издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Молочные реки, колбасные берега

  • Автор: Елена КОРКИНА

Колонна бабушек с сумками и тележками движется по тротуару. Это не митинг и не демонстрация, а 19-я выставка «Сибпродовольствие. Упаковка. Оборудование» в Сибэкспоцентре. Подобное паломничество можно было наблюдать на протяжении четырёх дней – с 16 по 19 апреля. Причём по павильону, несмотря на будние дни, курсировали не только пенсионеры, но и дети, студенты, целые семьи.

Поесть и посмотреть

Ничего удивительного в таком внимании к мероприятию нет. Заместитель министра сельского хозяйства Иркутской области Николай Эльгерт на церемонии открытия отметил: «Выставка – это смотр достижений, участие в ней принимают лучшие производители продуктов питания со всей области». На практике это означает, что в Сибэкспоцентре в эти дни можно было хорошо покушать, причём совершенно бесплатно. Бесконечные дегустации молока, йогурта, колбасы, сыра, пельменей. В одном углу – горячие пышки, в другом – несколько видов семечек, в третьем – торты. 

И пока специалисты были озабочены презентациями, переговорами, круглыми столами и встречами,  посетители  предавались гастрономическим удовольствиям. Двадцатилетний студент Александр широко улыбается: «Я изначально пришёл, чтобы поесть».  И он не одинок.

«Идите сюда, здесь пышки! – мальчишка лет одиннадцати машет друзьям. – Я уже третий раз стою – вкусные!» Судя по длине очереди, с мальчишкой солидарны многие. Пожилая женщина интересуется:

– А где вы ваши пышки продаёте, кроме выставки? 

– Мы не продаём пышки, мы продаём оборудование для пышек.

– Очень жаль.

– Но вы можете купить оборудование и сделать бизнес!

Женщина улыбается: домашние пончики из творога – куда ни шло, но бизнес – чересчур.

На фоне повсеместного хруста, жевания, сопения и шуршания упаковок идёт развлекательная программа: мастер-классы по изготовлению глиняных коров и тряпичных кукол, конкурсы, песни, танцы. Задорнее всех пляшет поролоновая коза. Говорит, научилась в местном иркутском стаде.  

Молочный фестиваль – лучший способ узнать, какое молоко вкуснее

Прилавок фермерского объединения «Феникс» окружили женщины и внимательно слушают: «Вот такая курица в шкурке, запекаете как в фольге. Граммов на 300 выйдет». Не меньше интереса вызывают колбасы ручной работы. Есть с добавлением гречки и ячки, есть сырокопчёная с грибами и папоротником (говорят, любит молодёжь), для  кошелька потолще – строганина из кролика. 

А вот у павильона китайской компании Dalian Menew Food посетители не задерживаются. Спрашиваю их: «Отчего?» В ответ патриотическое: «Лучше будем покупать своё».  Своё – это в том числе и алкоголь. На такую дегустацию особого приглашения не требуется:  все идут с радостью. Правда, находятся и противники. Женщины  в возрасте проходят мимо со словами: «Нет, алкоголь не для нас». Волшебное слово «кагор» убеждает и их.

Молоко – основной продукт

В этом году в рамках выставки  прошёл фестиваль молока. По словам Николая Эльгерта, он призван возродить культуру потребления  важнейшего продукта и способствовать снижению цен: знаком-ство производителей и переработчиков сделает возможной работу без посредников.

Николай Горячев, председатель Союза производителей молока, отмечает, что последний год стал для Иркутской области переломным: наконец-то объёмы производства перестали сокращаться, наступила стабилизация. «Сейчас стоит вопрос о производстве нормального продукта без всяких добавок, – сказал он. – И хотя вопросов много, мы будем их решать и наращивать производство молока». В качестве символического жеста Николай Эльгерт, Николай Горячев и генеральный директор Сиб-экспоцентра Андрей Шаповалов опустошают бокалы с коктейлем из молока всех производителей, приехавших на фестиваль.

Конкурсы на сцене тоже были посвящены молочным продуктам: участники командных соревнований выкрикивали «Я люблю молочную продукцию», а в личном зачёте любители молока  на скорость выпивали шоколадный коктейль и закваску и поедали йогурты вилкой. Победители получали специальные жетоны, которые можно было обменять на  молочную продукцию.

Конечно, фестиваль молока – это не только дегустации и развлечения. Для производителей это возможность заявить о себе, что особенно важно для небольших фермерских хозяйств и для предприятий из дальних городов области. У павильона ангарской компании «Молочные реки» толпятся люди. Покупают молоко, кефир, ряженку, варенец, снежок, четыре вида йогуртов. Компания – ангарская, молоко поставляют из Бурятии. В Иркутске для многих это имя новое: то и дело спрашивают, похож ли варенец на местный и куда приходить за персиковым 

йогуртом после выставки. У прилавка усть-илимской «Ангары» невероятные очереди, не исчезающие часами. Покупают кефир, обогащённое минералами и витаминами молоко в небольших стаканчиках, адыгейский сыр, а кроме того – помидоры, баклажаны, салат, клубнику и даже розы из северных теплиц.

Глаза у горожан разбегаются: такого разнообразия, кроме как здесь, нигде не увидишь. Да и цены не такие кусачие. «Мы живём рядом, на выставку ходим каждый год, – рассказывает посетительница Галина Ивановна. – Всё здесь хорошо, всё вкусно. А главное – свежие продукты. Если бы и в магазинах было так».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры