«Зимняя дорога» учит ответственности
Корпоративная профилактическая акция нефтяников формирует высокие стандарты в области обеспечения безопасности дорожного движения
Профилактическая акция «Зимняя дорога» впервые перешагнула рамки традиционного месячника и растянулась на полгода – с октября 2012 по апрель 2013 года, на весь сезон сложных погодных условий. Полгода нефтяники целенаправленно и системно воплощали в жизнь весь комплекс мероприятий, позволяющий соответствовать строгим стандартам безопасности дорожного движения – от контроля за здоровьем и мастерством водителей до контроля за состоянием транспортных средств и дорожной сети. Требования были жёсткими и распространялись как на сотрудников компаний, так и на подрядчиков. Когда речь идёт о безаварийности, никаких льгот и поблажек быть не может.
Полезный инструктаж
Зима в России богата на сюрпризы: погода может резко меняться или долго оставаться суровой, превращаясь в настоящее испытание на дорогах. Поэтому надо быть одинаково максимально подготовленными, выезжая на зимние дороги в любой точке страны – от Ямала, Нижневартовска и Тюмени до Красноярска, от Иркутска до Рязани. Нефтедобывающие компании, входящие в «Роснефть» и работающие в этих регионах, приняли самое активное участие в акции «Зимняя дорога».
Главная задача профилактической акции – научить водителей не попадать в трудные ситуации. Поэтому на первом её этапе был проведён инструктаж по особенностям вождения в зимних условиях, в частности по соблюдению определённого скоростного режима и безопасной дистанции. Так, в ЗАО «РОСПАН ИНТЕРНЕШНЛ», работающем в условиях Крайнего Севера, повышенное внимание обращали на строгие правила движения по ледовым переправам: дистанция в этом случае увеличивается в разы, водители должны отстегнуть ремни и держать дверь кабины открытой. В листовках, которые вручали водителям, не забыли напомнить и такие прописные, не зависящие от времени года истины, как, например, запрет на использование сотовых телефонов во время движения.
Компании – участники акции побеспокоились о зимних комплектах средств индивидуальной защиты для водителей и тщательно проверили состояние транспорта: наличие зимних шин, незамерзающей жидкости для омыва стёкол, исправность электропроводки и отопительных устройств.
Помимо стандартного набора требований, делался акцент и на дополнительной защите транспорта и обеспечении его надёжности. Так, в компании «РОСПАН ИНТЕРНЕШНЛ» внедрили изготовление и установку защитных каркасов кабин тракторов К-700, К-701. По словам заместителя генерального директора – директора департамента ОТ, ПБ и ООС Владимира Копейко, разрабатывается защита и для других марок спецтехники. Для проверки работоспособности приборов при приближении к ЛЭП грузоподъёмной техники, выполняющей работы на объектах ОАО «Оренбургнефть» и ООО «Бугурусланнефть», была запланирована закупка имитаторов ЛЭП.
Тотальный контроль
Полный транспортный аудит параллельно вёлся и в организациях-подрядчиках, ведь одна из ключевых задач – привить контрагентам корпоративные стандарты транспортной безопасности и проверить их выполнение. Оценивались состояние автотранспортных парков, правильность ведения документации, работа механиков по выпуску транспорта, организация предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров, соблюдение режима труда и отдыха водительского состава.
Выявлять нарушения, и не только во время акции, помогают бортовые системы мониторинга транспортных средств. Ими, к примеру, оснащён почти весь транспорт подрядчиков «ТНК-Уват», перевозящий людей и опасные грузы. Впрочем, бортовые системы позволяют также отмечать водителей, отличившихся в лучшую сторону, и поощрять тех из них, чей труд можно считать образцовым. Объективность и открытость – одни из главных условий прямого диалога нефтяников с контрагентами.
В зоне повышенного внимания в рамках акции была оценка состояния дорожной сети. С этого года нефтяники стали напрямую взаимодействовать с организациями, которые отвечают за состояние дорог, задействованных в операционной деятельности компаний. Была проведена работа и с теми органами государственной власти, в ведении которых находятся дороги с плохим покрытием. Проверялось состояние зимних дорог, временных дорог в местах сейсморазведочных и других работ, внутрипромысловых дорог, ледовых переправ; регулярно контролировали запасы химреагентов, песчано-солевой смеси, наличие знаков, своевременность очистки и обработки дорожного покрытия.
– Водитель вправе рассчитывать на нормальные условия для работы, чтобы дороги вовремя расчищались, а опасные участки посыпались противогололёдной смесью, – подчёркивает руководитель группы отдела ОТ, ПБ и ООС ОАО «Самотлорнефтегаз» Виктор Поспеев. – Дорожные организации тоже должны нести ответственность за происшествия, которые случились из-за ненадлежащего исполнения ими обязанностей по содержанию дорожного полотна.
Пример – другим наука
Отдачу от акции благодаря её масштабности и комплексному подходу почувствовали как нефтяники и их подрядчики, так и сотрудники ГИБДД.
– Почти во всех предприятиях, оказывающих услуги автотранспорта и спецтехники ОАО «Оренбургнефть», значительно улучшились показатели по сравнению с месячником прошлого года как в плане технического оснащения, обновления парка спецтехники и автотранспорта, так и в подходе к подготовке и обучению водительского состава, – отмечает начальник отдела транспортной безопасности ОАО «Оренбургнефть» Виктор Соколов.
В УГИБДД по Рязанской области считают позитивным опыт Рязанской нефтеперерабатывающей компании и приводят в пример комплекс мероприятий, реализованных в рамках акции. Показатели транспортной безопасности в ЗАО «РНПК» ежегодно улучшаются. Так, в прошлом году количество ДТП по вине водителей компании и подрядных организаций уменьшилось на 19% по сравнению с 2011 годом.
Показательно, что подрядчики не только с пониманием относятся к профилактическим инициативам и жёсткому контролю со стороны
нефтяников, но и готовы использовать корпоративные стандарты транспортной безопасности в отношениях с другими своими партнёрами.
– Мы стремимся к работе без нарушений, но проверки, организуемые заказчиками, нужны. Они дополнительно дисциплинируют, – уверен Борис Смовж, начальник автоколонны ВАТ-2 Северо-Варьеганского месторождения (ХМАО).
Обеспечение транспортной бе-зопасности в соответствии с самыми высокими международными стандартами благодаря акции становится постоянной практикой. В партнёрском диалоге с нефтяниками транспортные компании приобретают бесценный опыт, позволяющий им адекватно и оперативно реагировать на все вызовы, быть конкурентоспособными и востребованными на рынке, успешно развиваться.
– Наше предприятие много лет обеспечивает пассажирские и вахтовые перевозки сотрудников таких компаний, как ОАО «Самотлорнефтегаз», ОАО «ТНК-Нижневартовск», ОАО «Нижневартовское нефтегазодобывающее предприятие», ЗАО «ТНК-ВР Снабжение», ООО «Нижневартовское нефтеперерабатывающее объединение», – говорит Андрей Воронков, генеральный директор Нижневартовского управления технологического транспорта № 2. – Ежедневно к месту работы и обратно мы доставляем более 6 тысяч нефтяников. Стандарт «Транспортная безопасность» подчёркивает те проблемные моменты, на которые следует обратить особое внимание именно в нашем регионе. Корпоративный стандарт мотивирует нас вести более тщательный контроль за обеспечением безопасности дорожного движения и у себя на предприятии. Главный показатель эффективности жёстких требований нефтяников – это снижение количества ДТП на месторождениях, когда работники нашего предприятия и пассажиры возвращаются домой живыми и здоровыми.
«Зимняя дорога» учит ответственности, а инвестиции в безопасность с лёгкой руки нефтяников становятся для транспортных компаний самыми разумными и эффективными вложениями.