Профессии горняка – повышенное внимание
Горное образование в России переживает эпоху перемен. С одной стороны, требуется всё больше квалифицированных горных инженеров, геологов, металлургов. С другой – многие вузы и колледжи пока не готовы соответствовать всё возрастающим требованиям времени. Обсудить наболевшее и договориться о решениях – с этими целями в Москве собрались представители ведущих горных учебных заведений России. Наш регион представлял Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет.
Уже второй раз крупнейшая российская золотодобывающая компания «Полюс Золото» собирает лучшие горные вузы и колледжи страны на научно-практическую конференцию «Повышение качества профессиональной подготовки молодёжи для горнорудной промышленности – взгляд бизнеса и учебных заведений». В этом году она прошла сразу на двух площадках – в Московском государственном горном университете и Московском институте стали и сплавов.
Из первого же выступления стало ясно, что актуальность темы трудно переоценить. Проректор Московского горного университета Вадим Петров привёл цифры: если в 1993 году в России выпустились 4 тысячи 600 горных инженеров, то уже в 1997-м – в два раза меньше. Преодолеть отставание от потребностей активно растущих металлургических, угольных и других горных предприятий с тех пор так и не удалось (например, только в «Полюс Золото» численность сотрудников за три года возросла на 10 процентов в связи с ростом объёмов производства). Причин много: и бытующий ещё с советских времён стереотип о «непрестижности» инженерной профессии, и отставание технической базы вузов от развивающихся технологий, и частое отсутствие эффективной связки «вуз–работодатель».
По последнему пункту не раз и не два в выступлениях на конференции звучало: «Обучать теоретическим знаниям недостаточно, опыт передаётся только на практике». Представители учебных заведений с сожалением признавали, что многие работодатели, на словах соглашаясь с этим тезисом, на деле для организации практики студентов делают очень мало. В «Полюсе» ситуация иная.
– В этом году мы примем на летнюю практику более 500 студентов, – говорит начальник по управлению персоналом ОАО «Полюс Золото» Светлана Кулагина. – Помимо того что это платные стажировки, когда студенты получают реальную заработную плату, мы также оплачиваем проезд и предоставляем проживание на время практики.
Студенческая практика для «Полюс Золото» – часть большой программы под названием «Узнай цену золота!», задуманной именно для усиления практической подготовки будущих горняков. В программе участвуют уже 37 образовательных учреждений, и практический эффект от её реализации более чем ощутимый: больше трети её участников в прошлом году в итоге стали сотрудниками компании.
Сложнее будет справиться с проблемой «непрестижности» профессии: хотя горнодобывающие компании уже давно платят зарплату, существенно превышающую среднюю по рынку, многим молодым людям просиживание в офисе в качестве юриста или менеджера всё ещё кажется более привлекательной перспективой.
Переломить эту ситуацию быстро не удастся, считают многие участники конференции. Но сидеть сложа руки никто не собирается, начинать предлагается уже со школы. Уникальный опыт в этой области представил Красноярский металлургический техникум, который плотно работает с детьми школьного возраста. «Задача – помогать формированию инженерного, научного склада ума, пропагандировать физику, химию, выявлять такие способности на раннем этапе», – говорят представители техникума. А недавно «Алданзолото ГРК» (одно из предприятий «Полюса») открыло в одной из школ в посёлке Нижний Куранах (Якутия) горный класс с теми же целями. Пожалуй, ни по одному из обсуждавшихся вопросов не было такого взаимопонимания между участниками конференции – встречное движение образовательного сообщества и бизнеса здесь очевидно.
А вот с расширением полномочий и ответственности молодых специалистов, конечно, не так просто. Работодателей здесь можно понять: горнодобывающее предприятие – не игрушка, одна ошибка или невнимательность может привести к очень тяжёлым последствиям. Но другого пути для привлечения амбициозных молодых кадров тоже нет.
– Действительно, в нашей отрасли жёсткие требования к технике безопасности, – говорит Светлана Кулагина из «Полюса». – Но это просто означает, что нужно готовить к ним студентов заранее, а вовсе не то, что их нужно куда-то не допускать. Солдаты получают автоматы и защищают Родину в 18 лет. Так что «омоложение ответственности» – это вопрос качества обучения. И мы будем работать над этим вместе с вузами.
На конференции были представлены действительно лучшие образовательные учреждения страны, готовящие кадры для горной отрасли: Сибирский федеральный университет, Забайкальский государственный университет, Уральский горный университет, Иркутский государственный технический университет, Северо-Восточный государственный университет, Сибирский государственный индустриальный университет и другие. Есть надежда, что благодаря таким форумам профессиональное образование в России выйдет на новый уровень, полностью отвечающий современным реалиям, не растеряет при этом достижений советской школы горного образования.
Иван ЧЕБУРКИН