«Когда у строителей поджимают сроки»
«Сибирский энергетик» выяснял, с чем связан рост числа повреждений кабельных линий
Строительный сезон, обычно начинающийся в апреле, добавляет хлопот энергетикам. Нередко бывает так, что сопровождающие любую стройку земляные работы приводят к повреждениям кабельных линий с последующим отключением абонентов от электрической сети. Их число неуклонно растёт вслед за темпами строительства: в 2010 году в Иркутске был зафиксирован 41 прорыв, а в 2012 году – более 80. Предпринимаемые меры оказываются малоэффективными, и в Южных электрических сетях ОАО «Иркутская электросетевая компания» считают, что для решения проблемы необходимо постоянно обращать внимание строительных организаций на необходимость согласования земляных работ.
«Наблюдается снижение числа аварий в сетях по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом не снижается количество отключений кабельных линий 6–10 кВ, связанных с действиями сторонних организаций». Эта фраза встречается в каждом сообщении пресс-службы ОАО «Иркутская электросетевая компания», посвящённом результатам работы Южных электрических сетей за месяц. Статистика красноречива: если в 2010 году в Иркутске (зона ответственности ЮЭС приходится именно на областной центр и небольшую часть территории Иркутского района) кабельные линии повредили 41 раз, то в 2011 году было зафиксировано более 60 механических повреждений кабеля. В 2012 году их число превысило восемь десятков.
Летний пик
«Количество механических повреждений резко увеличивается там, где проводится комплексная застройка, ремонт проезжей части, благоустойство внутридомовых территорий, – констатирует начальник службы кабельных линий Южных электрических сетей Виктор Колыбелкин. – Особенно когда у подрядных организаций поджимают сроки». Действительно, тот же ввод жилья в Иркутске в последние годы растёт довольно высокими темпами – с 347,9 тыс. кв. м в 2010 году до 412,8 тыс. кв. м в 2011 году и 482,4 тыс. кв. м по итогам прошлого года. Кроме того, в 2011 году в связи с подготовкой к 350-летию города его центр реконструировали в сжатые сроки, что сопровождалось большим объёмом земляных работ и, как следствие, повреждением кабельных линий.
Строительные работы в 130-м квартале продолжаются до сих пор, так что потребители в нём и его окрестностях часто сталкиваются с аварийными отключениями электричества. К примеру, 15 сентября 2012 года сотрудники ООО «Байкалрегионстрой» вели не согласованные с ЮЭС работы и повредили кабель на 10 кВ между двумя рабочими подстанциями, из-за чего в Иркутском областном музыкальном театре имени Н. М. Загурского во время спектакля погас свет, без электроэнергии остались и другие близлежащие здания. 11 октября работы той же компании вблизи той же кабельной линии привели к отключениям домов в 130-м квартале и на улице Кожова. А 10 апреля 2013 года была повреждена другая линия, проложенная в том же районе. Только на сей раз виновником стало ООО «НСТ».
За прошедшие четыре месяца 2013 года кабельные линии повреждали полтора десятка раз. Так, в пресс-релизе за февраль сказано о трёх повреждениях. В марте из-за них произошло пять аварийных отключений, в апреле – семь. «Практика показывает, что количество мехповреждений растёт начиная с апреля, – отмечает Колыбелкин. – А пик приходится на август, сентябрь и октябрь».
«Через городскую администрацию и администрации округов мы стараемся доводить информацию о необходимости согласования работ с Южными электрическими сетями.
Организации, которые подходят к делу ответственно, проводят согласования, получают разрешение на проведение земляных работ, выполняют все необходимые мероприятия, определённые правилами, и далее спокойно выполняют свою работу, – говорит наш собеседник. – Но есть и такие, кто начинает работать без согласования, и результат – повреждённая кабельная линия». Такие организации, как правило, становятся виновниками 50–60% аварий на кабельных линиях. Причём в этом перечне встречаются не только мелкие фирмы, но и достаточно крупные предприятия. Так, в сентябре 2012 года один из крупных подрядчиков повредил две кабельные линии на бульваре Рябикова. Впрочем, гораздо чаще виновниками аварий становятся именно мелкие фирмы. А в некоторых случаях – их доля в статистике не превышает 5% – установить организацию, повредившую кабель, не удаётся.
Часть организаций проводит согласование, получает разрешение на проведение земляных работ, но не выполняет необходимые мероприятия, опредлённые правилами. Доля таких виновников аварий – 25–30%. Например, в феврале–марте прошлого года ОАО «Иркутскгипродорнии» проводило работы после получения согласования с Южными электрическими сетями, трижды повредив сети на улице Байкальской.
Два часа без света
Насколько серьёзны последствия механического повреждения кабельной линии для потребителей? Самое опасное в механических повреждениях – это вероятность несчастного случая как для персонала, который повредил кабельную линию, так и для простых граждан, когда виновная организация скрывается с места происшествия и оставляет раскопанный котлован с повреждённой кабельной линией.
Как показывает практика, обычно на то, чтобы отыскать место прорыва и подключить абонентов к сети от других подстанций по аварийной схеме питания, уходит до двух – двух с половиной часов. Если авария происходит зимой, когда нагрузки на линии растут, на это может уйти до четырёх часов. «Понятно, что отключения воспринимаются очень болезненно, – замечает начальник службы кабельных линий ЮЭС. – В деловом центре Иркутска, где расположены офисы, у кого-то, скажем так, нарушается технологический процесс – например, отключаются компьютеры, в результате чего не сохраняется важная информация». Страдают и обычные жители. Аукнуться механическое повреждение может и самим энергетикам: возникающее при нём короткое замыкание может вызвать коммутационное перенапряжение, которое, в свою очередь, может повредить другое электрооборудование.
Устраняет его последствия, как правило, владелец электроустановки. То есть если повреждённая кабельная линия принадлежит Южным электрическим сетям ИЭСК, то ремонтировать её будут специалисты именно этой компании. Виновнику механического повреждения выставят счёт за проделанную работу – указанная в нём сумма в среднем составляет около 30 тыс. рублей. Иной ответственности, кроме материальной, не предусмотрено, так что рассчитывать можно лишь на совесть и сознательность тех, кто проводит земляные работы.
Согласование аварийных работ проводится по упрощённой схеме. Само по себе оно сложностей не представляет. Достаточно получить в управлении архитектуры и градостроительства администрации Иркутска топографическую основу участка, где будут проводиться работы, и обратиться в службу кабельных линий Южных электрических сетей. «С нашей стороны задержки практически нет – мы стараемся сразу направить на место специалиста и как можно быстрее выдать необходимое разрешение, – заверяет Колыбелкин. – Но те, кто работает без разрешения, видимо, считают, что и это будет слишком накладно».