издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Избирательная демократия

Прямые выборы мэров возвращают населению

На прошлой неделе Дума Усолья-Сибирского приняла поправки в Устав города, возвращающие институт прямых выборов мэра. В это же время губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко поддержал инициативу братских властей о возвращении всенародного избрания градоначальника. Институт сити-менеджмента в регионе, похоже, пока переживает кризис. Прижился он в своё время в трёх местах: Ангарском районе, Усолье-Сибирском и Братске. В двух муниципалитетах – Ангарском районе и Братске – он был введён при активном участии «Единой России». В первом случае из-за боязни проигрыша на прямых выборах, во втором – чтобы взять власть после заключения под стражу мэра от КПРФ Александра Серова. В Усолье-Сибирском ситуация была уникальной. Институт сити-менеджмента тут стал разменной монетой для внутренней борьбы сторонников и противников Евгения Кустоса. И, похоже, не утратил ещё своей эффективности.

«Я убеждён, что выборы мэра должны быть прямыми. И очень важно, чтобы такую инициативу поддержали жители», – цитирует губернатора Сергея Ерощенко агентство «Интерфакс-Сибирь». Эту фразу глава области сказал, будучи с визитом в Братске. Этот город с прошлого четверга остался в Иркутской области последним, где ещё существует институт непрямых выборов мэра и сити-менеджера. Среди муниципалитетов, которые в своё время успешно ввели и эксплуатировали норму, когда мэр избирается из числа депутатов, а главой администрации становится сити-мененджер, были Ангарский район, Братск и Усолье-Сибирское. 

И вот 30 мая Дума Усолья-Сибирского одобрила поправки в Устав города, отменяющие непрямые выборы мэра. Ранее, 16 мая, в городе прошли публичные слушания, на которых инициатива также была поддержана населением. По информации, сообщённой «Конкуренту» депутатом гордумы Игорем Востренковым, голосование прошло единогласно. «Была небольшая попытка блокировать со стороны «Справедливой России», ЛДПР, но в итоге удалось договориться», – сообщил Востренков. История введения института сити-менеджмента в Усолье довольно забавна. Изменения в Устав города были внесены в 2006 году, когда истёк срок полномочий действовавшего тогда мэра Евгения 

Кустоса. Парламент, в тот момент находившийся во власти местных единороссов, поспешно приняв поправки в Устав, развёл должности мэра и сити-менеджера. И ввёл избрание мэра из числа депутатов. Так мэром стал Анатолий Крушинский, а Евгений Кустос потерял власть. В 2009 году именно институт сити-менеджмента сыграл с «ЕР» в Усолье злую шутку. Евгений Кустос сумел сколотить предвыборный блок «Усольчане», который мало того что шёл в Думу с «подаренным» противниками лозунгом «За прямые выборы мэра!», но ещё сумел на этой почве взять большинство. Естественно, после этого Дума забыла про возврат прямых выборов. Из числа депутатов был выбран подконтрольный мэр, а Евгений Кустос стал сити-менеджером. И оказался в весьма выгодной позиции: снять его теперь как мэра было невозможно. 

Кустос царил, пока на него не завели уголовное дело. А осенью 2011 года Дума Усолья-Сибирского была распущена, и новые выборы уже установили в парламенте города некий паритет сил «за Кустоса» и «против». Спокойствия в городе это не добавило, в итоге ИРО «ЕР» провело на пост мэра и сити-менеджера свои кандидатуры – Любовь Лис и Александра Рожаловского. Местных единороссов постоянно трясёт от конфликтов, инициируемых группой отставных партийцев во главе с бывшим секретарём политсовета Игорем Востренковым. Видимо, возврат прямых выборов мэра в данной ситуации показался приемлемым всем сторонам конфликта. В любом случае, если Любовь Лис сейчас не сложит полномочия, то у населения появится реальная возможность поучаствовать в выборах мэра только в 2017 году. Впрочем, у бывших единороссов Усолья-Сибирского, которые сейчас продолжают заседать в Думе, уже опробован действенный способ – роспуск парламента. 

Около полутора лет назад институт непрямых выборов приказал долго жить в Ангарском районе. В 2010 году непрямые выборы в АМО были введены исключительно из-за боязни региональных властей и «Единой России» проиграть очередные крупные выборы (перед этим «ЕР» получила серию обидных провалов на выборах мэров Иркутска и Братска), сходятся во мнении эксперты. «У нас в тот момент сидели эмиссары-единороссы не только из Иркутска, но и из Москвы, – вспоминает депутат Думы АМО Сергей Бренюк. – Товарищи очень боялись прямых выборов. Вот такой у нас генезис появления сити-менеджмента». В итоге мэром Ангарского района стал Владимир Жуков, а сити-менеджером назначен его сторонник Антон Медко. Парламент проголосовал за возвращение прямых выборов мэра осенью 2011 года. И здесь навстречу народу пошли те, кто в своё время был избран вовсе не напрямую. Ратовал за возвращение прямых выборов мэр Владимир Жуков. И снова до 2015 года тема забыта, поскольку норма начнёт действовать с момента избрания нового состава Думы. «Я не исключаю, что Дума может быть распущена и ранее», – заметил Сергей Бренюк. 

Третьим городом, который испытал на себе прелести сити-менеджмента, стал Братск. И там этот институт был введён не от народа. Весной 2011 года после скандальной истории с заключением под стражу мэра Александра Серова, выигравшего выборы под флагами КПРФ, Дума, подконтрольная «ЕР», организовала публичные слушания о внесении изменений в Устав, вводящие непрямые выборы мэра. Причём поправки в Устав были сформулированы таким образом, что при условии «досрочного прекращения полномочий мэра» роспуска Думы для вступления их в силу не потребовалось. А Серов свои полномочия прямо из СИЗО как раз и прекратил, написав заявление. Спикер Думы единоросс Константин Климов стал мэром города. И именно ему в 2013 году принадлежит инициатива о возвращении прямых выборов мэра. Он мотивирует своё решение тем, что сразу после вступления в должность, видя протестные настроения горожан, пообещал им возврат права на избрание градоначальника. Что сейчас и выполняет. 

«Не надо вешать одни и те же клише на всех, – предостерегла спикер ЗС Людмила Берлина. – В Братске одна ситуация, в Усолье-Сибирском – другая. Если не оправдал себя институт сити-менеджмента, его нужно поменять. Но только в том случае, если люди этого хотят. Когда я была в Братске, сказала: «Вы отработайте нормальную схему внесения поправок в Устав и объявите общенародное обсуждение. И получите от жителей мнение. Это продукт ваш, людей, которые сегодня сидят в Думе, в администрации? Или это продукт населения? Если люди так хотят, никаких препятствий не должно быть. В Усолье-Сибирском другая ситуация: там ещё не вызрели к такой чёткой позиции, а поправки уже приняли». Людмила Берлина подчеркнула, что нигде «навязывания института сити-менеджмента» нет. «Люди живут так, как они хотят с избранными мэрами», – сказала она.

«Ещё несколько лет назад идея сити-менеджмента как овладения властью в муниципальных образованиях была очень популярна в стране, она инициировалась Вячеславом Сурковым, – напомнил заслуженный юрист России, профессор ИГУ Сергей Шишкин. – На этой волне в нашем регионе власти, так скажем, благожелательно отнеслись к этому институту. Я считаю, что не надо преувеличивать значения ни одного из двух способов избрания мэра, записанных в 131-ФЗ. Важен не способ – прямо или не прямо избирается мэр, – а здоровая среда, возможность выбрать действительно хороших управленцев, крепкая «скамейка запасных».  С этой точки зрения опыт Усолья или Братска нельзя назвать успешным, поэтому ничего плохого в возвращении прямых, демократичных выборов я не вижу. Это ещё и возврат к политическому монизму, свойственному российской власти. Попробовали институт сити-менеджмента, не получилось – возьмём другой. Имели же мы краткосрочный опыт работы в рамках такого института в Тулунском районе – ввели и тут же отказались. Другое дело, что ситуации и в Усолье-Сибирском, и в Братске разные. В Усолье на нынешнем временном отрезке это, возможно, действительно политический способ закрепить власть за иными силами, не представляющими Евгения Кустоса. В северной столице другое положение, и если власть решила вернуть прямые выборы, можно было бы разрешить вопрос постепенно, подождав с поправками в Устав до конца нынешней легистратуры». Сергей Шишкин не исключил, что «откат» к прямым выборам недолговечен и новая волна муниципальных выборов вновь вернёт актуальность институту сити-менеджмента. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры