издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Смерть под колёсами отменяется

В Приангарье отмечается снижение смертности из-за травм, полученных в автоавариях. В прошлом году число погибших в дорожно-транспортных происшествиях на дорогах области сократилось на 10% по сравнению с 2011-м.

Заместитель главного врача Иркутской областной больницы, руководитель травматологических центров региона Михаил Кувин связывает эти результаты прежде всего с реализацией ведомственной целевой программы «Совершенствование медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях на территории Иркутской области». 

Подобная программа начала действовать в прошлом году в большинстве регионов России. Ежегодно на дорогах страны происходит 200 тысяч ДТП, в которых погибают более 35 тысяч человек, четверть из них находят свою смерть в активном трудоспособном возрасте от 26 до 40 лет. Третье место в России по причинам преждевременной смерти занимают тяжёлые сочетанные травмы, полученные в автоавариях. У тех, кто моложе 50 лет, они вышли на первое место, а у юнцов до 20 лет вообще являются основной причиной гибели. 

Иркутская область находится в списке регионов с самым высоким уровнем дорожного травматизма. По данным ГИБДД, в 2011 году, когда разрабатывалась целевая программа здравоохранения, на территории Приангарья произошло 3600 ДТП, в которых 534 человека погибли и 4468 были ранены. Голые цифры мало помогают в осмыслении ситуации с дорожным травматизмом. Но статистика, взятая в сравнении, ещё более печальна: в странах с высоким уровнем дохода показатель смертности от ДТП составляет 12,6 на 100 тысяч населения, в малоразвитых государствах – 20,2. В Иркутской области этот показатель составил в 2011 году 21,5. 

Изменить такое положение и призвана программа по совершенствованию медицинской помощи пострадавшим при ДТП. По данным исследований медиков, причиной смерти 73,1% погибших в автоавариях стали так называемые сочетанные травмы. Если сравнивать, как менялась ситуация с дорожным травматизмом в регионе за последние годы, станет заметно, что число выездов на ДТП с каждым годом сокращалось (с 6612 в 2008 году до 4648 в 2011-м), но при этом количество пострадавших выросло на 800 человек, травмы становились всё более тяжёлыми. Основной вал жертв дают федеральные трассы М-53 и М-55 «Байкал». Именно поэтому мероприятия программы здравоохранения нацелены на укрепление материальной базы и кадрового обеспечения государственных и муниципальных больниц, расположенных вдоль автомобильных дорог от Тайшета до Слюдянки.

34% от общего числа пострадавших зарегистрировано на дорогах областного центра, за ним следуют Иркутский район (10,2%), города Братск (9%) и Ангарск (5,6%) и Усольский район (4,9%). За этими цифрами – человеческие жизни, которые можно было бы спасти, если бы мы имели в стационарах более квалифицированные кадры и более современное оборудование. Программа призвана покончить с этими «если бы», говорит кандидат медицинских наук Михаил Кувин. Он пояснил, что мероприятия, намеченные на 2012 год, выполнены и привели к некоторому сокращению смертности жертв автокатастроф. Однако останавливаться на этом нельзя: доступность и качество медицинской помощи пострадавшим в ДТП, особенно в глубинке, сегодня ещё далеки от идеала, поэтому действие программы продолжено до 2020 года. К этому рубежу в регионе намечено снизить уровень смертности в автоавариях до 10 человек на 100 тысяч населения. 

Михаил Кувин пришёл руководить программой в январе 2013 года, когда уже было получено основное оборудование для оснащения городских и районных больниц. Для улучшения помощи пострадавшим в автоавариях на сегодняшний день вдоль автотрасс М-53 и М-55 открыто 19 травматологических центров первого, второго и третьего уровней. Три из них организованы в Иркутске. В многопрофильных, высокоспециализированных стационарах – областной клинической и Ивано-Матрёнинской больницах – разместились травмцентры первого уровня. На базе Кировской больницы №3 Иркутска создан травмцентр уровнем пониже. Остальные семь учреждения второго уровня распределены по всей области в районных центральных больницах. 

В каждом таком травмцентре предусмотрено открыть травматологическое отделение с противошоковой операционной. Она должна располагаться на первом этаже и иметь отдельный подъезд, чтобы больного в тяжёлом состоянии можно было, минуя приёмный покой, сразу госпитализировать и начинать проводить все необходимые манипуляции. «Обычно с ДТП поступают больные в очень тяжёлом состоянии – с переломом таза, черепно-мозговой травмой, разрывом селезёнки и прочим, – рассказывает Михаил Кувин. – Сейчас получено оборудование, позволяющее быстро снять шок. Например, стержневые аппараты однополюсные способны зафиксировать сломанную конечность за 25 минут, а С-дуги позволяют делать рентгеновские снимки прямо на операционном столе. Практика показывает, что чаще всего смерть пациентов с сочетанной травмой связана с переломом таза. Кровопотеря при этом достигает 2,5 литра, к тому же в этом сегменте много нервных окончаний, вызывающих боль и шок при любом движении. Все травмцентры второго уровня сегодня снабжены скобами, позволяющими буквально за 10 минут зафиксировать таз и предотвратить смертельные последствия. Всё оборудование, поставленное по программе улучшения помощи пострадавшим в ДТП, стоит больших денег: скоба для таза, к примеру, обходится бюджету в 510 тысяч рублей, а компьютерный томограф – в 35 миллионов. Понятно, что без целевой программы, которая финансируется как из федерального, так и из областного бюджетов, современного дорогостоящего оборудования специалисты из Черемхова, Тайшета, Тулуна и других райцентров вряд ли дождались бы в ближайшие годы». 

Слабее оснащены травмцентры третьего уровня: в этих больницах проводятся лишь экстренные операции. Травматологические отделения здесь не предусмотрены, есть лишь койки в хирургических палатах. Стационары Слюдянки, Шелехова, Усолья-Сибирского, Зимы (всего девять больниц) попали именно в эту категорию, поскольку по нормативам травмцентры второго уровня должны находиться друг от друга на расстоянии 100–150 км. В Иркутской области их плотность получилась выше, отчего население только выигрывает. В прошлом году к 85% пострадавших в ДТП машины «скорой» прибыли в течение 20 минут, и медики сразу смогли приступить к оказанию специализированной помощи. 

Кроме оснащения современным диагностическим и лечебным оборудованием, программа ставит задачу повышения квалификации медицинских кадров. Михаил Кувин признал, что эта задача решается с трудом: специалисты не желают ехать в районы. Сегодня укомплектованность травматологами-ортопедами в регионе составляет всего 54%. Остальные специалисты пребывают в статусе совместителей. Есть центральные районные больницы, где функции травматологов выполняют хирурги. 

Конечно, встаёт ещё один актуальный вопрос: предусмотрено ли совершенствовать медицинскую помощь для тех, кто живёт вдали от федеральных трасс, к примеру на севере регионе? Пока ведомственная программа такую цель не ставит. «Возможно, потому, что 80% населения региона – городские жители, – говорит Михаил Кувин. – Плотность населения в Иркутской области составляет 3,5 человека на один квадратный километр, а в северных территориях и того меньше. Благодаря этому перекосу в пользу горожан нам удаётся охватить медицинской помощью большую часть населения региона». Так что для северян, которым приходится добираться до «большой земли» самолётами, пока работает прежняя схема оказания медицинской помощи. 

Михаил Кувин не только координирует работу всех травматологических центров региона, задействованных в программе совершенствования помощи жертвам ДТП. В перспективе предполагается строительство приёмного диагностического реанимационного блока областной клинической больницы. Действуют 15 коек сочетанной травмы на базе экстренной хирургии, открыт круглосуточный пост травматологов. По целевой программе на оснащение ИОКБ потрачено в прошлом году 129,5 млн. рублей. Всего из федерального бюджета на совершенствование медицинской помощи пострадавшим на дорогах области выделен 491 млн. рублей, софинансирование из консолидированного бюджета региона составило 321 миллион. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры