«Живопись – это прежде всего эксперимент»
Три иркутских художника открыли юбилейные выставки
В конце апреля художественные выставки Иркутска открывались сплошь по юбилейным поводам. Так, 26-го в отделе сибирского искусства Иркутского областного художественного музея им. В.П. Сукачёва (ул. К. Маркса, 23) открылась экспозиция заслуженного художника РФ Александра Шипицына, посвящённая его 75-летию, а 30 апреля открылась двойная выставка художников Шоболовых, отца и сына, которые отмечают, соответственно, 60 и 30 лет. Впрочем, как таковой возраст авторов не важен, гораздо ценнее то, что, «пользуясь случаем», художники стараются наиболее полно представить своё творчество.
Новые грани Александра Шипицына
Главный график Приангарья, знаменитый прежде всего благодаря своим потрясающим офортам на тему деревянного Иркутска, Александр Шипицын начал готовиться к персональной выставке ещё за год до её открытия. Однако если пять лет назад он представлял только графику, в 75-летний юбилей решил показать зрителям совершенно новую грань своего творчества. «Всю жизнь я занимался то графикой, то офортом, то акварелью, то отвлекался на другие материалы – и с каждым из них становился творчески богаче, узнавал что-то новое, – говорит художник. – Но вот, наконец, в прошлом году я пришёл к живописи маслом – и первые результаты этого увлечения перед вами».
Для подготовки к выставке Александр Шипицын даже взял творчес-кий отпуск в Восточно-Сибирской государственной академии образования, где работает уже более 10 лет. Летом поработал над этюдами, а осенью заперся в мастерской. «Получилось, что за прошлый год я написал 60 работ – такой результативности у меня вообще никогда не было, – рассказывает автор. – Но, конечно, такое рекордное количество получилось благодаря живописи, которую писать и проще, и быстрее, – офортов столько сделать за такой срок просто невозможно». Зная заранее, в каком зале разместится экспозиция, несколько работ Шипицын написал специально для этих стен. Получилось, что из почти ста работ, представленных в экспозиции, большинство появились в последние два года.
«Для меня живопись – это прежде всего эксперимент. Во-первых, это очень эмоциональная штука, а во-вторых, живопись глубже других видов искусства, – признаётся юбиляр. – В картине обязательно должны быть какие-то подтексты, иначе она мёртвая. И от того, какие подтексты может ввести туда художник, вырастает глубина работы. Но, с другой стороны, не каждый зритель готов увидеть в картине все те смыслы, которые заложил в неё автор».
Впрочем, в экспозицию попали не только живописные произведения. Отдельное место на выставке занимает серия карандашных рисунков, также выполненных в прошлом году, и небольшой зал отдан под офорты, среди которых тоже есть новые работы. Героем его графики почти всегда является деревянный Иркутск – тот самый, что сейчас почти совсем исчез: покосившийся, старый, захолустный. Так, например, на выставке можно увидеть офорт под названием «130 квартал», сделанный в 2011 году, как раз перед тем, как на этом месте стали возводить новодел с историческим уклоном. По всему видно, что подгнивший дом художнику гораздо милее только что поставленного сруба.
Это подтверждает и сам автор: «Дерево как материал сильно меняется под воздействием человека и времени. Вот новый дом – он блес-тит, сияет, но на самом деле это пус-тышка. А когда в нём живёт человек, он как бы облагораживает его, вселяет в него какую-то энергетику, и дом становится соучастником этой жизни. Вот это меня больше всего и привлекает. Представьте себе деревенский забор, в котором все дос-ки ровно и плотно пригнаны друг к другу, везде ровные правильные линии – это же тоска! А стоит только чему-нибудь произойти – доску одну выломали, куст рядом вырос, столбик один подгнил и просел, ветром покосило – сразу возникает живописность и интерес для художника».
Автор признаёт, что любая персональная выставка – это творческий отчёт перед самим собой и зрителями, своего рода подведение итогов. Потому что «неизвестно, случится ли в будущем ещё одна персональная юбилейная выставка – мало ли что может произойти».
– У меня много сырого материала в мастерской, где-то 300–400 набросков. Я думаю, что большая часть всего этого так и останется неосуществлённой, но оно в своё время наталкивало меня на интересные мысли, давало рост. То есть это сделано совсем не зря, это работа, которую нужно делать повседневно, – говорит Александр Шипицын.
Выставка Александра Шипицына будет работать в отделе сибирского искусства Иркутского областного художественного музея им. В.П. Сукачёва (ул. К. Маркса, 23) до конца мая.
Отец и сын Шоболовы
Галерея современного искусства «Дом художника» в последний день апреля открыла парную выставку Никиты и Степана Шоболовых, отца и сына. Оба автора также отмечают юбилеи этой экспозицией. Один – 60-летие, другой – 30-летие. Оба они в разное время окончили Иркутское художественное училище и оба – в одно время, в 2011 году – были приняты в Союз художников.
Интересно, что старший – Никита Шоболов – практически неизвестен иркутской публике. Родившийся в 1953 году в деревне Обуса Иркутской области, окончивший педагогический факультет художественного училища, в 1983 году он был приглашён работать преподавателем в детскую художественную школу №1 города Усть-Илимска, где продолжает жить и работать по сей день. В 1997 году у него была выставка в Иркутске, но с тех пор он здесь практически не выставлялся.
– Поскольку он вступил в Союз художников совсем недавно, то и выставляться в Иркутске стал не так давно, одной-двумя работами на коллективных выставках, – рассказывает директор галереи «Дом художника» Надежда Куклина. – Так что Иркутск, можно сказать, впервые знакомится с этим именем. А между тем картины у Никиты Шоболова очень интересные, наполненные символами и образами архаики.
Затейливые картинки, выполненные в смешанной технике, местами заимствуют приёмы сюрреализма, часто обращаются к христианским образам и обладают чертами некоторой декоративности, свойственной в целом усть-илимской художес-твенной школе. Искусствовед Ираида Федчина, давно наблюдающая за развитием Никиты Шоболова, отмечает, что в последние годы в творчестве художника появились цветность и живописность, что только добавляет очарования его работам.
Младший Шоболов – Степан – в отличие от отца в Иркутске более известен. Постоянный автор частной иркутской галереи DiaS, он выставляется довольно регулярно там, но и в выставках Союза художников тоже принимает самое активное участие. Ну а тем, кто не ходит по галереям и музеям, работы Степана Шоболова могли встречаться прямо на улицах. Он один из самых талантливых представителей иркутского стрит-арта.
Активно интересуясь граффити и в целом уличным искусством, Степан переносит черты этих направлений в масляную живопись, на холст, добавляя сюда же элементы комиксной визуальной культуры. Таким образом, работы его всегда узнаваемы на выставках, потому что больше в Иркутске так не пишет никто, во всяком случае, в Союзе художников точно.
Никита Шоболов признаётся, что специально не пытался взрастить в сыне художника, всё произошло естественно. «Я никогда не давил на него и не влиял на его решения, – говорит он. – Он сам попросился к нам в художественную школу, а потом решил поступать в училище в Иркутске. Я всегда стараюсь искать в работах учеников что-то хорошее, и, например, у Стёпы мне больше всего нравится его творческая смелость, которой нет, например, у меня».
Выставка и в самом деле получилась весьма интересной, поскольку, во-первых, помогает увидеть совершенно разные художественные подходы при кровном родстве, во-вторых, предоставляет возможность оценить поколенческие различия в творчестве, в-третьих, позволяет сравнить условные иркутскую и усть-илимскую школы.
«Мы впервые выставляемся вместе с отцом, но уже думаем о том, чтобы продолжать это делать, – говорит Степан Шоболов. – Скорее всего, мы повторим эту выставку в октяб-ре, а также свозим её в другие города области, в частности в Ангарск».
Выставка Никиты и Степана Шоболовых будет работать в Доме художника (ул. Карла Маркса, 38) до 25 мая. Осмотр экспозиции бесплатный.