издательская группа
Восточно-Сибирская правда
  • 10 мая 2013
  • ЧП

Последний полёт

Следователи завершили работу на месте крушения вертолёта Ми-8

  • Автор: Ксения Лазарева

Официальные источники предлагают не верить глазам и дождаться экспертного заключения о причинах авиационной катастрофы над Нижней Тунгуской. Пока следователи собирают предварительную информацию, чтобы разобраться, кто виноват в крушении вертолёта с тремя членами экипажа и шестью сотрудниками МЧС на борту. Правоохранительным органам предстоит проверить договоры, на основании которых силовое ведомство арендовало авиационную технику у частной компании, а также законность и соблюдение требований безопасности полётов.

 

На обследование места происшествия, случившегося 6 мая, у оперативников ушло трое суток. 9 мая завершились поисково-спасательные работы, 10 мая специалисты вылетели в пункты постоянной дислокации. На ста тысячах квадратных метров нашли 105 фрагментов вертолёта, предметы обуви и два сотовых телефона. Особое внимание уделили сбору останков погибших. Их отправят в Москву для экспертизы и определения принадлежности, для этого у прибывших родственников членов экипажа и спасателей уже отобрали генетический материал.

Вертолёт, как предполагает его собственник ОАО «Авиакомпания Ангара», взорвался в воздухе. Об этом свидетельствует разброс деталей на расстояние до трёхсот метров друг от друга, а также показания очевидцев, которые утверждают, что видели в небе над местом крушения вспышку и облако дыма. По официальным данным, вертолёт Ми-8, помимо шести пассажиров, в числе которых были спасатели и руководители структурных подразделений ГУ МЧС России по Иркутской области, перевозил 1920 килограммов взрывчатки – азотнокислого аммония, предназначавшейся для противопаводкового подрыва льда на Нижней Тунгуске.

Модификация Ми-8Т, к которой относился разбившийся вертолёт, принадлежит к категории транспортно-десантных воздушных средств и применяется ВВС России. Однако следователям ещё предстоит определить правомерность заключения договора аренды вертолёта между силовым ведомством и частной компанией для транспортировки опасного груза, а также установить, имел ли экипаж соответствующее разрешение. По словам представителя Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры, из-за длительности всех необходимых экспертиз следствие может занять несколько месяцев и даже не завершиться в течение года.

На данный момент, сообщают в Восточно-Сибирском следственном управлении на транспорте Следственного комитета РФ, на месте происшествия обнаружили приборную доску вертолёта, кресла пилотов, обломки заднего и переднего редукторов, переднего и боковых шасси, а также основных агрегатов борта. Оперативники изъяли видеозапись, на которой «зафиксировано облако дыма в месте нахождения вертолёта», среди местных жителей нашли вероятных свидетелей происшествия. Особые ожидания возлагают на данные, которые планируют получить из двух обнаруженных бортовых самописцев: один из «чёрных ящиков» записывал речь пилотов, второй фиксировал параметры полёта.

Разбираться в причинах крушения, говорят в транспортной прокуратуре, предстоит «с самого начала»: «Необходимо провести проверку правовой основы деятельности ОАО «Авиакомпания Ангара» в части перевозки людей и грузов. Если правовой основой является договор, то следствие должно проверить законность его заключения, чтобы оценить, не было ли превышения полномочий со стороны должностных лиц авиакомпании. Если одной из сторон была государственная структура, значит, оценка должна быть дана также её сотрудникам, не допустили ли они злоупотребления или превышения должностных полномочий или халатности».

В рамках уголовного дела, возбуждённого по части 3 статьи 263 УК РФ «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц», состоялись допросы. К выяснению обстоятельств привлекли сотрудников ГУ МЧС по Иркутской области и региональной аварийно-спасательной службы, «участвовавших в организации служебной командировки». Оперативники изъяли предполётную документацию в аэропортах Иркутска и Киренска и документы, относящиеся к хранению и выдаче взрывчатых веществ для устранения заторов.

Кроме того, на посадочной площадке «Буровая – 111», где вертолёт в последний раз останавливался на заправку, взяли образцы топлива, а в аэропорту Киренска  изъяли документацию о метеоусловиях в день крушения. К делу приобщены также образцы взрывчатых веществ, перевозившихся в вертолёте. Допрошены должностные лица, ответственные за хранение, выдачу и транспортировку взрывчатых веществ. Пока Следственный комитет выясняет обстоятельства перевозки взрывчатки на борту, а комиссия МАК проводит собственное расследование по причинам крушения, официальные лица призывают не делать преждевременные выводы.

«Пока нет экспертных заключений, все предположения остаются гаданием на кофейной гуще. После проверки договоров между авиакомпанией и госструктурой вторым вопросом станет оценка груза, но только в том случае, если будет доказано, что именно он имел отношение к происшествию. Только тогда следствие оценит, соблюдались ли правила перевозки опасных грузов и правила безопасности на взрывоопасных объектах», — говорит источник в силовых структурах.

На сегодняшний день собственную точку зрения на произошедшее выразило лишь руководство МЧС России, которое дало высокую оценку деятельности погибших спасателей и распорядилось представить их к наградам посмертно. Однако наблюдатели предполагают, что освобождение от должности начальника Управления авиации МЧС Сергея Фёдорова, произошедшее 8 мая, также могло стать реакцией высшего руководства страны на катастрофу. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры