«Тает луч пурпурного заката…»
2013 год объявлен Годом охраны окружающей среды. Под рубрикой «Сокровища иркутского музея» газета намерена поместить несколько статей, посвящённых картинам художников разных эпох из собрания музея, раскрывающих красоту и неповторимость природы. Природы, которую мы призваны хранить и оберегать.
«Я всякие пейзажи пишу, но по-настоящему знаю солнечный закат в различные его моменты и корявые деревья, изогнутые непогодой и ветрами. Я потратил много времени, чтобы изучить цветовую гамму закатов солнца, многообразие вечернего освещения неба и предметов природы. Такую картину я могу написать в любой момент и при любых обстоятельствах». Так на склоне лет говорил почитателю своего таланта Юлий Юльевич Клевер. Никто из посетителей Иркутского художественного музея, попадая в залы русского искусства второй половины 19 века, не может пройти мимо картины этого художника «Зимний закат в еловом лесу», написанной в 1889 году. Контрасты ближнего и дальнего планов, эффекты красочных сочетаний, узловатые стволы старых елей, вздымающихся в небо, подтаявший снежный покров и атмосфера таинственности и тишины завораживают и приковывают внимание к полотну.
Карьера Клевера была головокружительной. Его слава на время даже затмила славу Айвазовского, а применяемые им световые и цветовые эффекты очень понравились публике, так как предлагали своё, не похожее на других мастеров видение пейзажа. У состоятельных людей считалось дурным тоном не иметь картин Клевера. Картина «Зимний закат в еловом лесу» поступила в музей в 1920 году из собрания А. Эверта – бывшего командующего войсками Иркутского военного округа, генерала от инфантерии и войскового наказного атамана Забайкальского казачьего войска. В августе 1914 года, с началом первой мировой войны, он был отозван на фронт.
Юность Юлия Клевера прошла в старинном эстонском городе Дерпте. Там будущий художник родился в 1850 году, там написал свою первую картину и оттуда, увлечённый идеей о серьёзном художественном образовании, уехал в Петербург и поступил в Академию художеств к профессору пейзажной живописи С. Воробьёву, а затем к М. Клодту, который запомнился ему тем, что осуждал его желание знакомиться с зарубежной пейзажной живописью. Творчество и первого и второго было ему чуждо, академические занятия скучны, и он перестал их посещать. Из академии Клевера исключили, что его не особенно огорчило. В поисках новых сюжетов Клевер много ездил, особенно его привлекала суровая северная природа. Постепенно сложилась его оригинальная творческая манера: он разработал новую тему в русском пейзаже – тему романтической и суровой природы.
В 1874 году 24-летний Ю. Клевер удивил весь художественный Петербург совершенно неожиданным образом: он организовал персональную выставку, которая прошла на стендах Петербургского общества поощрения художеств. Это было необычным делом, на которое решались лишь немногие известные живописцы, такие как Айвазовский и Верещагин. Выставка прошла чрезвычайно успешно. В 1875 году художник получил премию Общества поощрения художеств за картину «Запущенный парк», в 1876-м премию получила его картина «Первый снег на вспаханном поле». И уже в том же 1876 году Клевер на своей второй персональной выставке (!) показал сорок работ. Все были восхищены работоспособностью, упорством и талантом живописца. Его работы приобрели граф Строганов, влиятельный член Общества поощрения художников; великая княгиня Мария Николаевна, президент Академии художеств; царь Александр II. И это решило его судьбу: Клеверу, даже не окончившему академического курса, тотчас же присвоили звание классного художника первой степени. Это звание академия давала своим наиболее примерным воспитанникам. Ещё через два года, в 1878-м, за картину “Вид запущенного парка в Мариенбурге” («Старый парк») ему было присвоено звание академика. Теперь дверь в мастерскую художника не закрывалась: шли заказчики, друзья, студенты академии. За его работы платили огромные деньги, а по популярности он соперничал с Иваном Шишкиным.
Правда, быстрый успех и популярность мотивов привели к тому, что он стал тиражировать собственные произведения, почти не меняя композицию и формат. Справедливо замечание одного искусствоведа: «Клевер умел найти к выбранному мотиву самое подходящее состояние в природе, подобно тому, как модница подбирает к платью соответствующую шляпку». И в самом деле, заснеженный лес будет более выгодно смотреться в отблесках заходящего солнца, а заброшенное кладбище – в наступающих сумерках и т.д.
В своих больших работах Клевер даже стал жертвовать реальностью, заказы сыпались со всех сторон, и он не стал справляться, вынужден был повторяться и активно привлекать помощников. Его живопись приобрела отчётливый салонный оттенок. Художник и сам признавал, что поддался влиянию публики, которая не желала перемен. Большой художник оказался заложником коммерческого успеха. Но его творческая индивидуальность нашла воплощение в серии полотен, в которых отразилась его тяга к неведомым странам, чудесам природы и сказкам. Клевер очень любил сказки, даже сочинял их для своих детей, и некоторые его работы часто полны таинственности. Зрители могли легко представить себя героями немецких баллад или сказок Шарля Перро: Мальчиком с пальчик или Красной Шапочкой, заблудившимися в зачарованном лесу. Не случайно зимние мотивы Клевера: заснеженные ели, утопающие в снегу избушки, путники, с трудом пробирающиеся по лесу, – перекочевали на рождественские открытки и разошлись во множестве репродукций 19-20 веков. Художник, чтобы усилить воздействие на зрителя, пользовался дополнительными искусственными приёмами: в 1892 году помещение, где расположилась его персональная выставка, было украшено стволами деревьев и чучелами птиц. Художественный критик А. Бенуа вспоминал: «…картины Клевера казались до того иллюзорными, что посетители залезали через перегородки… удостовериться, не освещаются ли картины … сзади».
По натуре это был жизнерадостный, подвижный, беспечный и очень добрый человек. Он довольно много зарабатывал, однако постоянно нуждался, легко тратил деньги и без счёта раздавал их многочисленным приятелям, а то и незнакомым людям. Современники считали художника простым и бескорыстным человеком. Он ни в чём себя не ограничивал, а если деньги заканчивались, то пополнял кошелёк продажей своих произведений. Помогал нуждающимся художникам.
Клевер умер в 1924 году в Ленинграде. Он не оставил после себя учеников, только подражателей. Но художник стал основателем династии живописцев: из четырёх детей Юлия Юльевича трое стали художниками, несмотря на то что отец был против того, чтобы дети пошли по его стопам. Поэтому они рисовали тайком от отца, и это способствовало неудержимому влечению к рисованию. В искусстве каждый из них пошёл своим путём: предпочли работать в других жанрах и обрели самостоятельную манеру.
В 2009 году Иркутский художественный музей стал обладателем пятой в его собрании картины Юлия Клевера «Зимний пейзаж», поступившей от фонда «Меценат».