Под знаком укрупнения
Правительство утвердило стратегию развития электросетевого комплекса
Число территориальных сетевых организаций в России к 2017 году должно сократиться вдвое. Таков один из целевых ориентиров, содержащихся в стратегии развития электросетевого комплекса РФ, которая была утверждена правительственным распоряжением 3 апреля. Разработчики документа признают: «особое внимание уделяется деятельности создаваемого открытого акционерного общества «Российские сети» и входящих в него организаций, контролирующих около 70 процентов распределительных и 90 процентов магистральных сетей в России». Эксперты по отрасли, которых цитируют федеральные СМИ, считают намерения властей правильными, но указывают на то, что механизм их реализации чётко не прописан.
Существующее положение дел в российских сетях оставляет желать лучшего. «Отсутствие необходимых инвестиций в электросетевой комплекс в последние 20 лет привело к значительному физическому и технологическому устареванию электрических сетей, – сказано в стратегии. – Доля распределительных электрических сетей, выработавших свой нормативный срок, составила 50%; 7% электрических сетей выработали два нормативных срока». Общий износ распределительных сетей достигает 70%, магистральные электрические сети, находящиеся в ведении ОАО «ФСК ЕЭС», изношены почти на 50%, что существенно выше показателей других крупных стран – 27–44%.
Далеко не последнюю роль в этом играет отсутствие единой политики по управлению сетями: если 90% магистральных линий контролирует Федеральная сетевая компания, то 70% распределительных сетей эксплуатируют 14 межрегиональных сетевых компаний, а оставшиеся 30% – около 3 тыс. относительно мелких территориальных сетевых организаций. Существующие механизмы регулирования последних, полагают авторы стратегии, нуждаются в совершенствовании. При этом, добавляют они, целесообразно обеспечить консолидацию всех объектов, входящих в единую национальную электрическую сеть, под эгидой ОАО «Российские сети» – компании, в рамках которой должны объединиться «Холдинг МРСК», отвечающий за распределительные сети, и ФСК ЕЭС, в чьём ведении находятся магистральные сети. При этом количество территориальных сетевых организаций к 2017 году должно сократиться вдвое по отношению к 2012 году, а к 2030 году – ещё на 50%. В ближайшие пять лет разработчики стратегии также планируют снизить операционные расходы на обслуживание сетей на 15%, а удельные инвестиционные расходы сетевых компаний за всё время реализации документа должны уменьшиться на 30%. В числе целевых показателей значится снижение уровня потерь в сетях на 11% к 2017 году и масштабов перекрёстного субсидирования в сетевом тарифе: с 220 млрд. рублей в 2012 году до 50 млрд. рублей в сопоставимых ценах к 2022 году. При этом качество и надёжность энергоснабжения должны подняться «до уровня, соответствующего запросу потребителей».
Эксперты воспринимают стратегию как минимум с осторожностью. Глава наблюдательного совета НП «Сообщество потребителей энергии» Александр Старченко, которого цитирует «Коммерсантъ», называет её «скорее формальным документом», но признаёт, что «такой документ лучше, чем его отсутствие». Старший аналитик ФК «Открытие» Сергей Бейден указал изданию на тот факт, что в стратегии не прописаны механизмы реализации её положений.
Однако отдельные меры, предусмотренные в документе, специалисты поддерживают однозначно. «Ведомости» приводят слова главного эксперта фонда «Форсайт» Андрея Абрамова, который считает консолидацию территориальных сетевых организаций «логичным шагом». Дело в том, что в тарифы для конечных потребителей закладываются затраты на содержание моносетей – ТСО, обслуживающих преимущественно одного промышленного потребителя, – и если их исключить, стоимость электроэнергии снизится. Сокращение числа территориальных сетевых организаций признаёт правильным и руководитель департамента исследований ТЭК Института проблем естественных монополий Александр Григорьев.