издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Дом-эксперимент

  • Автор: Алёна МАХНЁВА

Чуть больше года назад в Ангарске появился энергоэффективный дом, первый и пока единственный в Иркутской области. Пилотное здание недёшево обошлось налогоплательщикам: на строительство было потрачено 8,5 млн. рублей из бюджета города, 13,7 млн. из областной казны, ещё 24,5 млн. вложил Федеральный фонд содействия реформированию ЖКХ. Однако всего через год об особенном доме, кажется, все забыли: в администрации города не могут дать ответ, кто следит за дорогостоящей энергоэффективной «начинкой», а жители, переселённые из ветхих и аварийных домов, не знают, кому платить за коммунальные услуги.

Открытие энергоэффективного дома в Ангарске было настоящим событием для Иркутской области: после нескольких лет обсуждения идеи и «смены прописки» (сначала дом собирались строить в Байкальске) был наконец сдан в эксплуатацию первый и единственный многоквартирный «умный» дом в регионе. Да и по стране счёт таких инновационных объектов идёт пока на единицы. На торжественном событии, которое посетил даже губернатор, представители ангарской администрации заявляли, что «несколько лет дом и его дорогостоящее оборудование будут находиться под пристальным наблюдением: сколько тепла дом потребляет, сколько электроэнергии, часто ли его «умная начинка» требует вмешательства технических специалистов, как реагирует на затяжные морозы».

Напомним, дом №14 в 251 квартале Ангарска имеет класс А энергетической эффективности. Это значит, что по сравнению с аналогичным зданием он должен экономить 60% электроэнергии, при этом 30% общего потребления энергии в этом особенном  доме должны вырабатывать альтернативные источники: солнечные вакуумные водонагреватели с коллекторами, тепловой насос с использованием низкопотенциальной энергии подземных вод. Экономить, по проекту, должны и жильцы: затраты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в энергоэффективном доме относительно обычного дома должны составлять 30% в расчёте на 1 кв. м.

«Жалоб не поступало. Всё положительно»

«Сибирский энергетик» решил выяснить, как энергоэффективный дом, на строительство которого ушло в общей сложности 46,5 млн. рублей (8,4 млн. из бюджета города, 13,6 млн. из областной казны, средства госкорпорации – 24,5 млн. рублей), пережил свою первую зиму. На удивление, это оказалось не так просто. Заведующий сектором по капитальному строительству департамента ЖКХ и строительства администрации Ангарска Дмитрий Анчутин был немногословен: «Жалоб от жителей не поступало. Оборудование работало. Всё положительно, хотя зима у нас была такая лютая». Однако в конце марта этого года в ангарской газете «Время» появилась публикация, где жители дома высказывают несколько другую позицию. Как минимум, жалобы были на недостаточную температуру горячей воды: «Всё лето мы искали горячую воду в кране. Она нагревалась часам к трём дня до тёплого состояния, а потом снова становилась холодной уже к семи часам вечера […] Удалось добиться, чтобы был утеплён пол. Когда его «подняли», я увидела щели между плитами, которые даже не были запенены. Проблем и вопросов у нас много, но с кого спрашивать? Это жильё муниципальное, у нас есть какое-то ТСЖ, но мы не собственники и права голоса не имеем», – цитирует издание жительницу дома. «В ванных комнатах потолки осыпаются – от влажности, вытяжка вообще не работает», – жалуется «СЭ» жительница домаВалентина Кондакова. 

Кто является председателем ТСЖ, в мэрии ответа не дали. Также повис в воздухе вопрос «СЭ» о том, кто следит за сложным энергосберегающим оборудованием. «Чтобы его содержать, нужны специалисты, – многозначительно заметил Анчутин. – Следить за собственностью должно ТСЖ». При этом чиновник тут же упомянул, что, поскольку оборудование сложное,  проектировщики тоже должны участвовать в эксплуатации, правда, каким образом это происходит и должно происходить, осталось неясно. О потреблении коммунальных ресурсов в администрации, которая обещала «пристально наблюдать», тоже затруднились ответить: трудно что-то сказать по итогам только одного года, пояснил Дмитрий Анчутин, нужно мониторить показатели несколько лет. При этом он отказался назвать даже показатели первого года, зачитав заявленную в проекте экономию в 60% по электроэнергии и 30% энергии, которую должны вырабатывать альтернативные источники. 

К строительству второго энергоэффективного дома приступили в марте, к июню он должен быть готов

Не знают, сколько потратили электричества, тепла и воды, и некоторые жители. «Мы ещё пока не прописаны, платёжек нет», – говорит жительница дома Элеонора Кузнецова. «Пока никуда не платим, даже не знаем, куда платить, – вторит её соседка по дому Валентина Кондакова, – хотя заехали в феврале прошлого года. Мусор убирать приезжают раз в две недели, а то и раз в месяц. Дорожки чистим сами». Тепло, свет и вода, правда, в доме есть. Хотя обогревает дом, по информации жителей, вовсе не теплонасос, а централизованные сети. Павел Боровиков, технический директор Ангарских тепловых сетей, подтвердил «СЭ», что предприятие питает дом теплом практически всё время: «Сначала там были разморожены теплообменные аппараты теплонасоса, потом не подключены солнечные панели. Думаю, он так и будет работать от центральной сети». 

Тот факт, что люди уже год пользуются холодной водой, канализацией и не платят, Алексей Денисюк, директор МУП «Ангарский водоканал», назвал «воровством». 

«Сотрудники Водоканала на домах развешивали объявления, чтобы люди подошли и заключили договора», – отметил он. Пока по дому №14 у предприятия заключено лишь четыре договора. Напомним, муниципалитет выкупил практически все из 24 квартир дома, в это преимущественно одно- и двухкомнатное жильё по программе переселения должны были переехать 70 человек из ветхих и аварийных бараков посёлка 4-й Новый. Сколько переселенцев уже въехали в «умный» дом, в администрации не уточняют. 

«Энергозатратный, а не энергоэффективный»

Вероятно, энергоэффективный дом не привлекает внимания властей, пока в нём действительно не произошло серьёзных коммунальных сбоев. Именно культуру эксплуатации и строительства эксперты называют двумя основными препятствиями для распространения высоких технологий. «Энергооборудование – сложная система. Построить дом мало, главное – как его эксплуатировать», – говорит Игорь Зырянов, директор ООО «Стройпроект», проектировавшего здание. Он привёл в пример ситуацию в Барнауле, где первые два года жильцы энергоэффективного дома были недовльны большими счетами за коммуналку, а после смены эксплуатирующей организации всё пришло в норму. «Аппаратура требует ухода, регулирования и контроля. Сейчас ангарским домом, к сожалению, никто не занимается. Он отапливается от центральной сети, потому что это проще, наверное, всем», – продолжает собеседник издания. 

Говоря о доме №14, он часто употребляет слово «пилотный». По словам Зырянова, «Барнаулгражданпроект», проектировавший энергоэффективную «начинку» дома в Ангарске и в других сибирских регионах, старается каждый объект делать непохожим на остальные, используя разные концепции, тестируя оборудование. Само предназначение энергоэффективных домов сегодня, по большому счёту, не столько экономить энергию, сколько дать понимание, насколько они необходимы и где.

Дом №14 в 251 квартале Ангарска от соседних внешне отличается лишь наличием теплового узла,
где установлено сложное оборудование. Впрочем, пока никто не готов сказать, энергоэффективно ли оно
на деле – дом обогревается от централизованной теплосети

«Ещё прежний министр жилищной политики области Пётр Воронин на совещании говорил, что у нас получается  не энергоэффективный дом, а энергозатратный, на что мы отвечали, что об этом знаем, – вспоминает Зырянов. – Это дом-эксперимент». Себестоимость одной гигакалории, произведённой тепловым насосом, по его словам, около 1200 рублей, в то время как в центральной теплосети он обходится почти вдвое дешевле. 

Вопрос, насколько дом экономит энергоресурсы, сейчас неуместен; важнее – насколько в регионе «пойдут» те или иные технологии, считают специалисты. По информации одного из экспертов, на проектировании дома с тепловым насосом и использованием низкопотенциального тепла, несмотря на аргументы специалистов, что в  Сибири технология работает не очень хорошо и обходится дорого, настоял ФСР ЖКХ.

Особенностями проекта первого энергоэффективного дома Игорь Зырянов назвал повышенную теплоизоляцию стен, дополнительное утепление фасадов, двойные тамбуры на входах в подъезды и энергосберегающие окна. Для размещения солнечных коллекторов на крыше была усилена стропильная система, обеспечен доступ к ним для обслуживания. Для энергооборудования – теплообменников, баков водного подогрева – спроектирован тепловой узел. 

Конструкция здания, сообщала ранее пресс-служба администрации Ангарска, выполнена из трёхслойных панелей с наружной облицовкой керамическим кирпичом. «Теплоёмкость дома обеспечивается за счёт объёмно-планировочного решения. Двухуровневые квартиры с внутриквартирной лестницей обеспечивают максимально эффективный обогрев квартиры. При этом внутриквартирная лестница, которая соединяет два уровня, одновременно является теплообменной шахтой, распределяющей тепло между этажами», – говорится в сообщении. Материалы для утепления использовались традиционные – базальтовые плиты, экструдированный пенополистирол. «Конечно, нам предлагали и нанокраску, но мы побоялись её использовать: всё это, конечно, модно и хорошо, но старались обходиться традиционными материалами для утепления», – уточнил Зырянов. 

Новый, «умный» 

Сейчас рядом с первым энергоэффективным домом полным ходом идёт строительство второго. Стены из газобетона растут буквально на глазах, на первом этаже уже делается проводка. Пока «СЭ» наблюдал за кипящей работой, подвезли окна. Второй дом Ангарское строительное управление планирует сдать в июне. По условиям контрактов муниципалитет получит 39 квартир общей площадью не менее 1732,7 кв. м. Это позволит расселить из ветхого и аварийного жилья ещё 110 человек. Общая сумма муниципальных контрактов составляет 72 млн. рублей. В том числе Фонд содействия реформированию ЖКХ компенсирует 57% от общей суммы, региональный бюджет – 23,5%, городской – 19,5%.

Новый дом будет немного отличаться от первого: он проектируется уже по принципу не просто энергосберегающего, а «умного» дома. Там  в каждой квартире появится система контроля микроклимата, подконтрольная жильцам. Уходя из дома, хозяева смогут одним движением с помощью специальной карточки выключить свет, вентиляционные (рекуперационные) установки, батареи переключатся на более низкую отдачу тепла. Предположительно, в новом доме будет использоваться система чиллер-фанкойл – многозональная система кондиционирования воздуха, в которой теплоносителем между центральной холодильной машиной (чиллером) и локальными теплообменниками (фанкойлами) служит охлаждённая жидкость, циркулирующая под относительно низким давлением. Если в первом доме установлены пластинчатые солнечные коллекторы, которые используются только в тёплое время года, то во втором барнаульцы предлагают поставить трубчатые – они, как обещают, будут работать весь год, поставляя энергию для подогрева воды. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры