издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Под тепловым ударом

Бесперебойное снабжение Усолья-Сибирского теплом оказалось под угрозой из-за конфликта вокруг путей для подвоза угля на ТЭЦ-11. Железнодорожная ветка, по которой топливо поступает на станцию, принадлежит государству, однако о своих правах на неё заявляет частная структура – ОАО «ПО «Усольмаш». Оно настаивает на заключении договора подачи и уборки вагонов на ТЭЦ-11, однако энергетики готовы подписать соглашение только с законным собственником путей.

ТЭЦ-11, как практически все подобные станции в энергосистеме Иркутской области, строилась при крупном предприятии. Если точнее, то при Усольском производственном объединении «Химпром», в постсоветское время ставшем ООО «Усольехимпром». Теплоисточник изначально был тесно связан с предприятием даже при снабжении топливом: уголь на него подвозят через ту же станцию Химическая и прилегающие к ней пути, по которым сырьё поступало на завод, при этом для подачи и уборки вагонов использовались тепловозы «Усольехимпрома». Железнодорожная инфраструктура в своё время не была приватизирована и осталась в собственности государства, так что компания лишь арендовала её. 

Недостача путей

Так было до октября 2011 года, когда «Усольехимпром» расформировал свой железнодорожный цех (годом ранее, напомним, предприятие начало консервацию производства). Пути, прочая инфраструктура и тепловозы перешли к территориальному управлению Росимущества по Иркутской области, которое, в свою очередь, сдало их на ответственное хранение ОАО «ПО «Усольмаш». 

«В феврале 2012 года мы заключили договор на подачу и уборку вагонов с «Усольмашем», – рассказывает начальник службы топливообеспечения ОАО «Иркутскэнерго» Константин Гопайца. – Однако в августе получили письмо о том, что право хозяйственной деятельности [на станции Химическая] передано ФГУП «Кристалл». Между тем соглашение с «Усольмашем» было заключено на год, так что предложение о заключении договора с государственным предприятием поступило в «Иркутскэнерго» в феврале 2013 года. Энергоугольная компания отправила в «Кристалл» проект документа, но получила ответ, где было сказано, что «Усольмаш» отказывается возвращать государственное имущество. 

Чтобы разобраться в предыстории конфликта, вернёмся в 2012 год. В сентябре «Кристалл», отвечающий за управление государственным недвижимым имуществом в Сибирском федеральном округе, организовал торги, победитель которых должен был получить в аренду 55 железнодорожных путей, расположенных, согласно официальному извещению, на «территории производства химической продукции, ст. Химическая». Победителем аукциона стало ЗАО «СИБАЗ» (Сибирская ассоциация заводов. – «СЭ») – холдинг, в состав которого входит «Усольмаш». Однако при осмотре объектов, которые должны были перейти ему в аренду, обнаружилась «недостача»: часть железнодорожных путей, указанных в конкурсной документации, отсутствовала. Сотрудники Иркутского представительства «Кристалла» зафиксировали это в протоколе, а 17 октября государственное предприятие заявило о расторжении договора аренды в связи с утратой части имущества. 

СИБАЗу вернули задаток за участие в торгах, а 28 ноября прошлого года «Кристалл» организовал новый аукцион на право аренды недвижимости: на сей раз из перечня имущества исчезли отсутствовавшие пути, однако добавились четыре новых объекта. Забегая вперёд, отметим, что этот конкурс был впоследствии отменён из-за технической ошибки: один и тот же путь в документах был указан под разными номерами. Между тем СИБАЗ подал жалобу в Управление Федеральной антимонопольной службы по Томской области, настаивая на том, что «Кристалл» необоснованно отказал ему в заключении договора аренды. Антимонопольщики, однако, пришли к прямо противоположному выводу – действия унитарного предприятия признали правомерными – и жалобу не удовлетворили. 

Барьер для угля

Таким образом, единственным собственником железнодорожных путей и трёх тепловозов остаётся государство. Но это обстоятельство не помешало «Усольмашу» заявить о своих правах на них и потребовать от ТЭЦ-11, за счёт маршрутов с углём обеспечивающей 80% вагонооборота на Химической, заключения договора на подачу и уборку вагонов с углём. «Мы готовы заключить соглашение с законным собственником, то есть с государством, – подчёркивает директор по снабжению «Иркутскэнерго» Игорь Иванов. – У нас нет документов, подтверждающих тот факт, что «Усольмаш» чем-то владеет. Всё имущество станции Химическая составляет единый технологический комплекс и неотделимо от государственного имущества. Таким образом, вопрос законности отчуждения какого-либо имущества может быть оспорен со стороны государства». Представитель производственного объединения в телефонном разговоре с корреспондентом «Сибирского энергетика» от комментариев по этому вопросу отказался. 

Тем временем поставки угля на ТЭЦ-11 приостановлены. Гопайца сообщил, что 8 апреля  на угольном складе станции находилось 102 тыс. тонн топлива. В зависимости от графика, который задаёт системный оператор Единой энергетической системы, она потребляет 3-4 тыс. тонн угля в сутки. Необходимо учитывать, что нормативный неснижаемый запас топлива на ТЭЦ-11 составляет 38 тыс. тонн. «Ниже этой цифры начинаются проблемы», – констатирует начальник службы топливообеспечения «Иркутскэнерго». В первую очередь ТЭЦ-11 придётся уходить с оптового рынка электроэнергии и мощности, что повлечёт штрафные санкции для энергоугольной компании. Затем придётся отключать потребителей тепла от нагрузки и переводить станцию в режим самосохранения. А это ударит уже не по отдельно взятым энергетикам, а по целому городу с населением 83 тыс. человек. ЧП городского масштаба, о вероятном наступлении которого «Иркутскэнерго» уже уведомило ГУ МЧС России по Иркутской области, может произойти 22–29 апреля – всё зависит от нагрузки на ТЭЦ-11. 

Но есть вероятность, что чрезвычайной ситуации удастся избежать: на 12 апреля запланировано совещание под эгидой Восточно-Сибирской железной дороги, посвящённое ситуации на Химической. А на следующей неделе искать пути решения проблемы с поставками угля будут уже на уровне правительства Иркутской области, куда «Иркутскэнерго» заблаговременно направило соответствующее информационное письмо. К поиску привлекут и правоохранительные органы – о конфликте вокруг поставок угля на ТЭЦ-11 уведомили областную прокуратуру и управление Федеральной службы безопасности по региону. 

В «Иркутскэнерго» не исключают возможности взять спорные пути в аренду. «Если имущество будет выставляться на торги, мы готовы принять участие в соответствующих аукционах, – резюмирует Иванов. – Но для этого нужно решение собственника».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры