издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Сложно, трудоёмко, интересно

  • Автор: АЛЕНА МАХНЕВА

Весна и лето – время плановых работ на электросетевых объектах: нагрузки ниже, можно без ущерба для потребителя вывести часть оборудования в ремонт. С раннего утра оперативные выездные бригады филиала Иркутской электросетевой компании (ИЭСК) «Южные электрические сети», получив разнарядку у диспетчеров, отправляются на объекты. На этой неделе корреспонденты «Сибирского энергетика» вместе со специалистами побывали на подстанции «Приморская» и понаблюдали за работой оперативной бригады по распределительным сетям.

8:05, офис Южных электрических сетей на Депутатской. Оперативные выездные бригады (ОВБ), заступившие на смену в 7:30, прошли медосмотр и получили разнарядку на день от диспетчеров. Весна и лето – традиционный сезон для плановых ремонтов на сетевых объектах: кабельные линии, проложенные под землёй, можно менять только в тёплое время года, замена воздушных линий по техническим условиям, как правило, проводится при температуре выше минус 20 градусов, работы на трансформаторах высоковольтных подстанций тоже лучше проводить летом, когда снижаются нагрузки. 

Однако сегодня день предстоит не очень напряжённый: весь план работ занимает только один лист формата А4, обычно заданий вдвое больше, говорит Юрий Деряков, заместитель начальника Правобережной оперативно-диспетчерской службы ЮЭС: «На пять машин это не так уж и много». В Правобережной ОДС вместе с руководителем трудятся 62 человека, в том числе старший диспетчер, которому подчиняются шесть районных диспетчеров, инженер второй категории и сменные работники – 28 электромонтёров по распределительной сети, 22 человека, отвечающие за подстанции, и трое дежурных по удалённым подстанциям. В ведении подразделения весь Правобережный округ Иркутска и территория за пределами города до Байкала (в основном подстанции и немного распредсетей) и Больших Котов.

В плане на день, рассказывает Юрий Деряков, вывод в ремонт нескольких ячеек на подстанции «Приморская», которая питает микрорайон Солнечный, молокозавод и близлежащие коттеджные посёлки, работы на подстанциях «Берёзовая», «Летняя», «Пансионат» и других. Из пятнадцати позиций в плане только треть потребует отключения потребителей. «Предупреждаем абонентов, что у них не будет света, ОВБ получает разнарядку и едет готовить место для ремонтной бригады, – поясняет Деряков. – Как правило, это плановые работы для повышения надёжности сетей, например, замена проводов воздушных линий на СИП (самонесущий изолированный провод). Если речь идёт о подстанциях, то чаще всего это планово-предупредительные ремонты оборудования. Аварийные ситуации бывают нечасто». Однако специалисты выездной бригады всегда готовы к тому, что реальность внесёт свои коррективы в план дня – нередко в процессе работы в нём появляются дополнительные пункты. 

Основная задача ОВБ – допустить ремонтную бригаду к работе: подготовить рабочее место, провести инструктаж, ответить на возможные вопросы, сверить наряды. То есть удостовериться, что все люди будут работать в безопасности. Трудно представить ответственность больше, чем чужие жизнь и здоровье, в ОДС трудятся специалисты высокого класса, у многих за плечами десятки лет опыта. «Диспетчерская служба считается в какой-то мере элитной, есть даже конкурс среди претендентов, – отмечает Деряков. – Монтёры, которые хотят сюда попасть, сначала трудоустраиваются в параллельные подразделения, узнают структуру работы». 

В 8:45 Виктор Борисов, старший в смене, и электромонтёр и по совместительству водитель Дмитрий Добровольский, с которыми мы отправляемся на подстанцию «Приморская», садятся в свою жёлтую «ГАЗель» и стремительно уносятся по Байкальскому тракту. Через несколько минут мы у ворот коттеджного посёлка Гринлэнд.  

Техника безопасности – в первую очередь: прежде чем приступить к работе, бригада проходит инструктаж, проверяется готовность рабочего места. Всё в порядке: тележка ячейки 25 в ремонтном положении

Перед нами разворачивается лирическая картина: утреннее солнце сверкает в каплях росы на свежей траве, чуть правее зеркало залива Ангары, сквозь юную зелень берёз видна тихо жужжащая подстанция. Однако любоваться природой специалистам некогда: одна ремонтная бригада, получившая допуск накануне, уже приступила к работе, нужно готовить рабочие места ещё для трёх. «Нервотрёпка начнётся где-то через час, когда все службы будут готовы к работе и станут требовать нашего внимания», – отмечает Борисов  и просит нас, корреспондентов, «быть максимально острожными» на территории опасного объекта. Электрослесарь Валерий Лыткин выдаёт нам каски. 

На подстанцию приходят две линии 110 кВ, установлено два трансформатора 110/10 кВ, с другой стороны воздушные линии расходятся к потребителям, кратко знакомит нас с объектом Виктор Борисов. Все операции на высоковольтном оборудовании выполняются, согласно правилам, не менее чем двумя лицами с IV группой допуска.

– Выключатели в положение «выключено», – чеканит Борисов, его коллега выполняет команду. – Проверить выключенное положение. 

Тележка ячейки 25 выдвинута в ремонтное положение, Дмитрий Добровольский вешает зелёные таблички «Работать здесь» и красные «Стой! Напряжение», замки. Процедура повторяется ещё с двумя ячейками. После отключения каждой старший в смене передаёт сообщение о выполненной операции диспетчеру. 

– Существует методика оперативных переговоров: представляешься, получаешь команду, повторяешь команду, подтверждаешь: «Выполняю», – поясняет Виктор Борисов. – До появления сотовой связи передавали информацию по рации, которая была установлена в машине: приходилось бежать к машине, получить команду, выполнить, вернуться, отрапортовать. Все наши разговоры записываются. Вся работа описана правилами и инструкциями, за рамки которых мы не имеем права выходить.

– Дисциплина как в армии?

– Наверное, даже похлеще, – серьёзно отвечает специалист. – В армии проводят учения с имитацией военных действий, а мы работаем с настоящим напряжением.  

Действия Виктора Борисова спокойны и точны. Всю сознательную жизнь, по его собственным словам, он на оперативной работе: прежде чем прийти в Южные сети, был начальником производственной котельной, исполнял обязанности главного инженера в ЖКХ. 

На подстанцию прибывают ремонтные бригады. Виктор Борисов выписывает допуски. 

В это время Алексей Копылов, электрослесарь V разряда, отвечая на мои вопросы о работе и коллегах, отмечает:   

– Здесь трудятся разные люди. Но вот слабохарактерный человек точно не сможет этим заниматься. 

Дмитрий Добровольский, ограждая работающее оборудование предупреждающей красно-белой лентой, продолжает его мысль:

– Напряжение не имеет ни вкуса, ни цвета, ни запаха. Мы работаем с оборудованием высокого напряжения. Нельзя со стопроцентной точностью сказать, что произойдёт в тот или иной момент. Те же выключатели на подстанции могут иметь скрытый дефект. Аварии, как правило, случаются в ночное время, когда портится погода, резко меняются метеоусловия. Наша задача независимо от обстоятельств – выехать на место, принять решение, доложить обстановку диспетчеру филиала, после этого вместе с другими подразделениями восстановить электроснабжение и устранить последствия.  

Сотрудники ОДС, по его словам, к таким сложностям подготовлены, а семьи спокойно относятся к ночным выездам. 

Виктор Борисов (на фото слева) отвечает за безопасность сотрудников ремонтных бригад, которые работают на высоковольтном оборудовании. Валерий Лыткин и его коллеги получили допуск накануне, тем не менее наряд нужно проверить ещё раз

– Главное, супруге не знать всех моментов моей работы, – улыбается Добровольский и продолжает уже не шутя: – Хотя она сама медик, работает в реанимации, думаю, что у неё работа серьёзнее, чем моя.

В Правобережной ОДС Дмитрий трудится четыре года.

– Поработал в сторонних организациях, посчитал, что в ИЭСК работа наиболее стабильная, постоянная, интересная. У меня профильное образование, электромонтёр здесь может вырасти до оперативного руководителя, диспетчера и далее. Перспективы есть, с этим всё в порядке. 

– Ефименко, Куркин, Телегин, – между тем командует Борисов, – поехали! 

Группа уходит осматривать и принимать подготовленные рабочие места. К 17:00 работы на ячейках должны быть завершены. После обеда ОВБ предстоит вывести оборудование подстанций «Летняя» и «Пансионат» в ремонт, провести регламентные работы по плану осмотра оборудования. 

С «Приморской» отправляемся на подстанцию «Берёзовую». 

– Очень приятно, что компания вкладывает средства в оборудование, – говорит Борисов по дороге. – Новые подстанции компактнее, безопаснее. Мы, конечно, привыкли, что механические выключатели работают с грохотом, с современными, электронными всё гораздо легче. 

Легче, но не проще – новое оборудование требует более высокой грамотности от персонала, который занимается обслуживанием, настройкой и текущим ремонтом. 

– Ваша работа такая серьёзная и ответственная. Как справляетесь с психологическим напряжением? – спрашиваю Виктора Александровича.

– Мы себе позволяем маленькие вольности: в машине, особенно когда ездим ночью, поём песни. Только я вам сейчас петь не буду. Они… фривольные.  

В свободное время Виктор Борисов занимается парусным спортом. Команда макси-яхты «Сцилла» с её знаменитым капитаном Артуром Ивановичем Франго неоднократно побеждала в разных гонках. Кстати, в одной из них экипаж состоял исключительно из сотрудников Южных электрических сетей.

– Но мы себя не рекламировали, – скромно замечает Борисов.

На «Берёзовой» нас встречает вторая ОВБ, работающая на распредсетях. Алексей Березин, электромонтёр ОВБ, пришёл в Южные сети год назад, сразу после окончания энергофакультета ИрГТУ. 

– Стремился попасть сюда, потому что ОВБ – кузница кадров, школа выживания, можно сказать: всё здесь изучаешь, даже то, что происходит в других службах. Интересно, скучать не дают. Представлялось всё гораздо проще, а работа оказалась очень сложной, трудоёмкой, интересной. Тем, кто хочет сидеть за инженерным столом, она не понравится, – заключает молодой специалист.  

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры