«У нас общий ребёночек, и мы должны его холить и лелеять»
Депутаты активно вмешались в процесс формирования бюджета
Неожиданно резко прошло обсуждение поправок в бюджет Иркутской области на прошлой неделе. В проекте закона оказалось много «странных мест». К примеру, 83 млн. рублей минфин предлагает отдать в уставный капитал ОАО «Автоколонна 1880», чтобы покрыть долги по некоему «мифическому лизингу». 82 млн. рублей финансисты «Серого дома» выделили на неизвестные депутатскому корпусу научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы «в области нефти и газа». А вот муниципалитеты жалуются: трансферты с начала года у части из них упали в два раза и больше. В этих условиях «покрыть» тезисы президента РФ о повышении зарплат мэры могут только на 69%.
По словам министра финансов Иркутской области Наталии Бояриновой, апрельское уточнение бюджета «будет основным уточнением в 2013 году». Параметры областной казны были озвучены ещё в начале месяца: доходы увеличились на 11,5 млрд. рублей и составили 97,6 млрд., расходы на – 22,5 млрд. и достигли 110,6 млрд. рублей. Дефицит приблизился к пределу – 14,9%, или около 13 млрд. рублей. Налоговые и неналоговые доходы выросли сразу на 8,8 млрд. рублей, в том числе налог на прибыль организаций – на 6,8 млрд., НДФЛ – на 782,1 млн., налог на имущество организаций – на 810,6 млн., налог на игорный бизнес – на 184 млн. рублей. Безвозмездные поступления были увеличены на 2,6 млрд., их общая сумма превысила 10,4 млрд. рублей.
«Майские тезисы» на 69%
Головной болью для регионального парламента и «Серого дома» стали «майские тезисы» президента Владимира Путина, который настаивает на 100-процентном обеспечении повышения зарплат бюджетникам, развитии сети детсадов, ликвидации аварийного жилья и увеличении «инвестиционной составляющей бюджета». Достаточно сказать, что на исполнение только указов в областной казне из собственных доходных источников будет выделено 15,8 млрд. рублей. «Тезисы президента» вызвали волнения и у мэров. Хотя минфин заявил об увеличении на 7,3 млрд. рублей межбюджетных трансфертов территорий, многие с начала года запаниковали: по итогам 1 квартала они ощутили – трансферты значительно ниже, чем за аналогичные месяцы 2012 года. Однако в региональном минфине повторяют «магические» цифры: дотации на сбалансированность местных бюджетов будут увеличены более чем на 320 млн. рублей, между территориями распределены 400 млн. рублей резерва. 250 млн. рублей дополнительно направят на премирование муниципалитетов, которые хорошо развивают собственную налоговую базу.
«Межбюджетные трансферты у нас снижены в 2,2 раза по сравнению с 2012 годом, – рассказал свою ситуацию глава Саянска Михаил Щеглов. – Реальный дефицит бюджета 162 миллиона рублей, или 49% от собственных доходов». Мэр подчеркнул: его муниципалитет относится к «примерным», он увеличил собственные доходы на 13%. Саянск перечислил налогов во все уровни бюджетов в первом квартале 2013 года на 120 млн. рублей больше, чем за три первых месяца 2012 года. А сейчас денег в муниципалитете нет, поскольку из областного бюджета выделили очень мало. Средства на зарплату предусмотрены не полностью, а денег на ЖКХ хватит на 6 месяцев. Первый квартал Саянск «проедал» остатки средств на счетах. К июню же «может получиться так, что ситуация выйдет из-под контроля и будет нечем платить зарплату», заявил мэр. Для минфина этот «выход из-за печи», похоже, оказался неожиданным. Как и для главы Ассоциации муниципальных образований Иркутской области Вадима Семёнова. Накануне, во время встречи мэров с правительством, они «обо всём договорились», сообщил Семёнов. И заявил: его коллегиальный орган дал положительное заключение на проект закона. Но тут недоумевать пришлось уже председателю бюджетного комитета ЗС Сергею Курилову. «У вас же у самого бюджет не сбалансирован, – напомнил Курилов главе Черемхова. – И вы сейчас говорите, к примеру, от имени Усть-Илимска, Усть-Илимского района…» Некоторое время назад сам Курилов был на заседании одной из секций ассоциации, и там мэры прямо заявляли: денег столько, что президентские указы, в частности по зарплате, «закрываются» только на 69%. Откуда вдруг взялось «коллегиальное одобрямс», если ассоциация с тех пор не собиралась, неизвестно. Но Вадим Семёнов упорствовал: бумага есть, её можно «подшить» к проекту бюджета.
«Пока я живой»
Особенно интересно выглядят жалобы мэров, когда углубляешься в прочтение пояснительной записки к бюджету. Чего только там не предусмотрено! В официальном докладе Наталии Бояриновой пропущены цифры, которые можно было и озвучить. К примеру, 57,6 млн. рублей будет направлено на индексацию зарплат госслужащих, ещё 26,4 млн. рублей – на индексацию размеров должностных окладов тех чиновников, которые не являются госслужащими. «Серый дом» решил отремонтировать часть зданий подведомственных учреждений, в частности, более 21,6 млн. рублей отдано минимуществу, из них 13 млн. рублей – на капитальный ремонт офиса.
У здравомыслящего человека возникнет вопрос: отчего членство Иркутской области в Ассоциации инновационных регионов России, пользы от которого пока никто не видел, стоит 5 млн. рублей, а конкурс инновационных проектов – всего на 600 тысяч больше, хотя именно эти деньги идут на реальные научные проекты. Когда встаёт вопрос затрат на науку, то ещё большее удивление вызывает такая цифра: область увеличила до 82 млн. рублей расходы на НИОКР, однако 75 млн. рублей из них уйдёт на развитие «добычи нефти и газа». «Какие это загадочные ниокровские работы, которые пойдут по министерству промышленности?» – интересуется и Сергей Курилов.
Странных трат, с точки зрения обычного, не углублённого в финансово-чиновничьи тонкости человека, очень много. На отправку почтовой корреспонденции нарушителям дорожного движения у нас закладывают 9 млн. рублей. Это ничего, но когда вспоминаешь, как мэр Саянска жалуется, что ему добавили в ответ на увеличение налогооблагаемой базы на 120 млн. рублей в новом бюджете 9,2 млн. рублей, становится грустно. Квиточки нерадивым водителям – это федеральные требования, которые область обязана выполнять, никуда не денешься. Как, видимо, не денешься от новой федеральной кампании «за единую социальную карту». Более полумиллиарда в бюджете уже заложено на будущее обеспечение населения Иркутской области этими картами. 130 млн. рублей из полумиллиарда уйдёт на закупку карт, 300 млн. рублей – на создание в Иркутске и области многофункциональных центров. И в этом случае «Серый дом» волей-неволей выступает заложником федеральных «социальных экспериментов». Даже если они окажутся неудачными, деньги будут освоены.
В зоне регионального влияния, где местные чиновники могут и должны наводить порядок, хотелось бы более прозрачных схем финансирования, считают депутаты. «Никто мне никогда не говорил, почему мы за копейки покупаем очень много квадратных метров у Сберегательного банка», – заметил Сергей Курилов (речь идёт о покупке за 56 млн. рублей объектов недвижимого имущества, сейчас находящихся в собственности ОАО «Сбербанк России»). «И где этот мифический договор лизинга, который срочно нужно погасить путём увеличения уставного капитала «Автоколонны 1880»? – заметил Курилов (уставный капитал предлагается увеличить на 82 млн. рублей, однако почему и отчего – остаётся за кадром, сетуют парламентарии).
Но есть и более крупные вопросы, которые эта версия бюджета не решает. Область получит большие средства из Фонда содействия реформированию ЖКХ на переселение людей из аварийного жилья – около 1,8 млрд. рублей. В бюджете, по предварительным переговорам с фондом, должно быть заложено 53,1% софинансирования, то есть около 2 млрд. рублей из консолидированной казны. Сейчас – чуть больше 1 млрд. рублей. Где брать «хвостик»? – задались вопросом депутаты. Минфин пока думает. Может, удастся уговорить фонд снизить софинансирование до 25,5%, может, муниципалитеты «раскошелятся» побольше, а около 200 млн. рублей удастся попросить у федерации. А возможно, какие-то средства появятся во втором чтении бюджета. В условиях, когда апрельские поправки объявлены «основными», депутаты опасаются, что «беспрецедентный» объём федеральных средств на переселение может быть не обеспечен деньгами со стороны субъекта.
«Вы знаете, у меня блокнотик весь исписан вопросами», – заметил в итоге Сергей Курилов и заявил, что хотел бы снять их все перед рассмотрением на сессии ЗС. Первый вице-премьер Николай Слободчиков встал на сторону депутатов и приказал руководителям профильных министерств «немедленно представить информацию» парламенту. Это несколько смягчило главу бюджетного комитета. «Я – частичка общего большого серьёзного дела», – открылся коллегам Сергей Курилов. Он продолжил метафору, начатую министром Бояриновой, сказавшей, что бюджет – это ребёночек, заметив: «У нас общий ребёночек, и мы должны его холить и лелеять каждый со своей позиции». «Только в гармонии и созидании может быть достигнут желаемый результат. Он и будет достигнут, пока я живой. А жить я буду долго», – проинформировал Сергей Витальевич. Бюджет будет вынесен на обсуждение фракции «Единая Россия». В нем, кстати, заведена отдельная методика распределения средств между посёлками под партпроект «Народная инициатива».