Ангаро-Ленское оставляют без хозяина
Власти рассматривают возможность отзыва лицензии у компании «Петромир»
Газовое месторождение Ангаро-Ленское, несколько лет назад открытое на севере Иркутской области компанией «Петромир», может остаться без хозяина. Недропользователь планировал уже в 2014 году начать промышленную добычу газа, а при удачном стечении обстоятельств извлекать в Приангарье до 18 млрд. кубометров в год. Но пока не справился даже с геолого-разведочными работами. Эксперты нефтегазовой отрасли предполагают: отсутствие трубопровода, который планировал строить в Восточной Сибири «Газпром», не позволяет «Петромиру» надеяться на экспорт своего сырья, поэтому он решил отложить затратные ГРР.
Вопрос об отзыве лицензии на геологическое изучение, разведку и добычу Ангаро-Ленского газового участка, в границах которого недропользователь – компания «Петромир» – открыл крупное месторождение, рассматривает Роснедра. Как рассказал «Сибирскому энергетику» руководитель управления геологии нефти и газа Павел Хлебников, за отзыв лицензии уже высказалась специальная комиссия Роснедра. Свои рекомендации она направила руководителю ведомства, за которым – окончательное решение. «Он только на днях вышел из отпуска, очевидно, решение будет принято в ближайшее время», – сообщили «СЭ» в ведомстве.
В Иркутской области у «Петромира» имеется три лицензии на изучение и добычу углеводородного сырья – на Ангаро-Ленском, Правобережном, Левобережном участках. Общая их площадь 13,3 тыс. квадратных километров. Основанием возможного отзыва лицензии на Ангаро-Ленский Павел Хлебников называет нарушения лицензионного соглашения: по итогам минувшего года недропользователь не вложил инвестиции в геологоразведку своего объекта. При этом геологические показатели открытого «Петромиром» месторождения (на госбаланс поставлено в январе 2007 года), уже прослывшего одним из крупнейших в Восточной Сибири, пока не очень точные. Запасы и ресурсы газа на всём лицензионном блоке, по информации «Петромира», составляют более 2,3 трлн. кубометров, газового конденсата по С2 – 62 млн. тонн. На залицензированной площади кроме Ангаро-Ленского открыто также Правобережное месторождение. Ресурсы газа по категории С3 на них составляют 1,074 трлн. кубометров. Ресурсы нефти по категории С3 88 млн. тонн. Летом 2010 года представители компании презентовали свой проект освоения ресурсов на научной конференции в Институте систем энергетики им. Мелентьева (Иркутск), где объявили, что часть ресурсов по итогам предстоящей геолого-разведочной работы будут переводить в категорию С2, а часть запасов С2 – в запасы С1. Таким образом компания рассчитывала официально подтвердить статус крупнейшего газового месторождения.
Тогда же были озвучены перспективные планы по добыче: в случае если недропользователь подтвердит ресурсы, с учётом уже имеющихся запасов на лицензионных объектах «Петромир» готов был извлекать в год до 18 млрд. кубометров газа, конденсата – до 1 млн. тонн. Причём добыча газового конденсата планировалась как одно из серьёзных направлений – содержание конденсата в сырье составляет 60 г на кубометр.
По условиям лицензионного соглашения промышленная эксплуатация Ангаро-Ленского участка должна начаться к 2018 году, а двух других участков – к 2016 году. «Это придаёт бизнес-стратегии значительную гибкость в принятии решений о сроках разработки участков недр и вариантах реализации и использования углеводородов», – отмечали представители «Петромира». Так, начать промышленную добычу газа недропользователь рассчитывал раньше условий соглашения – в 2014 году, до этого времени планировалось успеть провести ГРР, включая 2D и 3D сейсмические исследования, разведочное бурение.
Поставлять сырьё «Петромир» намеревался в Иркутской области – на новые объекты нефтегазохимии, на газовые ТЭЦ, которые должны были, по планам компании, появиться в регионе, а также на собственные объекты газогенерации, которые рассчитывали построить. Значительные объёмы газа предполагалось направлять в Китай, с которым недропользователь уже вёл переговоры об инвестиционном сотрудничестве. «Петромир» заявлял даже о строительстве двух собственных газоперерабатывающих заводов.
Уже тогда компания отмечала, что для реализации крупных проектов ей требуется государственная поддержка – таможенные и налоговые льготы на всех стадиях реализации проекта;
в начале поставок продукции – специальные железнодорожные тарифы для недропользователя. Все свои проекты по добыче и реализации голубого топлива «Петромир» тесно увязывал с «Восточной газовой программой» российского монополиста «Газпрома».
Что сейчас помешало «Петромиру» провести ГРР на перспективных углеводородных объектах, в самой компании не сообщают. «Мы не комментируем ситуацию», – заявил «СЭ» гендиректор Пётр Фонин.
Между тем эксперты топливно-энергетического комплекса предполагают: недропользователь столкнулся с проблемой, которая некогда помешала ТНК-ВР осваивать ещё одно крупное в регионе, Ковыктинское, газоконденсатное месторождение (сейчас лицензия на КГКМ в собственности ОАО «Газпром»). «Общемировая практика показывает: такое сырьё, как газ, не добывается до тех пор, пока оно не продано, пока нет жёстких договорённостей между покупателем и поставщиком», – уточняет аналитик инвестиционной группы «Капитал» Виталий Крюков. Таких договорённостей у «Петромира» на сегодня нет, несмотря на заявленные в 2010 году планы о поставках больших объёмов газа за рубеж, так как в Восточной Сибири по-прежнему отсутствует газотранспортная инфраструктура. «Газпром», от которого напрямую зависит решение вопроса о строительстве трубопровода, только приступил к данной задаче, отмечает аналитик. Компания-недропользователь «Петромир» в этих условиях не видит для себя перспектив выхода на мировой рынок продажи газового сырья. «Какой смысл проводить сейчас геолого-разведочные работы, отвлекать большие средства, если получить прибыль от этих вложений в ближайшие годы не удастся? За кадром остаётся вопрос, идут ли какие-либо переговоры между «Газпромом» и «Петромиром». Возможно, они бы значительно повлияли на дальнейшую судьбу месторождения», – рассказывает Виталий Крюков.
Ведущий специалист отдела региональных проблем энергетики Института систем энергетики СО РАН Лев Платонов (ранее – гендиректор «РУСИА Петролеум», владевшей лицензией на Ковыкту) обращает внимание на то, что в Восточной Сибири уже есть Чаяндинское и Ковыктинское месторождения, владеет которыми «Газпром». А это означает, что «Петромиру», чтобы найти рынок сбыта для газа с Ангаро-Ленского, придётся конкурировать с «Газпромом». Это уже само по себе достаточно сложно из-за положения монополиста, которое устойчиво закрепил за собой «Газпром». «Кроме того, по имеющейся у меня информации, сейчас у «Газпрома» всё-таки возникло желание начать освоение Ковыкты, что также усложняет задачу для «Петромира», – делится своими мыслями Лев Платонов.
Между тем освоение Ангаро-Ленского месторождения, которое считается очень крупным, потребует от недропользователя больших затрат на геолого-разведочную кампанию. Доказанные запасы по С1 и предварительно оценённые по С2 составляют вместе примерно 1,2 трлн. кубометров газа, отмечает Платонов. «Когда мы в рамках проекта «РУСИА Петролеум» занимались Ковыктой, обращали внимание на то, что в районе КГКМ возможно открытие новых месторождений. По подсчётам специалистов, в этом газоносном районе сосредоточено более 3 трлн. кубометров газа. На самом Ковыктинском уже на тот момент было доказано 1,5 трлн. кубометров газа. Теперь появилось крупное Ангаро-Ленское, но его запасы ещё нужно доказать», – комментирует ситуацию Лев Платонов.
Затраты эти, очевидно, окупятся не скоро, продолжает Виталий Крюков, поэтому для «Петромира» есть смысл привлекать к реализации проекта дополнительных участников. Но, опять же по причине отсутствия газопровода, мало какая российская компания захочет зайти на объект и вкладывать инвестиции на отдалённую перспективу. В такой ситуации, как отмечает аналитик, вырисовывается картина возможной смены частного собственника госкомпании.
Напомним, что проблемы с выполнением условий лицензионного соглашения у «Петромира» возникли ещё в 2010 году. Как тогда писал «Сибирский энергетик», Федеральная служба по надзору в сфере природопользования грозила отозвать лицензию за нарушения; в чём они заключались, правда, не отмечалось. Пётр Фонин же уточнял, что проблемы эти были следствием кризисного 2008 года, когда не удалось провести предусмотренные лицензией работы. Аналогичные претензии у Рос-природнадзора в своё время возникали и к прежнему собственнику Ковыктинского ГКМ, которое впоследствии поменяло владельца.