Жан-Поль Бельмондо: «Я ещё заставлю вас и смеяться, и плакать»
9 апреля исполнилось 80 лет Жан-Полю Бельмондо. Накануне юбилея знаменитый французский актёр, кумир нескольких поколений зрителей побывал в Санкт-Петербурге. На творческом вечере любой желающий мог выйти на сцену и задать артисту вопрос, пожать ему руку, вручить подарок. Правда, очередь из желающих получилась такой огромной, что далеко не всем счастливчикам улыбнулась удача. Несмотря на то, что в двух отделениях вечера больше не было ничего, кроме этого общения. Может, поэтому мэтр мирового кинематографа был немногословен, отвечая на вопросы коротко – одним, двумя предложениями. А может, он по жизни немногословен… Вместе с Бельмондо приехал его давний приятель, актёр, режиссёр, сценарист Шарль Жерар (снимался в фильмах «Игрушка», «Чудовище», «Игра в четыре руки», «Неисправимый»). Жерар старше своего друга на 6 лет, познакомились они ещё в 1949 году в школе бокса. Естественно, главным героем, «гвоздём» вечера был Бельмондо, а его другу оставалось лишь слушать, улыбаться и лишь иногда что-то говорить.
– Господин Бельмондо, вы для нас – вся наша жизнь. Таких фильмов, как ваши ранние «На последнем дыхании» и «Чочара», очень мало. Вы полностью довольны вашей кинокарьерой?
– Да, я очень доволен.
– Знаменитая история, когда вы отказались от статуэтки «Сезар» (национальная кинонаграда Франции. – «ВСП»). Это было обдуманное решение или получилось спонтанно? Говорили, что скульптор, создавший эту статуэтку, когда-то плохо отзывался о вашем отце.
– Я отказался потому, что статуэтка называлась «Сезар». Я бы хотел, чтобы она называлась «Ренуар». Ренуар – это кинематографист, актёр, он занимался распространением фильмов Люмьеров. А Сезар (французский скульптор Сезар Бальдаччини. – «ВСП») ещё был жив.
– Вы играли с прекрасными актрисами – Софи Лорен, Жаклин Биссет. Есть ли современная актриса, с которой хотелось бы сыграть?
– Бриджит Бардо.
– У вас было много талантливых и красивых партнёрш. С кем из них было приятнее всего сниматься?
– Я их всех любил. Без всякой ревности…
– Кто был вашим кумиром в кинематографе?
– Жан Габен.
– Бывает ли, что вам снятся ваши персонажи?
– Нет, я не вижу их во сне.
(Шарль Жерар добавил: «Бельмондо настолько популярен, что сам снится своим персонажам»).
– В моей юности вы были нашим окном в мир. Какой из фильмов вам дороже всех – «Великолепный», «Профессионал», «Чудовище»?
– Вы назвали три очень разных фильма. Не могу сказать, что предпочитаю какой-то один из них. Я люблю все роли, которые играл, любимую выбрать не могу.
– Какая из ролей наиболее ярко подчёркивает вашу мужскую индивидуальность?
– В «Чудовище».
– В конце фильма «Профессионал» под прекрасную музыку Эннио Морриконе вашего героя Жослена Бомона убивают выстрелом. В детстве я всегда плакала в этот момент. И отец говорил мне, что есть продолжение фильма, где вы встаёте и улетаете на вертолёте (под эту же музыку). Я в это верила всегда.
– У фильма было два финала – хороший и плохой. Выбрали всё-таки смерть…
– Известно, что вы занимаетесь благотворительностью. Кому вы помогаете и почему?
– В мире есть бедные люди, и
им надо помогать. Это вопрос
естественный для любого нормального человека. Есть люди, которые вернулись с войны, и они нуждаются в помощи.
– Правда ли, что ваш отец-скульптор лепил с вас Амура?
В каком из парков Парижа стоит эта статуя?
– Да, правда, она стоит в парке Тюильри.
– Удалось ли вам вдохновить своих детей на то, чтобы они последовали вашему примеру – стать артистами? Или они выбрали другие профессии?
– Мои дети уже слишком взрослые. Они не актёры, не занимаются театральным искусством. Но у меня есть маленький внук, ему девять с половиной лет. Я надеюсь, что он будет работать и в кино, и в театре.
– С вами легко работать?
– Со мной всегда было трудно.
– У вас были вредные привычки? Как вы с ними боролись?
– Я не пил, не кололся, не наркоманил. А вот спорт очень хорошо помогает бороться против вредных привычек.
– В фильме «Частный детектив» вы прыгаете с виновозки, цепляетесь ногой… Вы всё-таки падаете?
– Я действительно свалился. Но в фильме этого не показали.
– Мы пришли на ваш вечер всей семьей. Наш папа приучил нас смотреть в выходные фильмы с вашим участием. Фильм «Кто есть кто» – наш любимый. Вы когда-нибудь боялись выполнять трюки?
– Вовсе не боялся.
– Вы знали о большой любви к вам в СССР?
– Да, люди мне рассказывали.
– Есть ли фильмы, от которых вы отказались, а впоследствии пожалели об этом?
– Может быть, и были роли, которые мне хотелось сыграть, но другой человек, который их играл, был великолепным актёром, и я не жалел об этих ролях.
– После фильмов Годара и Трюффо вы стали сниматься в кинолентах, объединивших комедию и боевик. В этом жанре вам нет равных. Как вам это пришло в голову?
– Трюффо уже не было к тому времени, а Годар был немножечко странноватым. И тогда я перешёл в криминальный жанр и комедию. Так получилось.
– Верите ли вы в Бога?
– Да, я верующий.
– Что для вас значит любовь? Чем вас покоряли женщины?
– Я очень доволен результатом. А вообще это непредсказуемо.
– Что для вас самое главное в жизни?
– Дети. И чтобы у них всё было хорошо. А второе – это моя профессия.
– Почти всем вашим героям свойственно лёгкое отношение к жизни, с их лица не сходит улыбка. А вам удаётся жить легко, с юмором?
– В жизни есть радости, счастье и драма. Надо жить – вот и всё. Нельзя всё время оставаться в трагедии.
– Что спасает вас в тяжёлых жизненных ситуациях?
– Я просто стараюсь не падать духом. А когда очень тяжёлая ситуация, я ещё больше стараюсь не падать духом.
Ещё Бельмондо сказал, что юбилей он планирует отметить дома,
с семьёй, чтобы праздник принадлежал только им. Семья у него большая – трое детей и шестеро внуков. Секретов долголетия у юбиляра нет («Я просто хочу, чтобы жизнь продолжалась как можно дольше»). Он надеется, что ещё будет сниматься в кино. «Ещё заставлю вас и смеяться, и плакать», – заверил публику на прощание актёр.