издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Нет дыма без предприятий

Братску предложили найти источник загрязнения воздуха

  • Автор: Лариса ШЕЛЕХОВА

Более полусотни жалоб от жителей Братска свалилось на чиновников: все как один указывают на то, что город затянут дымкой и там плохо пахнет, причём к традиционным промышленным запахам добавился ещё один – кошачьей мочи. Проверки по сигналу горожан провели сразу несколько надзорных органов, но «высокого и экстремально высокого загрязнения не зафиксировали», напомнив, что Братск традиционно входит в общероссийский топ городов с самой неблагоприятной экологической обстановкой. Представители предприятий причин для вспышки народного гнева тоже не увидели, а глава того из них, на которое приходится более 70% выбросов в атмосферный воздух Братска, вовсе предложил «найти источник загрязнения».

Посвятить всё заседание координационного совета по охране окружающей среды ситуации в Братске правительство Иркутской области заставил вал жалоб от жителей города. В феврале они направили более полусотни обращений в муниципалитет и федеральные надзорные органы. «Ситуация в Братске действительно серьёзная», – согласился министр природных ресурсов и экологии Иркутской области Олег Кравчук и поручил всем открыто отчитаться о результатах проведённых проверок. 

Объективнее всего ситуацию трактуют, по мнению замминистра Нины Абариновой, данные статистики. Она напомнила, что на Братск приходится 3% от общего объёма выбросов в России, в регионе – шестая часть (по данным за 2011 год, атмосферные выбросы в Братске составили 117,5 тыс. тонн, а всего в Иркутской области – 621 тыс. тонн). Выбросы делят между собой три основных компании: «РУСАЛ» (73,2%), «Иркутскэнерго» (12,9%) и Группа «Илим» (5,8%), владеющие здесь Братским алюминиевым заводом, ТЭЦ-6 и БЛПК соответственно. Остальное приходится на автомобильный транспорт.

С такими результатами Братск не первый год уверенно лидирует в списках самых загрязнённых городов страны. «Серьёзные показатели, но изменить их фактически невозможно», – считает Абаринова. Оценка замминистра во многом объясняется невыгодным географическим положением города и климатом: прогнозы неблагоприятных условий Братск получает чаще других населённых пунктов облас-ти – 289 дней в году. Неудивительно, что лидирует он и по платежам за негативное воздействие на окружающую среду – более 85 млн. руб-лей в год. «На эти деньги должны выполняться природоохранные мероприятия, однако в Братске только треть этой суммы пошла в 2011 году на данные цели», – отметила Абаринова. В качестве успокоения замминистра добавила, что «последние три года валовые выбросы остаются стабильными» и «вызывающих цифр не возникает».

Подтвердили это и федеральные структуры. Свои проверки провело Управление Роспотребнадзора по Иркутской области. Были отобраны пробы воздуха в Центральном районе Братска. Превышение максимальных разовых ПДК было зафиксировано по сероводороду (в 1,9 раза), фенолу (1,3) и фтористому водороду (1,8). По остальным ингредиентам превышений не зарегистрировано, отчитался руководитель управления Роспотребнадзора по Иркутской области Алексей Пережогин. Всего было исследовано 127 проб, из них с превышением ПДК оказались 6 (4,7%). «Так что в феврале высокого и экстремально высокого загрязнения в Братске не зафиксировано», – заключил Пережогин.

Внеплановые проверки БрАЗа и БЛПК тоже не прояснили причины жалоб, сказал глава управления. У «Илима» обнаружилось превышение объёма разрешённых выбросов по скипидару в прошлом году, у «РУСАЛа» – «нарушения санитарного законодательства». Кроме того, Роспотребнадзор выявил превышения ПДК по формальдегиду и сероводороду. С последним согласился и Росприроднадзор. «Однако разрешения на выбросы не устанавливают предельно допустимых значений для сероуглерода. Так что ни на одном предприятии это не нормируется, – заявил руководитель тер-управления Юрий Крашенинников. – Концентрации остальных веществ не превышали ПДК». Предположение Росприроднадзора об аварии на производстве, которая могла бы спровоцировать разовые превышения ПДК, тоже не подтвердилось. Так что почему в феврале на улицах Братска стало тяжелее дышать, осталось непонятно. 

Не нашлось ответа и в данных Братской городской станции скорой помощи: количество обращений в феврале по поводу обострения хронических болезней дыхательной системы не превысило суточную норму. «Ситуация не так страшна, как пишут об этом жители. Да, понятно, были выбросы, неприятно, но стечение метеоусловий, отработка нового оборудования и неудачное географическое положение города дали такой эффект», – сказал Пережогин. В целом заболеваемость в Братске, по его словам, не является критической. В 2012 году она выросла на 0,8%, но в основном за счёт подростков (10%) и детей (6%). Заместитель министра здравоохранения Иркутской области Андрей Купцевич добавил, что в Братске люди болеют фактически тем же, чем и остальное население области. На первом месте болезни органов дыхания, затем – системы кровообращения и мочеполовой системы. Онкологических заболеваний здесь больше, причём динамика выше, чем в среднем по области. В остальном город ничем не отличается.

Несмотря на то, что чиновники никаких особых претензий к работе Братского промышленного узла не предъявили, руководители предприятий заняли оборонительную позицию. Директор филиала ОАО «Группа «Илим» в Братске Раиса Бунеева заявила, что проблема ЛПК не столько в количестве, сколько в качестве выбросов. «Это прежде всего дурнопахнущие соединения – метилмеркаптан, сероводород. Уж больно они неприятно пахнут и раздражают наше население. Это нам понятно, – сказала она. – Мы принимаем максимум мер, ежегодно составляем программу природоохранных мероприятий, ежедневно контролируем качество воздуха на границе нашей промзоны». Бунеева пообещала, что ситуация может улучшиться уже в апреле. До конца месяца планируется закрыть самый старый и грязный завод периодического производства белёной хвойной целлюлозы, на который приходится больше всего дурнопахнущих веществ. 

Лидер по объёмам выбросов – «РУСАЛ Братск» – не отрицал свой вклад в атмосферу. «Только 75–80% этих веществ – это СО [угарный газ]. Вещество, по которому в Братске вообще нет проблем. Что касается сероуглерода, формаль… там чего-то (я сейчас даже выговариваю плохо), которые по замерам организаций присутствуют, мы их не выбрасываем, – сказал управляющий директор ОАО «РУСАЛ Братск» Андрей Волвенкин. – Меня очень удивляет, почему мы не ищем источник. Всегда обсуждаем общие цифры, а не конкретные источники. Но у нас нет бериллия, формальдегида, сероуглеродов, то есть тех веществ, из-за которых люди себя чувствуют плохо». Волвенкин заверил, что за 25 лет работы в промышленности без труда определяет выбросы алюминиевого производства. «Не пахнет ими в городе, тем более что предприятие находится в 10 километрах от города, – заключил он. – Мне странно слушать, когда специалисты обсуждают какие-то отвлечённые цифры. Если мы не знаем источник, давайте его найдём и начнём заниматься им». В 2014 году Волвенкин пообещал завершить проект по установке оборудования газоочистки, правда, по его словам, они будут улавливать только фтор, а формальдегида и сероводорода, «на предприятии нет». Технический директор ТЭЦ-6 Анатолий Брюхнов коротко добавил, что по всем выбросам филиал «Иркутскэнерго» укладывается в установленные нормы. 

Предложение «искать источник» возмутило, кажется, только администрацию Братска. «Со слов представителей предприятий, у нас всё оказывается хорошо. Но, увы, неблагоприятные метеоусловия приводят к тому, что от жителей много жалоб на то, что город затянут дымкой и здесь пахнет, как на промплощадке «Илима», а в некоторые дни – как на промплощадке алюминиевого завода. Особенно большой вал выбросов пришёлся на февраль, когда появился новый запах – кошачьей мочи», – сказал заместитель начальника департамента по обеспечению безопасности населения Братска Николай Юшков. Не удовлетворившись аргументами промышленников, муниципальный служащий продолжил настаивать на том, что, кроме погодных условий, за состояние воздуха ответственны предприятия. «Ещё не окончена реконструкция «Илима» и фактически не начата реконструкция алюминиевого завода, которая была обещана жителям ещё в 2008 году», – заключил Юшков. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры