституционного суда и ЦИК не идти, обстановку накануне выборов не накалять. Глава облизбиркома доктор юридических наук Виктор Игнатенко вновь одержал блестящую победу, считают наблюдатели. Но спикер ЗС Людмила Берлина призывает не пользоваться громкими эпитетами типа «торжество права». И объясняет всё случившееся актом доброй воли со стороны депутатов.
«Разумное уменьшение»
Ситуация начала накаляться на прошлой неделе. Виктор Игнатенко на семинаре для политпартий объявил: в марте поступило заключение Центральной избирательной комиссии (ЦИК) о том, что одно из оснований отказа в регистрации списков партий, зафиксированное в иркутском законе, не соответствует Конституции РФ и правовой позиции Конституционного суда РФ, сформулированной в постановлении от 11 марта 2008 года (иск партии СПС по аналогичной норме закона о выборах депутатов ЗС Вологодской области).
Претензии ЦИК касаются пункта 12 части 8 статьи 41 закона «О выборах депутатов ЗС Иркутской области». Пункт 12 гласит, что одним из оснований для отказа в регистрации областного списка кандидатов является выбытие кандидатов, в результате чего число региональных групп в областном списке кандидатов оказывается менее установленного частью 2 статьи 33 закона (22 группы). В итоге получается, что, если хотя бы в одной из региональных групп оказалось менее трёх кандидатов, группа вылетает, а вслед за ней и весь партийный список. Причём закон Иркутской области ещё жёстче, чем был в Вологодской области. У них зафиксировано предельно максимальное число в списке (три человека), у нас – предельно минимальное (те же три человека). В Вологодской области группа считается нелегитимной, когда выбыли все трое, у нас для этого достаточно одного.
В расчёт не берётся выбытие по уважительной причине и даже болезнь и смерть человека. Между тем Конституционный суд в своём постановлении чётко определил: в случае когда областной закон разделяет список на «значительное число» региональных групп, а группа включает небольшое число кандидатов, требуется установление «разумного уменьшения» числа региональных групп к моменту регистрации. Это позволит не ставить партии в зависимость от случайных обстоятельств и не создавать правовых коллизий при реализации требований статьи 38 ФЗ об основных гарантиях избирательных прав.
Именно поэтому облизбирком и предложил ввести в нашем законе предельный порог: список снимается с регистрации, когда в нём легитимными остаются менее 15 региональных групп. Виктор Игнатенко отметил, что Конституционный суд РФ содержит «оценочную» норму и не устанавливает точный порог. Но ссылается на ФЗ «О выборах депутатов Госдумы». «В стране разумным считается критерий, когда к моменту регистрации выбывает либо более одной трети, либо более половины. В разных субъектах по-разному… На наш взгляд, чтобы застраховать список, достаточно снизить число до семи. Снижаться до половины тоже нельзя, чтобы у нас избирательные объединения и политические партии не расслаблялись», – сообщил он депутатам 30 мая на сессии ЗС.
Вся страна, за исключением Иркутской и Ярославской областей, уже выполнила предписания ЦИК: региональные Заксобрания внесли изменения в свои законы. В Башкортостане 55 региональных групп при минимальном пороге 23. В Республике Бурятия минимум 11 групп, всего 33. В Республике Саха (Якутия) – 18 и 35, в Архангельской области – 16 и 31 соответственно. Владимирская область внесла изменения совсем недавно, 13 мая, предусмотрев максимальное количество групп 19, максимальное – 10. Ярославская областная Дума сейчас рассматривает законопроект. «А у Иркутской области стоит большой вопросительный знак», – сообщил Виктор Игнатенко.
«Мы чувствуем репрессию со стороны ЦИК»
Однако иркутские единороссы решили не сдаваться. Настрой фракции «Единой России» ещё во вторник, в день проведения комитета по госстроительству, где рассматривался законопроект, был однозначным: закон оставить таким, какой он есть. Рупором поручили быть главе комитета по госстроительству Борису Алексееву. Он сражался, как честный боец, применяя все подготовленные «ЕР» аргументы. Заявил, что два года закон спокойно функционировал, «никто к нему не приставал». «Мы чувствуем репрессию со стороны ЦИК», – пожаловался Алексеев. «Нам говорят: всё-таки, ребята, вы тут не правы. А в чём не правы? – продолжил он. – Мы сегодня позволяем каждой партии набрать свои региональные группы, туда включить 3, 4, 5 человек с резервом». Алексеев сообщил, что комитет выяснял мнения фракций и у ЛДПР и «Справедливой России» они оказались «достаточно ровными». «Наш закон сегодня позволяет правильно, демократично проводить выборы, но вместе с тем стимулируя другие партии, в том числе и малые, к тому, чтобы развиваться, укрепляться. Никто никому не закрывает доступ, но чтобы достойно представлять партию в ЗС, надо держать живую связь с населением», – заявил единоросс.
Малые партии не ожидали, что их прямо на комитете начнут учить жизни. «Партиям, получается, просто навязывают вести для подстраховки технических кандидатов! – заявил представитель ИРО «Российского общенародного союза» (РОС) Валерий Тетерин. – Но позвольте, почему мы должны подчиняться такому принуждению, пусть и неявному? И вести в списке 100 человек, когда по всей области распределяются 23 депутатских мандата?» К партиям-малышам присоединилась КПРФ в лице члена комитета Ирины Рычковой. Она заявила, что коммунисты на стороне облизбиркома: «Почему все регионы приняли поправки, а мы как белые вороны? В чём дело, чья это задумка, чьё решение?» Председатель ИРО «Партии пенсионеров» Леонид Карнаухов сообщил, что, по его информации, один из активистов РОС, небезызвестный Николай Курьянович, в случае отклонения законопроекта облизбиркома намерен подать в суд с требованием роспуска ЗС. «И привлечения к уголовной ответственности председателя ЗС Людмилы Берлиной и председателя комитета по законотворчеству», – запальчиво сказал Карнаухов. «Вы понимаете, что на сайтах уже висят объявления: «Нарушу любой список, даже «Единой России», за деньги», – горячился он. – Разрушить можно любой список, тем более вы даёте на это право». «Мы не допустим в своих рядах провокаторов», – храбро парировал Борис Алексеев.
«Единая Россия» загнала ситуацию в такой юридический тупик, что смешно выглядели разные ответственные органы, которым предписано давать заключения о законопроекте. Если региональный минюст поддержал проект, то представители прокуратуры Иркутской области, тоже направившей положительный отзыв о документе, на комитете вдруг стали говорить иное. «Вы до сих пор не убедили меня, что для нашей области обязательно данное требование», – сказала представитель прокуратуры. В ход пошли и аргументы: а корректно ли применять постановление КС, ведь в Вологодской области больше трёх кандидатов в региональной группе быть не может, а у нас хоть десять набирай. Прокуратура вдруг посчитала, что какое право – это «дополнительная гарантия» для партий. И вообще, подпадают ли 22 иркутские группы под понятие «значительное число региональных групп», как того требует Конституционный суд? Заключение правового управления ЗС было тоже положительным. Но начальник управления Ирина Ощипок вдруг стала спорить со всеми сразу: Виктором Игнатенко, Конституционным судом и ЦИК. «Я не понимаю как юрист, как можно применить к закону Иркутской области постановление Конституционного суда, – сообщила Ощипок. – Потому что не положения законов идентичные, а ситуации разные, абсолютно разные». «Вся страна привела в соответствие, а мы юридические споры устраиваем», – заметил Виктор Игнатенко.
Точку в споре поставили специалисты «Серого дома» во главе с вице-премьером Николаем Слободчиковым. Они заявили, что правительство законопроект не поддерживает. «Позиция Конституционного суда носит оценочный характер и распространяется на ситуацию в Вологодской области. В действующей редакции региональный закон не противоречит ни одному федеральному закону, в том числе и постановлению Конституционного суда», – пояснили они. Забавный момент возник, когда спросили мнение представителей Института регионального законодательства и правовой информации имени Сперанского. Юристы начали было высказываться, что ситуация неоднозначная, когда из-за спины раздался голос Николая Слободчикова: «Позиция правительства озвучена, нет смысла выслушивать мнение структурного подразделения». В итоге при одном голосе против (Ирина Рычкова) комитет проголосовал за отклонение законопроекта. На сайте ЗС вплоть до сессии 30 мая висела заготовка постановления парламента – отклонить. Малые партии готовились к пикету в сквере имени Кирова. Кто бы знал, что «Единой России» придётся скоро всё отыграть назад.
«Было неловко, неудобно»
Виктор Игнатенко не раз за эти дни заявлял, что намерен руководствоваться постановлением Конституционного суда РФ и не применять эту норму, регистрируя списки партий с любым числом ре-гиональных групп. «Будет ещё хуже», – пообещал во вторник глава облизбиркома. И напомнил, что сейчас регион по этому вопросу «на контроле ЦИК». «Я вам честно говорю: мне руководством Центральной избирательной комиссии было сказано, что никто в стране не даст применять эту репрессивную норму», – заявил Игнатенко. Подобные ситуации, к сожалению, разрешаются в судах – Иркутском областном или Верховном суде РФ, добавил он. Журналистам он заметил: к судам готов, проигрывал редко. И если суд встанет на противоположную сторону, Игнатенко готов «сдать свой диплом юриста и уйти в уголок плакать».
Оказалось, плакать в уголке пришлось другим. Утром 30 мая на сессии ЗС фракция «ЕР» собралась в перерыве и явила чудо. «Слава богу, что у нас есть такие политики и такой руководитель областной избирательной комиссии, – сказал ещё до голосования депутат Владимир Матиенко. – Призываю всех голосовать за законопроект. В том числе фракцию «Единой России», потому что мы знаем: до сегодняшнего дня позиция фракции и руководства ЗС во главе с Людмилой Берлиной была против того, чтобы поддержать этот закон… Я буду очень рад, если сегодня фракция «Единой России» выполнит ту команду, которую она получила из Москвы по голосованию за этот законопроект». От «ЕР» никто ничего официально не пояснял. Но вдруг и все единороссы, и «ровно настроенные» эсеры, и ЛДПР проголосовали за инициативу Виктора Игнатенко. 38 депутатов из 39 имеющихся на сессии (один не голосовал).
Как пояснил «Конкуренту» источник в политсовете ИРО «ЕР», звонок из Москвы поступил ночью накануне сессии. Инструкция была короткой: «Отыграть всё назад». «Было неловко, неудобно, – сказал источник. – Но в Москве посчитали, что оставлять эту норму – колоссальный риск даже для партии власти, потому что появятся провокаторы, которые за деньги будут сниматься с региональных групп. Может возникнуть огромный скандал, цепная реакция. А ЦИК высказался по вопросу однозначно». Затем, по информации «Конкурента», в дело вмешался сам губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко, убедивший парламентское большинство принять поправку Виктора Игнатенко.
Спикер ЗС Людмила Берлина, в отличие от пожелавшего остаться неназванным комментатора, сказала: «Мне никаких звонков не поступало».
– Я абсолютно убеждена, что равенства между законом о выборах в Вологодской и Иркутской областях нет, – заявила Людмила Берлина на пресс-конференции по итогам сессии. – У нас совершенно другая ситуация, должны быть одновременно два условия: значительное количество региональных групп и незначительное количество участников. У нас определён только минимум – 67 человек. В ФЗ об основных гарантиях избирательных прав закреплена норма: в бюллетене политического объединения должно быть не менее трёх человек. Отсюда такой состав региональной группы, это не наше ноу-хау. 22 умножаем на три – 66 плюс минимум один в общеобластном списке. Это 67 человек и выше. В Вологодской области другая схема – там 17 групп максимум по три человека и минимум 60 человек в списке. 17 умножаете на три плюс общеобластной список. И всё. Кто-то выпал, заболел – и у них коллапс. Конституционный суд с 1998 года повторяет одну норму: избирательное объединение должно быть ответственно и получать поддержку избирателя. «Разумные ограничения» применяются тогда, когда обеспечить это невозможно. Наш закон другой, и он полностью соответствует действующему законодательству.
Людмила Берлина назвала случившееся актом политической воли, демократии. «Это не торжество права, это торжество разума, торжество политической толерантности», – заявила она. «У всех нас есть право на ошибку, самое главное – иметь качество её вовремя признать и исправить», – заметил Виктор Игнатенко.