издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Самой славной из собак была Барри»

Недавно музей-заповедник «Царское Село» заявил о приобретении часов с изображением нереиды Галатеи. Начало 19 века, авторство приписывают Луи-Станисласу Ленуар-Раврио, знаменитому французскому бронзовщику. Казалось бы, только такие крупные музеи, как Эрмитаж, Петергоф, Версаль, Царское Село, могут претендовать на артефакты мастеров французского классицизма и ампира. Но если собиратель настолько талантлив, как покойный коллекционер Павел Курдюков, то уникальные экземпляры могут появиться и в провинции. В Ангарском музее часов хранятся действующие часы Луи-Станисласа Ленуар-Раврио. Мастер изобразил не нимф и богов, а обыкновенную собаку. Впрочем, не совсем обыкновенную. В начале 19 века сенбернар Барри спас в горах 40 человек.

Полную историю появления часов «Сен-Бернар» в коллекции Ангарского музея часов ещё предстоит изучить. Перешли они в музей из коллекции Павла Васильевича Курдюкова. Возможно, часы хранились в одной из купеческих семей Иркутска, а уже потомки передали их коллекционеру. Достоверно не известно. «Каминные часы в корпусе из золочёной и патинированной бронзы были изготовлены в начале 19 века в мастерской парижского бронзовщика Ленуара-Раврио», – рассказывает директор музея Нина Крылова. Раврио – отец Антуан-Андре Раврио, королевский бронзовщик, и его приёмный сын Луи-Станислас Ленуар-Раврио – являются одними из лучших мастеров-бронзовщиков французского классицизма и ампира (эту эпоху ещё называют «золотым временем» французского часового производства). Классицизм диктовал свои формы: на массивной основе правильной формы обычно сооружалась декоративная часть – скульптурная композиция из бронзы с мраморными, малахитовыми, эмалевыми деталями. Использовался некий аллегорический сюжет, была популярна античная культура. В Государственном Эрмитаже можно посмотреть каминные часы этого времени. Если заглянуть в Екатерининский корпус Петергофа, там можно увидеть удивительную коллекцию французской бронзы этой эпохи. Ленуар-Раврио был настолько искусным мастером, что в 1819 году на Международной индустриальной выставке в Париже завоевал серебряную медаль. 

 «Здесь кроется какая-то загадка, – описывала «Восточно-Сибирская правда» в 1979 году обретённые Павлом Курдюковым часы с собакой. – Высокая прямоугольная башня с зарешёченным окном, колокол на подставке, скамья, следы у основания и крупная собака. Она несёт на спине малыша и словно торопится поскорее попасть в помещение… Перерыта масса литературы, справочников. В каталоге Эрмитажа «Западноевропейские часы XVI–XIX веков» есть несколько часов, выполненных в близкой манере, указан и автор – Раврио». 

Французские мастера первой половины 19 века при изготовлении каминных часов обычно брали античные сюжеты.
Но на этот раз подвиг простой собаки вдохновил их больше

Перевал Большой Сен-Бернар, соединяющий Южную Швейцарию с Северной Италией, своё название получил от святого Бернара, который в 11 веке нашей эры служил в соборе итальянского города Аоста. Бернар помогал путникам, которых застала непогода, утомлённым, усталым, основав на перевале приют. Когда случалась беда, монахи выступали как горные спасатели. После смерти Бернар был произведён в святые. Его именем назвали и выведенную породу добродетельных собак – сенбернары. Автор книги «Опыт полного изложения учения о душе животных» Шейтлин в начале 19 века писал: «Самой славной из собак была Барри, благодетельная собака С.-Бернардского монастыря. Спасла жизнь более 40 путникам! С корзинкой на шее, где был хлеб и склянка со сладкой, живительной влагой, изо дня в день выходила из монастыря в снежную бурю и в непогоду, чтобы отыскать занесённых снегом и заваленных лавиной людей. Ты, как участливый человек, умела молчаливо внушить к себе доверие, иначе маленький мальчик, вырытый тобой из-под снега, никогда бы не посмел влезть к тебе на спину, чтобы ты могла снести его в гостеприимный монастырь». Собственно, сюжет часов повторяет всё в точности: на шее бронзового пса, несущего мальчика, бутылочка (с кофе, как полагал Павел Курдюков). Внизу на подставке-основании часов сценка из монашеской жизни – служитель помогает выжившим, а рядом сидит сенбернар. Если собака находила человека, который был ранен и не мог сам идти, то возвращалась к монастырю, дёргала за колокольчик, который также запечатлён в часах. На звон выходил монах, и собака сопровождала его к пострадавшему. Знаменитая собака Барри за 12 лет своей жизни спасла около 40 человек и умерла в 1914 году. Чучело Барри находится в Бернском музее естественной истории. Интересно, что со временем чучело претерпело трансформацию: Барри не был похож по конституции на современных сенбернаров, в частности, череп был не таким массивным, пришлось его «утяжелить». А памятник с мальчиком на спине (аналогичный сюжет воспроизведён в часах) установлен под Парижем на собачьем кладбище. 

«Сен-Бернар» – не единственный раритет этой эпохи в собрании Ангарского музея часов. К примеру, здесь хранятся часы начала 19 века «Афина Паллада», литьё мастера Пиатта. Как вспоминал автор книги «Жил-был волшебник» Амир Хамзин, в своё время на Павла Курдюкова вышел человек из Читы, который и предложил выкупить «Афину» (часы не каминные, а интерьерные, вес около 70 кг). Как писала «Восточка» в 1978 году, часы были выкуплены у коллекционера Евгения Фроловича Бобровского. Читинцу часы, по свидетельству Амира Хамзина, достались в конце 1940-х от военного, возвращавшегося с фронта. Вероятно, они были трофейными. В своё время Павел Курдюков сумел восстановить ход часов «Сен-Бернар». Идут они и сейчас. «Мы не требуем от наших старых часов точности, – говорит Нина Крылова. – Они звонят в разное время, и получается, пока человек ходит по залу, он всё время слышит звон то одних, то других часов. Поэтому музей нравится всем – он живой, часы в нём звучат».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры