Диагноз для трубы
Призёр X Всероссийского конкурса специалистов неразрушающего контроля ангарчанин Евгений Болдаков «видит металл насквозь»
Евгений Болдаков, дефектоскопист по магнитному и ультразвуковому контролю, работает в лаборатории контроля металлов ТЭЦ-9 четырнадцать лет. «Просто уже не представляю себя на другом месте», – говорит он о себе. Болдаков «видит металл насквозь», характеризуют его коллеги. О том, как вовремя найти скрытые изъяны в трубопроводе или оборудовании, чтобы предупредить неприятные для предприятия моменты, он знает почти всё, поэтому уже несколько лет побеждает в региональных профессиональных соревнованиях, а этой весной занял призовое третье место в финале Х Всероссийского конкурса специалистов неразрушающего контроля.
Конкурс среди специалистов неразрушающего контроля проходит каждый год. В первом, отборочном туре в 13 региональных центрах по всей России от Москвы до Хабаровска участвовали более 300 специалистов более чем из 130 организаций. Лучшие из них едут в Москву и на базе научно-учебного центра «Качество» соревнуются в финале по семи номинациям, в числе которых и «Ультразвуковой метод контроля». Именно в этой номинации отличился сотрудник ТЭЦ-9 из Ангарска Евгений Болдаков, состязавшийся с 16 ведущими специалистами со всей страны.
– На отборочном туре в Иркутске, в котором участвовали предприятия Иркутской области, Бурятии, Якутии, занял в этот раз второе место, хотя обычно в регионе занимаю первое, – признался специалист нашему изданию. – Зато соперник, опередивший меня здесь, в Москве не попал в тройку лидеров.
– Вы впервые вышли в финал?
– Нет, несколько раз попадал в десятку, но в тройку – первый раз.
– Что позволило вам подняться на пьедестал почёта в этот раз?
– На ошибках учатся. Учёл предыдущие недостатки, хорошо подготовился и во всеоружии двинулся в Москву, – улыбается Болдаков.
– Какие испытания вам запомнились больше всего?
– В отборочном туре есть тестовая, теоретическая часть, но акцент в основном на практику – то, что мы делаем на работе непосредственно. Есть образец, который надо проконтролировать. В ультразвуковом контроле силён человеческий фактор. Если рентгенография – объективный метод, там плёнку посмотрел и всё видишь, то здесь многое зависит от того, как ты вообще готов к работе, как настроил прибор, не дрогнет ли рука.
В финале организаторы отказались от практики, заменив её конкурсом по написанию инструкций по контролю на основании определённых исходных данных. То есть всё, что делаешь на рабочем месте, начиная от получения задания на контроль и настройки прибора, выбора средств и параметров контроля вплоть до выдачи заключения, надо кропотливо и подробно описать за четыре часа со схемами, рисунками. Жюри, люди профессиональные, оценивают содержание работы, то, как выражаешься техническим языком, последовательность действий.
– Чего не хватило, чтобы победить?
– Трудно сказать. Там был блок из 40 теоретических вопросов повышенной сложности, возможно, где-то ошибся или что-то не дописал в инструкции. В следующий раз поеду – допишу обязательно, – смеётся собеседник «СЭ».
– Что вам даёт участие в конкурсе? Призовое место в Москве предполагает материальное вознаграждение?
– За третье место подарили цифровой фотоаппарат, грамоты, сувениры на память. Основной стимул – премия от предприятия, вот это внимание приятно.
Но главное, что даёт участие в соревнованиях, – повышение профессионального уровня. Конкурс проводится для специалистов третьего уровня, это преподавательский и инженерный состав (рабочие – первый-второй уровень). Чтобы до него подняться, нужны более глубокие знания, надо рыться в учебниках, читать, изучать. Это очень помогает в моей ежедневной работе, естественно, и практика даёт о себе знать. А практики у меня 14 лет. Допустим, на конкурсе дают задание проконтролировать образец не по инструкции, а по-своему. Посидишь, подумаешь – ага, вот так можно сделать лучше.
На предприятии наша лаборатория занимается контролем качества металла на наличие поверхностных, скрытых трещин, следит за качеством сварных швов. В швах труб, которые подвергаются воздействию высоких температур и давления, не может быть непроваренных участков, пор, металл должен быть сплошной. На ТЭЦ много трубопроводов, сосудов – проводим техническую диагностику, когда кончается ресурс, данный трубопроводу заводом. Делаем комплексный контроль, собираем всю информацию о состоянии, подписываем протокол заключения и отправляем в экспертную организацию, которая занимается расчётами на основании наших данных. Они уже решают, можно ли продлить срок службы оборудования.
– Какие-то новые технологии изучаете, внедряете?
– Особенных новых технологий у нас нет, поскольку есть инструкции, от которых нельзя отступать, свой ГОСТ. Зато улучшается качество аппаратуры, с которой мы работаем. Раньше это были огромные ящики, которые приходилось таскать с собой, сейчас же небольшие приборы с относительно простой, при определённых знаниях, настройкой. За счёт этого улучшаются качество и скорость контроля.
– Вы сказали, что трудитесь в лаборатории 14 лет. Чем вас привлекает эта работа?
– Моя первая специальность – радиотехник, здесь по большей части работа с электронными приборами. Не знаю, чем нравится, просто уже не представляю себя на другом месте. Приятно, что всё умею, всё знаю: провёл контроль, выписал заключение.
– Что нужно, чтобы быть отличным работником?
– В нашей профессии первое – желание трудиться, упорство. Нужен определённый объём знаний, без которых ничего не добьёшься.
– А на каких предприятиях в регионе самые достойные соперники?
– «Иркутскэнерго» сильнее всех, тут даже вопросов быть не может. У нас мощная лаборатория, я считаю, и самые лучшие дефектоскописты. Уровень знаний на голову выше, чем в других организациях. Наверное, это зависит от требований, которые к тебе предъявляют. У нас одно из самых ответственных, опасных предприятий, нужно держать планку.