Конъюнктура не способствует
Эксперты оценили перспективы развития российской энергетики
Энергоёмкость ВВП России к 2040 году снизится на 57%, но останется выше среднемирового показателя на 75%. Сам валовой внутренний продукт при этом возрастёт в 3,2 раза, а внутренний спрос на энергоресурсы увеличится на 39%. Такие данные приведены в прогнозе развития энергетики мира и России, который Институт энергетических исследований РАН и Аналитический центр при правительстве РФ представили на Московском международном энергетическом форуме «ТЭК России XXI век» 10 апреля 2013 года. Если точнее, это исходный сценарий развития отрасли, который основан на инновационном варианте долгосрочного прогноза Министерства экономического развития РФ от начала 2013 года.
Согласно ему экспорт энергоресурсов незначительно вырастет к 2020 году, а затем прогнозируется стагнация и снижение суммарного объёма поставок. При этом сократится вывоз нефти и нефтепродуктов, а экспорт газа возрастёт. Россия так и останется крупнейшим в мире производителей и экспортёром нефти и газа. Так, уровень добычи «чёрного золота» к 2030 году стабилизируется на уровне примерно в 500 млн. тонн в год, что сопоставимо с показателями последних нескольких лет, а добыча газа по исходному сценарию развития энергетики превысит 900 млрд. куб. м ежегодно.
Однако с учётом конъюнктуры внешних рынков прогнозы выглядят не столь оптимистично. Если принимать её во внимание, как это сделано в базовом прогнозе ИНЭИ РАН, то экспорт нефти и нефтепродуктов после 2015 года может снизиться на 25–30% в сравнении с исходным сценарием, что будет означать потерю 100–150 млрд. долларов ВВП в год. В том случае, если произойдёт «сланцевый прорыв», то есть резко возрастут добычи сланцевой нефти и цены на неё снизятся, к этой сумме прибавятся ещё 20–25 млрд. долларов в год. Сокращение затронет и экспорт газа: после 2015 года он может снизиться на 15–20%. В финансовом выражении потери составят 40–50 млрд. долларов. Ущерб национальной экономике от «сланцевой революции» в добыче газа, как и в случае с нефтью, оценивается в 20–25 млрд. долларов. Однако, замечают авторы прогноза, её негативный эффект для России будет наиболее ощутим в ближайшие 10–15 лет, к 2040 году он ослабеет. Тем не менее, снижение выручки от экспорта нефти и газа на треть уменьшит вклад в валовой внутренний продукт от продажи углеводородов за рубеж.
Наиболее очевидным выходом из ситуации было бы снижение экспортных пошлин или вовсе отказ от них, но это лишь уменьшит долю экспортных поставок в ВВП: прирост размеров вывоза в денежном эквиваленте будет меньше потерь от понижения ставок. К тому же это приведёт к повышению внутренних цен на газ и нефтепродукты. «По-настоящему результативным средством противодействия внешним вызовам должно служить радикальное повышение инвестиционной эффективности российского ТЭК и энергетической эффективности экономики в целом», – констатируют авторы прогноза. Для этого необходимо предпринять ряд мер, часть из которых носит долгосрочный стратегический характер, а остальные можно реализовать оперативно. В первую очередь необходимо радикально снизить стоимость инвестпроектов в отрасли и тщательно оценить их коммерческую эффективность. Не менее тщательно нужно исследовать перспективы внешних и внутренних рынков сбыта энергоресурсов. «Главным же условием повышения конкурентоспособности российского ТЭК является коренное улучшение качества государственного и корпоративного управления», – резюмируют эксперты.