издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Ужель та самая Светлана?

  • Автор: Наталья ИВАНОВА

Светлана Щерботкина хорошо знакома театральному зрителю Иркутска. Молодая актриса ворвалась в репертуар Иркутского музыкального театра имени Загурского как свежий весенний ветер, принеся с собой женское обаяние, внутреннюю гармонию и, конечно же, необыкновенной красоты голос.

Несмотря на то, что в труппе солистов-вокалистов театра Светлана только около двух лет, ею создано более 10 образов в 18 спектаклях, постоянно идущих в репертуаре театра. Светлане подвластны и романтические классические героини из оперетт («Граф Люксембург», «Летучая мышь», «Баядера»), и озорные, характерные девчонки («Сватовство по-московски», «Сорочинская ярмарка»), и серьёзные героини со сложной, драматической судьбой («Поединок», «Свадьба Кречинского»). 

Творческая карьера Светланы складывалась непросто. Ещё в годы учёбы в Иркутском музыкальном училище она пыталась попасть в хор музыкального театра, но по каким-то причинам ей было отказано. Первая попытка оказалась неудачной, но мечта стать частью огромной театральной семьи, участвовать в феерических постановках театра, выходить на одну сцену с любимыми артистами осталась. И через несколько лет, уже с дипломом об окончании музыкального училища, Светлана повторила свою попытку. 

– Я пришла на прослушивание летом, когда коллектив театра собирался на гастроли в Астрахань, – рассказывает Светлана. – Мне сообщили, что готовы меня взять. Если бы я чуть раньше пришла, то сразу могла бы поехать со всей труппой на гастроли. Но так как времени оставалось очень мало, мне сказали подойти осенью, когда коллектив выйдет из отпуска. К осени штат артисток хора значительно увеличился, и так получилось, что мне снова было отказано. Каждый день в течение недели я упорно осаждала хормейстеров (Ульяну Филипповну Чугуевскую и Наталью Владимировну Ладыгину), уговаривая их прослушать меня. В один из таких дней мама сказала мне: «Сегодня ты идёшь последний раз, если не возьмут, больше не ходи». И в тот день меня прослушали. Я исполняла вокализ из рок-оперы «Иисус Христос – суперзвезда» и хоровую партию «О, Бьянка» из мюзикла «Целуй меня, Кэт». Меня взяли в хор театра, я была очень счастлива, ведь попасть в музыкальный театр было моей мечтой. В училище у нас была возможность бесплатно посещать спектакли различных театров, так вот спектакли музыкального театра были самыми любимыми. На рок-оперы «”Юнона” и ”Авось”», «Иисус Христос – суперзвезда», «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» я ходила бесчисленное количество раз и всегда находила что-то новое и не-обыкновенное. Мне безумно нравилась Елена Бондаренко, её актёрская игра, женское обаяние, искренность на сцене, вокальные партии…

Отработав два сезона артисткой хора, Светлана вышла замуж за солиста балета Юрия Щерботкина и ушла в декретный отпуск. У них родилась прекрасная дочь Дарья, которая этой осенью уже пойдёт в первый класс.

– Когда я вернулась после декрета на работу в хор, сразу поняла, что потеряла вокальную форму и для лучшего звучания мне надо позаниматься с хорошим педагогом. Я обратилась к дирижёру нашего театра Николаю Ростиславовичу Сильвестрову, чтобы он дал «добро» на мои уроки с солисткой театра Светланой Лунюшкиной. Светлана – талантливая вокалистка, прекрасный педагог, к тому же мы с ней были знакомы по Богоявленскому собору, где обе подрабатывали. Прослушав меня, Николай Ростиславович принял решение, о котором позже мне рассказала Светлана, – воспитать в стенах театра свою классическую героиню. 

Я продолжала работать в хоре, и вскоре мне дали роль в водевиле Гладкого «Сватовство по-московски». Устенька, подружка Капиталины, – моя первая роль в театре. Потом была Адель в «Летучей мыши», сыграть которую было моей давней мечтой, и вот она осуществилась! Конечно, пришлось много работать и над вокалом, и над хореографией, движениями, дикцией, но процесс приносил удовольствие и веру в себя, свои профессиональные способности. 

В 2009 году заслуженный артист РФ Вячеслав Варлашов набирал курс «Актёр музыкального театра». Светлана подала документы, успешно сдала экзамены и осенью параллельно с работой в театре стала учиться всем тонкостям актёрской профессии. В театре сразу заметили молодую прекрасно поющую, подающую большие надежды актрису. Ей стали давать главные роли: Анжели в «Графе Люксембурге», Клеопатры «Цезаре и Клеопатре», старшей дочери Цейтл в «Скрипаче на крыше».

– Анжель – моя первая роль классической героини в оперетте. На тот момент ведущей героини в театре не было, и надо сказать, что Анжель далась мне очень тяжело. Я смотрела записи спектаклей прошлых лет, училась у артисток Любови Поляковой, Софьи Якубовой походке, манерам, жестам, в целом поведению на сцене.

Занятость Светланы в репертуаре увеличивалась с каждым новым спектаклем, и в 2011 году руководство театра приняло решение перевести Светлану из артисток хора в труппу солистов-вокалистов. 

– Конечно, работа в хоре – это огромный опыт, большая школа. Во-первых, каждый день выходя к зрителю, ты перестаёшь бояться сцены; конечно, волнение присутствует, но появляется ощущение покоя, уверенности. Во-вторых, хор – это дисциплина, самоорганизация, что тоже очень важно для актёрской профессии. Я уже не говорю о том, что во всех спектаклях наш хор не только поёт, но и танцует и все эти умения очень пригождаются в работе. Я считаю, что хоровую школу нужно обязательно пройти. Я очень благодарна своим коллегам по цеху. Каждый раз, когда выхожу на сцену сольно, чувствую мощную поддержку со стороны моих коллег и друзей по хору. 

Сегодня, когда музыкальный театр осваивает новые жанровые формы и в афише театра всё чаще появляются музыкальные драмы, мюзиклы, не всегда со счастливым концом, актёрам приходится помимо голосового звучания тщательнее работать над созданием образа своих героев, наделяя их различными красками. 

В спектакле «Поединок» Светлана исполняет роль Катеньки. Светлый образ юной девушки, по-настоящему влюблённой в главного героя – поручика Ромашова. Хотя ответа на её чувства нет, любовь Катеньки настолько сильна и абсолютна, что после смерти возлюбленного её рассудок не выдерживает и она сходит с ума. 

– Это моя самая любимая роль, – говорит Светлана. – Она, конечно, непростая, требующая огромных душевных затрат, даже временного выпадения из привычного жизненного ритма, но тем она и дорога, и потому самая любимая. Во время постановочных репетиций я пыталась понять свою героиню, пролила много слёз, мне было обидно за её судьбу, почему так сложилась её жизнь. Сейчас где-то за день до спектакля я начинаю готовиться, стараюсь ни с кем не разговаривать, замыкаюсь в себе. А когда выхожу к зрителю, то не замечаю ни зала, ни кулис. Если начинаю замечать, то выпадаю из нужного состояния. Вообще сыграть на сцене душевнобольную или что-то необычное, абсолютно мне не характерное, даже противоположное было моей мечтой. И спектакль «Поединок» – это просто подарок. Мне безумно нравится в нём всё: и музыка, и сама постановка, и, конечно же, моя Катенька.

Совсем недавно в Иркутском музыкальном театре с огромным успехом прошла премьера спектакля «Тётушка Чарли». Светлана исполняет роль Китти – одной из возлюбленных молодых людей Чарли и Эрика, которые и придумали все эти фокусы с переодеваниями своего друга Бабса Баберли в тётушку Чарли – донну Люцию де Альвадорес. 

– Режиссёр – Михаил Поляков, а он известен как мастер по созданию актёрских образов. Режиссёр очень много работал с нами, актёрами, правильно ставил задачи, поэтому, наверное, и персонажи в спектакле получились яркие, каждый со своим лицом. Если на первый взгляд обе героини кажутся одинаковыми, то по ходу действия становится ясно, что моя Китти более решительная и бойкая, она своего счастья не упустит. В период создания образа очень много приходится наблюдать за людьми, смотреть фильмы, передачи, порой заимствуя что-то для своих героинь. Надо создать такой характер, чтобы он отличался от других персонажей в спектакле и был узнаваем. Потом уже работаешь над внешностью, предполагаешь, какой она может быть. Вот, например, Китти я предложила нарисовать веснушки: такие маленькие штрихи, правильно расставленные акценты создают общий образ героя.

Несмотря на большую занятость в театре, у Светланы всё-таки выпадают свободные дни, которые она проводит со своей семьёй – дочерью, мужем, мамой и домашними животными.

– В сентябре наша дочь Даша пойдёт в школу. Сейчас мы посещаем подготовительные занятия, учимся читать и писать. Я очень хочу, чтобы Даша хорошо влилась в школьный ритм, чтобы нашла друзей в классе. Недавно я получила водительские права, дело за малым – купить машину, – смеётся Светлана, – чтобы была возможность между репетициями возить дочку в школу. 

В доме Щерботкиных своей отдельной семьёй живут четвероногие питомцы: коты Семён и Василий, красавица киска Хелли и любимец семьи пёс Мир Таффи Алмонд Терсо, которого все работники театра знают как Моню. Моня везде сопровождает своих хозяев, даже на гастроли выезжает со всей труппой. 

– Нам помогла его купить Галина Павловна Мельник, как раз когда мы работали над спектаклем «Скрипач на крыше». Отсюда, наверное, и имя такое (улыбается). Монька – это наша радость. 

Из пока не осуществившихся мечтаний – высшее профессиональное образование. Возможно, в ближайшем будущем я займусь реализацией этой своей мечты. Конечно, хочется быть востребованной, пробовать себя в различных, прямо противоположных ролях, в каком-то другом качестве. Вообще, работа в театре удивительна, ведь в каждом спектакле ты попадаешь в совершенно другую эпоху, атмосферу, находишь в себе новые краски и открываешь новые таланты. Я благодарна Богу и судьбе, что они дали мне такую возможность. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры