издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Новые приоритеты «Иркутскэнергосвязи»

Среди крупных компаний ООО «Иркутскэнергосвязь» давно зарекомендовало себя как надёжный поставщик телекоммуникационных услуг. Однако новые времена предъявляют новые требования: возможности сложившегося рынка связи для юридических лиц исчерпаны, так что компания начала осваивать новые ниши. Здесь и привычное предоставление широкополосного доступа в Интернет физическим лицам, и новый для Иркутской области проект – центр обработки данных с беспрецедентной для региона степенью отказоустойчивости. И во всех случаях клиенты «Иркутскэнергосвязи» могут быть уверены в высокой надёжности и качестве услуг.

ЦОД по высшему разряду

Пятый в России. Именно так в марте писали о центре обработки данных, который намерено построить ООО «Иркутскэнергосвязь». Он станет пятым в стране ЦОДом, претендующим на получение сертификата Tier III. «Сертификация ЦОД – это, наряду с техническим аудитом применяемых при проектировании решений, также своеобразное маркетинговое мероприятие, аналогом которого можно назвать существовавший в СССР контроль ОТК, подтверждающий соответствие произведённого продукта нормативным требованиям, – рассказывает менеджер проекта Александр Овчинкин. – И для тех клиентов, которые не хотят вникать в проектную и исполнительную документацию инженерных систем ЦОДа, это просто показатель надёжности работы центра». Действительно, наличие сертификата означает, что уровень отказоустойчивости оборудования центра обработки данных составляет 99,982% – более высокого показателя в России попросту нет. При этом техника работает беспрерывно даже в том случае, если проводятся ремонтные и профилактические работы. 

Центр обработки данных, который появится в Иркутске, станет единственным в Сибири и на Дальнем Востоке объектом такого уровня. Спроектировать его планируют к осени 2013 года, а ввести в строй первую очередь объекта – во второй половине 2014-го. Конкурс на разработку проектной документации выиграло ЗАО «КРОК инкорпорейтед» – ведущая российская компания по созданию IT-инфраструктуры, чьи специалисты аккредитованы американским консорциумом Uptime Institute, который и выдаёт сертификаты Tier. Центр обработки данных расположится на площадке Ново-Иркутской ТЭЦ. Площадь его зданий составит 10 тыс. кв. м, из которых 3,2 тыс. кв. м будет отведено под машинные залы. Согласно проекту, в центре обработки данных будут размещены 1300 стойко-мест – шкафов с серверами, отвечающими за хранение, передачу и обработку данных. 

В «Иркутскэнергосвязи» подчёркивают: ЦОД – это не корпоративный, а коммерческий проект. Его клиенты смогут арендовать площади и серверное оборудование, а также размещать собственную технику. Предполагается, что в будущем центр обработки данных будет предоставлять «облачные» сервисы – к примеру, доступ к программам и данным, расположенным на удалённых компьютерах. При этом стоимость его услуг будет относительно невысока за счёт низкой стоимости электроэнергии в Иркутской области и высокого уровня энергоэффективности самого объекта. Достаточно сказать, что расчётный среднегодовой коэффициент эффективности использования электроэнергии в центре составит 1,3, то есть на киловатт полезной нагрузки будет уходить всего 300 ватт потребляемой мощности. 

«Мы планируем использовать в качестве основной системы охлаждения технологических помещений ЦОДа воду из Ангары, которую ТЭЦ берёт в качестве подпиточной», – объясняет Александр Овчинкин. Она поступает из водохранилища Иркутской ГЭС, и её температура даже в самые жаркие летние дни не превышает плюс 16 градусов по Цельсию. Центр обработки данных будет подключён к трубопроводу, который идёт в сторону Ново-Иркутской ТЭЦ, и через систему теплообменных устройств выделяемое ЦОДом тепло будет передаваться подпиточной воде. С технической точки зрения решение выглядит очень просто, но, по расчётам специалистов, это позволит ежегодно экономить до 20 млн. рублей на операционных затратах. При этом в центре обработки данных создадут резервную систему кондиционирования, работающую по традиционной схеме от электросети. К тому же при разработке инженерных систем предпочтение будет отдано оборудованию с максимальным КПД. «Известно, что стандартные источники бесперебойного питания тратят на собственные нужды примерно 5–7% электроэнергии, – приводит пример менеджер проекта. – Мы же планируем выбрать систему электропитания с КПД 95-96% в рабочем режиме и 99-100% в экорежиме, чтобы обеспечить максимально возможную экономию электроэнергии при выбранной концепции электропитания ЦОДа». 

Ожидаемые затраты на строительство ЦОДа оцениваются в 2,5 млрд. рублей. На первый взгляд, сумма велика, но она достаточно быстро окупится, ведь инвестировать её будут в очень перспективный и динамично развивающийся рынок. По данным международного агентства «ИКС-Консалтинг», его объём по итогам 2012 года в России составил 6,2 млрд. рублей. При этом рост достиг 22,8% – в четыре с лишним раза больше роста в 5,1%, зафиксированного на рынке связи в целом. Бизнес развивается по традиционной для России схеме: сначала за него берутся московские компании, а затем он уходит в регионы. Так что работа на опережение – создание крупного ЦОДа в столице Восточной Сибири – даст «Иркутскэнергосвязи» серьёзное конкурентное преимущество и позволит занять существенную долю регионального рынка услуг по обработке данных. 

Интернет приходит с севера

Той же логикой компания руководствовалась, осваивая ещё одно новое для себя направление – широкополосный доступ в Интернет и связанные с этим услуги связи для населения. «Иркутскэнергосвязь» изначально работала на рынке юридических лиц, отмечает директор ООО «Регион Телеком» Денис Емельянов. Предоставляла в аренду каналы связи и другие услуги для крупных корпоративных клиентов. Но рынок физических лиц оставался неосвоенным. Жители области не могли похвастать высокой скоростью доступа в Интернет, однако потребность в этом уже назрела (что и показали исследования).

Денис Емельянов уверяет: политика «Регион-Телекома» ориентирована на клиента

Так было принято решение о выходе на рынок физических лиц. Для клиента это возможность получить качественный и доступный выход в Интернет, а для компании – новая траектория развития, позволяющая укрепить свои позиции на рынке телекоммуникационных услуг.

Для этого 25 февраля 2013 года и была создана дочерняя компания ООО «Иркутскэнергосвязь» – ООО «Регион Телеком». Через полтора месяца с небольшим, 13 апреля, она получила лицензии на услуги связи для целей кабельного вещания, услуги по передаче данных неголосовой и голосовой информации, а также телематические услуги связи. «Мы предоставляем комплексную услугу – от широкополосного доступа в Интернет до IP-телевидения», – поясняет Емельянов. По условиям лицензии предоставлять её «Регион Телеком» может на территории всей России, но пока необходимые для этого сети построены и запущены в пяти населённых пунктах Иркутской области – Железногорске-Илимском, Саянске, Черемхове (микрорайон Храмцовка), посёлке Белореченский и Иркутске-45. Выбор этих территорий объясняется просто – уровень проникновения Интернета в этих городах ниже, чем в областном центре, а это означает, что не все желающие могли воспользоваться выходом в Интернет. Спрос родил предложение. 

«Мы осознанно начали предоставлять услуги физическим лицам с севера области, где уровень проникновения Интернета особо низкий», – подчёркивает наш собеседник.

Причиной тому является отсутствие магистральных каналов связи у большинства провайдеров. 

Наличие собственных магистральных каналов у «Иркутскэнергосвязи» является огромным преимуществом, так как позволяет снизить стоимость Интернета для конечного пользователя и полностью контролировать качество предоставляемой услуги.

Кстати, сейчас в списке клиентов нового провайдера числятся около 2,5 тыс. человек. В планах – увеличить число абонентов до конца 2013 года до 8,2 тыс. При этом «Регион-Телеком» будет представлен в девяти населённых пунктах Иркутской области: к уже перечисленным Белореченскому, Железногорску-Илимскому, Иркутску-45, Саянску и Черемхову прибавятся Магистральный, Свирск, Тайшет и Тулун. Сеть в последнем городе запустится уже в мае – подрядчик её практически достроил, а все необходимые для ввода в строй документы находятся в стадии согласования. «В следующем году из ближайших к Иркутску городов у нас запланировано строительство домовых сетей в Усолье-Сибирском и Нижнеудинске, – добавляет Емельянов. – Вопрос о строительстве сетей в Иркутске и Ангарске остаётся пока открытым, так как мы прорабатываем возможность окупаемости вложения инвестиций в эти города».

Быть вторым в Усть-Илимске

Тем не менее «Иркутскэнерго-связь» уже зашла в один город, для жителей которого Всемирная паутина давно не в новинку: 4 декабря 2011 года в Усть-Илимске было создано ООО «Кабельные сети». Образовалось оно в результате слияния активов одноимённого провайдера, работавшего на рынке более 15 лет, и компании из Иркутска. «Наша структура была представлена в Новом городе (районе Усть-Илимска на правом берегу Ангары. – «СЭ»), а «Кабельные сети» – в Старом, так что мы решили не создавать новую компанию и покупать активы, а вместе с действующим оператором создать третью компанию», – поясняет собеседник издания. 

Таким образом возник новый провайдер, работающий на территории всего города с «очень интересными» абонентами – жители Усть-Илимска пользуются разнообразными интернет-сервисами едва ли не активнее иркутян, и себестоимость услуг доступа в Сеть там ниже, чем в областном центре. Соответственно, их запросы к провайдеру и качеству предоставляемой им связи весьма высоки. Тем не менее «Кабельным сетям» удаётся их удовлетворять, что подтверждает абонентская база в 6 тыс. человек. В нынешнем году её и вовсе планируют увеличить на треть и довести до 8 тыс. абонентов, а в следующем компания собирается выйти на второе место по численности клиентов на рынке Усть-Илимска. 

При этом в городе разместится 

Александр Овчинкин: при выборе оборудования для центра обработки данных мы будем отдавать предпочтение технике с наивысшим КПД

call-центр для абонентов «Регион Телекома» со всей области. «В Усть-Илимске уже есть ресурс «Кабельных сетей» – площади, подготовленные люди, материалы и программное обеспечение, – так что грех им было не воспользоваться, – подчёркивает Емельянов. – Там есть call-центр, и мы его расширяем, чтобы операторы могли принимать заявки по всем городам, а потом отправляли их по системе внутреннего мониторинга специалистам, работающим на той территории, откуда поступил звонок». Это позволит снизить издержки компании, что положительно скажется на её тарифной политике и в конечном счёте на потребителях.

На стороне «РегионТелекома» есть и другие преимущества 

Первое – невысокая стоимость подключения к Интернету, поскольку у компании есть возможность получения прямых каналов передачи данных вплоть до Москвы. 

Второе – высокое качество связи, так как у оператора заключены договоры с несколькими крупными операторами связи и есть возможность резервирования каналов в случае обрыва каких-либо магистральных линий. 

И третье – отношение к абонентам, удовлетворение нужд которых является основным приоритетом. «Выполнение заявок у нас отработано, этому способствуют круглосуточная техническая поддержка и круглосуточный мониторинг сети, – подчёркивает директор «Регион Телекома». – Скорость выполнения заявок – это одно из наших преимуществ». Для того чтобы принимать их более оперативно, компания создаёт единый для всей Иркутской области контактный центр, в который будут поступать заявки от абонентов со всего региона. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры