Переселить полпроцента
786,59 млн. рублей направят из регионального и местных бюджетов на переселение жителей Иркутской области из непригодных для проживания домов в ближайшие три года. Это предусмотрено в долгосрочной целевой программе «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда на 2013–2015 годы», сменившей аналогичную областную государственную программу, рассчитанную до 2019 года. Новый документ предполагает существенное увеличение финансирования: вместо 124,7 млн. рублей в год, предусмотренных в старой программе, ежегодные затраты одного только областного бюджета планируется увеличить до 220 млн. рублей. Однако переселить за счёт этих средств удастся лишь 0,5% семей, нуждающихся в улучшении жилищный условий.
«Вопрос вот в чём: когда мы принимали программу [до 2019 года], это была наша компетенция, но теперь законодательство изменилось, и губернатор принял программу, аналогичную нашей, – пояснила председатель Законодательного Собрания Иркутской области Людмила Берлина, выступая на сессии ЗС. – Мы учитывали то ветхое и аварийное жильё, которое было инвентаризировано на 1 января 2007 года, губернатор расширил эту категорию до 1 января 2012 года». Прибавка существенная: если шесть лет назад доля домов, непригодных для проживания, во всём жилищном фонде региона составляла 7,2%, то теперь – 8,6%. Если переводить в абсолютные цифры, то это 3,679 млн. кв. м ветхого жилья и 909,9 тыс. кв. м аварийного.
В то же время одна из целей программы состоит в ликвидации 23,1 тыс. кв. м, или 0,5%, непригодного для проживания людей жилфонда. Столько же нового жилья разработчики программы планируют возвести в ближайшие три года. И переселить в него полпроцента, или 428 семей, остро нуждающихся в улучшении условий проживания. И это при том, что затраты на реализацию целевой программы увеличены. Так, если в старом документе речь шла о расходах областного бюджета в 2013–2015 годах в 124,7 млн. рублей ежегодно, то в новом документе речь идёт о 220 млн. рублей в год, или 660 млн. рублей за все три года. Плюс предполагаемые затраты местных бюджетов составляют чуть менее 126,592 млн. рублей, или по 42,187 млн. рублей в 2013 и 2014 годах и чуть более 42,218 млн. рублей в 2015 году.
Объём софинансирования будет зависеть от группы дотационности территорий. К примеру, если Иркутск относится к первой группе и доля трансфертов из вышестоящих бюджетов в его казне не превышает 10%, то затраты городского и областного бюджетов делятся в пропорции 30 на 70. А если в Баяндае, относящемся к четвёртой группе, объём трансфертов превышает 70%, то работы по переселению финансируются из его бюджета лишь на 7%, а остальные 93% берёт на себя областная казна. Заместитель председателя комитета по собственности и экономической политике ЗС Николай Труфанов привёл пример Магистрального, официально зачисленного в территории второй группы дотационности. «Мне только что на сессии поступил вопрос от Думы городского поселения: по программе областное финансирование составит 94 миллиона рублей, а по софинансированию самого муниципльного образования стоит сумма в 86 миллионов, – рассказал парламентарий. – Они такой суммы в бюджете не имеют, максимум три миллиона рублей». Однако заместитель председателя правительства Иркутской области Алексей Зезуля сообщил, что доля софинансирования со стороны Магистральнинского городского поселения составляет 7% и это «полностью соответствует возможностям местного бюджета». «Вообще по всем 13 территориям мы оценивали объём нагрузки, – обратился он к депутатам. – Нам ещё нужно поработать с главами территорий, и здесь нужна будет ваша поддержка. Но это вопрос на май».
Уполномоченный по правам человека в Иркутской области Валерий Лукин обратил внимание на то, что по программе аварийное жильё не будет ликвидировано в установленные президентом сроки.
Действительно, в декабре 2012 года в послании Федеральному Собранию на 2013 год глава государства говорил о том, что «в ближайшие годы в новые квартиры должны переехать все граждане, которые признаны на 1 января 2012 года нуждающимися в улучшении жилищных условий в связи с аварийным состоянием их жилища». Однако на совещании в Элисте, которое проходило 16 апреля нынешнего года, Владимир Путин заявил о том, что считает возможным раздвинуть эти сроки с 2015 года до 30 сентября 2017 года.
В то же время в поправках к бюджету на 2013 год, которые были приняты на той же сессии, говорится о получении около 1,8 млрд. рублей из Фонда содействия реформированию ЖКХ, предназначенных для переселения людей из ветхого и аварийного жилья. Однако, по словам Зезули, условия финансирования из фонда до сих пор не определены. Ранее, на заседании комитета по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству, вице-премьер регионального правительства заявлял о том, что «по предварительным переговорам» с этой структурой софинансирование со стороны областного и местных бюджетов должно составлять 53,1%. «Средства регионального бюджета составят 1,1 миллиарда, порядка 200 миллионов будет мобилизовано на территории муниципальных образований, – заключил Зезуля. – Мы ждём реальной реакции от федерального фонда, тем не менее свою программу сформировали, с муниципалитетами работаем».