«Какой народ – такие представители»
Иркутские юристы о новом законе о выборах депутатов Госдумы
Иркутской области не светит четвёртый избирательный округ на выборах в Госдуму через три года. Когда-то этот самый округ «ушёл» из региона в пользу Чечни. И в будущем нормы представительства не хватит, чтобы вернуть его себе. К такому выводу пришли иркутские эксперты круглого стола, посвящённого новому федеральному законопроекту о выборах в Госдуму. В законе предусмотрена организация 35 региональных групп вместо сегодняшних 70, а ЦИК и вовсе откажет в регистрации партсписку только в том случае, если групп будет менее 26. На прошлых выборах в Госдуму одна группа примерно соответствовала региону. Теперь она может легко покрыть два субъекта. Возникнут «самые разные политические последствия», отмечают эксперты. Мы можем оказаться в ситуации, когда на Иркутскую область и Бурятию партии выставят общие группы. Госдума, прославившаяся «нелогичными» законами, уже в мае определит правила азартной игры, которая состоится через три года.
«64 эмблемы – это хуже, чем в супермаркете»
Новый федеральный закон о выборах в Госдуму известен прежде всего возвращением смешанной системы. Одномандатники вернутся в Госдуму уже в 2016 году (с условием, что нынешний законопроект примут. – Авт.). Это будут совсем другие выборы. Ведь сейчас в России 64 политические партии, 139 – на стадии оргкомитетов. В Иркутской области каждый месяц происходит «ротация» за счёт появления и исчезновения старых. В марте приказало долго жить отделение Российской сетевой партии, зато появились отделения Российской Социалистической партии, Российской партии автомобилистов «РОСПА» и уже в апреле – Российской партии народного управления. Как все эти «великие отечества», «против всех» и «женские диалоги» пойдут в Думу, неизвестно. Потому что новый законопроект не разрешает организацию политических блоков.
«Есть точка зрения, что надо дать жизнь блокам, хотя в блоках есть свои плюсы и минусы», – размышляет председатель облизбиркома Виктор Игнатенко. «Это слабое место закона, и оно не учитывает саму закономерность развития партий как таковых, – заметил и кандидат исторических наук Сергей Ильин. – Все существующие сейчас партии стали тем, что они есть, благодаря блокам. Почему этот механизм не перенести сегодня на выборное пространство, я не очень понимаю».
По мнению заместителя директора Института регионального законодательства и правовой информации им. М.М. Сперанского Владимира Подшивалова, норма о блоках может появиться при майских поправках к федеральному законопроекту. Если этого не случится, то избиратель попросту сойдёт с ума, заглянув в бюллетень и увидев более 60 значков партий. С учётом того, что некоторые значки «спойлеров» будут точно похожи на значки популярных партий (сам бюллетень и так-то уже планируют издать в виде книжечки). Глава облизбиркома напомнил, что сейчас достаточно только статуса политпартии, чтобы участвовать в выборах в Госдуму. Существуют предложения о введении квалификационных требований к непарламентским партиям. К примеру, допускать к формированию списка тех, кто сумел провести в 5–7 регионах в парламенты хотя бы по одному представителю. А директор Института регионального законодательства и правовой информации им. М.М. Сперанского Алексей Петров заметил, что Конституционный суд РФ признал правомерность «муниципального фильтра» на губернаторских выборах. И не исключено, что такой фильтр появится и в законе о выборах в Госдуму. «64 эмблемы – это хуже, чем в супермаркете», – вздохнул Виктор Игнатенко.
«Куда наш четвёртый округ ушёл?»
Если юристы дотошно раскапывали всякие тонкости закона, то политологов увлекла тема округов. А именно – сколько их нам достанется. Говорить об этом сейчас имеет смысл, потому что сам закон до 2016 года сколько угодно раз можно поменять, а вот нарезка округов – сразу на 10 лет вперёд. «Единая норма представительства избирателей» по новому закону – около 480 тысяч человек. (Россию разделили на 225 территориальных единиц, или округов).
Если эту норму применить к населению Иркутской области, то получается коэффициент 3,94. «0,6 не хватает до четвёртого округа, – посчитал Сергей Ильин. – Это 27 тысяч 102 человека». По мнению политолога, есть ещё шанс где-то взять эти 27 тысяч. В ФЗ есть понятие о 10-процентном отклонении от «нормы представительства». «Если её введут, то 27 тысяч покрываются и мы имеем четвёртый округ», – считает политолог. «480 тысяч – это среднее число для региона», – не согласился с надеждами Ильина Владимир Подшивалов. По проекту закона тем субъектам, где число избирателей ниже нормы представительства, отдаётся целый округ. «Следовательно, реальная цифра будет больше 480 тысяч, наш коэффициент не 3,94, а где-то 3,6–3,7, – считает Подшивалов. – Слишком далеко до четвёртого округа». «Знаете, куда наш четвёртый округ ушёл? В Чечню, – усилил разочарование Виктор Игнатенко. – Тогда ещё Вешняков был. Как мы только не старались, я в Москву летал, но когда всё разложили по численности, и что? Туда столько войск нагнали». Грёзы о четвёртом округе, похоже, останутся только грёзами. «Ну, помечтать тоже надо», – подвёл итог Сергей Ильин.
Помечтать придётся и о полноценных региональных группах. По закону 2002 года общее число партийных кандидатов не должно было превышать 270 человек при 70 региональных группах. В 2005 году количество кандидатов было увеличено до 600 человек при 70 региональных группах (потому что 450 депутатов ГД избирались только по пропорциональной системе). В новом законе список составляет от 200 до 300 человек при сокращении региональных групп до 35. Поскольку по спискам теперь избирается 225 человек, вовсе не надо было, по логике, сокращать группы, заметил Владимир Подшивалов. «Теперь наверняка региональная группа будет соответствовать или одному большому, или двум маленьким субъектам РФ», – сказал он. А это может иметь «самые разные политические последствия». Консультант правового отдела аппарата ИКИО Дмитрий Рымарев уточнил ещё одну деталь: «В действующем законе ЦИК имеет право отказать в регистрации всему федеральному списку, если число реггрупп оказалось менее 70. В новом проекте ЦИК отказ идёт, если число групп уменьшилось до 26». То есть шансы регионов быть «утрамбованными» в одну региональную группу ещё больше повышаются.
«Правило вечной судимости»
«В тесной демократической обстановке» эксперты затронули тему весьма забавную – имеют ли право бывшие сидельцы по особо тяжким и тяжким преступлениям быть избранными народом. По словам Виктора Игнатенко, Конституционный суд сейчас «завален» обращениями индивидуумов, которые имеют погашенную судимость, но им запретили идти во власть. Юрист Владимир Шободоев напомнил, что по УК снятая судимость исключает для гражданина какие-либо последствия. А вот закон «Об основных гарантиях прав…» входит с ним в противоречие. Возникают казусы с архивами судов, которые отказываются давать избиркомам информацию о подробностях преступления, что не позволяет судить о том, было ли это деяние декриминализировано впоследствии. Есть статья 210 УК РСФСР. В 1977 году часть вторая этой статьи, «Хулиганство», была признана тяжкой. «У нас было три примера на выборах в октябре. Один человек в 1978 году в нетрезвом виде не очень себя красиво повёл, дали ему 1,5 года. В итоге на него приходит в 2012 году бумага, что он когда-то там был осуждён по тяжкому преступлению», – говорит Шободоев. А ныне это его преступление квалифицируется вовсе не как тяжкое. «Ответственность, наступающая через 30 лет, – это достаточно дискуссионно», – считает юрист.
По мнению Сергея Ильина, проблема судимости хорошо регулируется самими избирателями. «Был у меня один кандидат, противостоявший моему клиенту, – вспомнил он. – Одна статья в газете, и всё – он на пятом месте в списке. Так что погашена или не погашена судимость… избиратели разберутся». «В Иркутском районе выбирали одного главу, – тут же извлёк из памяти Виктор Игнатенко свой случай. – Так про кандидата что только не написали! Мылся в бане, с женщинами… Не поверите, его избрали!» Виктор Игнатенко наивно продолжил мысль: «Это же представители народа, а представители народа должны быть лучшие…». «Какой народ – такие представители», – ответили ему.
Избирателю дали право судиться
Владимир Подшивалов напомнил об избирательной новелле, которой «не было никогда». ФЗ о выборах в Госдуму предполагает, что теперь голосовать смогут граждане, зарегистрированные по месту пребывания в данном одномандатном округе не менее чем за 3 месяца до дня голосования. Правом выбора воспользуются и те люди, у которых вообще нет места жительства, зато есть место пребывания. Ранее они могли голосовать только на одном, специально определённом участке. «Эта система, наверное, плохо будет работать на всех других выборах, кроме федеральных», – говорит Подшивалов. У человека на федеральных выборах нет возможности проголосовать по месту пребывания, а потом быстренько «смотаться» в другой субъект и отдать голос по месту жительства. А вот на региональных и муниципальных – вполне. И это тоже изменит картину выборов.
Закон о выборах ещё не принят, но есть те юридические события, которые уже сейчас влияют на его жизнь. Это решения Конституционного суда РФ по избирательным делам, сообщил директор Института регионального законодательства и правовой информации Алексей Петров. С начала 2012 года КС было принято более 3 тысяч решений, из них около 1% – по избирательным спорам. Есть среди этих решений судьбоносные, причём применимы они ко всем видам выборов. К примеру, КС посчитал, что члены избиркома не имеют права на заочное голосование. Это может стать основой для большого числа исков от кандидатов, так как любое решение избирательной комиссии, принятое в отсутствии одного из членов, делегировавшего право голосования коллегам, может быть признано неправомерным. Сергей Ильин заметил, что если юристам закон по большей части не нравится, то политтехнологи ликуют, потому что он даёт «поляну» для судебных разбирательств.
И, наконец, на прошлой неделе КС вынес решение, которое будет иметь, наверное, самые серьёзные политические последствия на ближайших выборах. А это выборы в Заксобрание. Суд решил, что избирательное право любого жителя РФ простирается чуть дальше «зоны заполнения бюллетеня». «Он обосновал право избирателей самостоятельно оспаривать результаты выборов на избирательных участках, и делать это не через партии и не через кандидатов», – сообщил Алексей Петров. Это означает, что стоит ждать интереснейшей избирательной кампании, когда судебные иски станут поступать непосредственно от людей, заполнявших бюллетени.
Фото Дмитрия дмитриева