Владимир Сорокин: «Мне интересно ввязаться в новое дело»
Под Тайшетом начинается строительство современного животноводческого комплекса
Мэр Тайшетского района Виталий Кириченко назвал нынешний год переломным для территории. «Приезжайте к нам через пару лет, – пригласил он. – Сами убедитесь, как изменится здесь жизнь. Развитие территории в ближайшие годы – не мечта, а реальность». Грядущие перемены глава администрации связывает с серьёзными инвестиционными проектами, способными сделать бюджет района самодостаточным, а жизнь его населения – благополучной. В списке предприятий, которые в скором времени появятся на тайшетской земле, – алюминиевый завод, магистральный нефтепровод «Куюмба – Тайшет», нефтяной терминал «Восточная Сибирь – Тихий океан». В одном ряду с промышленными гигантами, способными дать сотни рабочих мест и миллионы рублей в казну, значится и затеянное местным предпринимателем Владимиром Сорокиным строительство сельскохозяйственного объекта – современного свинокомплекса неподалёку от станции Тагул.
«Сами увидите, насколько он энергичен и дальновиден»
Этому проекту, в который генеральный директор «Тайшетторга» Владимир Сорокин инвестирует порядка 150 миллионов рублей, администрация района придаёт огромное значение. «Он привлекателен для нас по многим причинам, – поясняет Виталий Кириченко. – Не секрет, что местные производители сегодня не в состоянии обеспечить торговую сеть и общепит сельскохозяйственной продукцией: практически вся она поступает к нам из соседнего Красноярского края. Новое производство отразится и на качестве, и на цене мясной продукции. Другой важный момент: много земель сельскохозяйственного назначения в районе не востребовано, а строящемуся комплексу потребуются корма – значит, поля начнут обрабатываться. Этот инвестиционный проект скажется и на налоговой базе, также мы получим дополнительные рабочие места».
В глазах мэра проект, предложенный Владимиром Сорокиным, имеет перед другими одно неоспоримое преимущество: он способен дать быстрый результат, тогда как реализация остальных планов требует времени для подготовки и согласования множества документов. «А впрочем, – добавил мэр, – когда вы познакомитесь с Сорокиным, сами увидите, насколько он энергичен и дальновиден».
Пока генеральный директор «Тайшетторга» решал вопросы в Иркутске, мне показали его владения в райцентре. Хозяйство Сорокина выглядит довольно-таки внушительным: к магазинам, кафе и ресторанам прилагаются производственные мини-предприятия – цеха по подготовке овощной продукции и мясопереработке, пекарня с кондитерским цехом, коптильня, столярка и кузня, прачечная и автобаза. Всюду в глаза бросается страсть хозяина к модернизации: оборудование на предприятиях и без того самое современное, немецкое и итальянское, а он продолжает закупки, добиваясь полной автоматизации процесса. В пекарне, например, где до «эры Сорокина» стояли только примитивные духовки, сейчас сверкают новенькие ротационные печи, тестосмесители, фасовочные машины, сироповарки и прочие дорогостоящие механизмы. А уже в мае пекари ожидают комплекс с транспортёром, который позволит практически отказаться от ручного труда и удвоить выход продукции. Я попросила прайс-лист и насчитала 27 видов хлеба, столько же сдобы, 400 наименований тортов, пирожных и печенья. Нехилый ассортимент для небольшого города! О некоторых видах хлеба я и не слыхивала: «Морковка», «Фитнес», «Зебра», «Сельский», «Виктория». Примерно раз в два месяца в кондитерском цехе рождается новое сладкое изделие. Наталья Тефанюк, заведующая пекарней, многие рецепты разрабатывала сама, устраивая в магазинах дегустацию новинок. Но я не смогла удовлетворить любопытство, попробовать, например, «Морковку» – булки уходят влёт, хлеб развозят по магазинам трижды в день, чтоб на прилавках он был всегда тёплый.
Пекари заявили мне, что к хлебу босс особенно неравнодушен. Он до сих пор ежедневно в шесть утра является пробовать первую выпечку, чтобы вынести свой вердикт: удался ли хлебушек. А первые месяцы, как построили цех, вообще «сидел на пекарне».
Впрочем, в цехе мясных полуфабрикатов на Сорокина тоже «жаловались»: сам точит ножи и вникает в рецептуру пельменей. Их здесь, кстати, делают пять видов, а кроме того, котлеты, тефтели, чебуреки, манты, хинкали, голубцы, фаршированный перец. В обед обычно в магазинах выстраивается очередь – и 200 кг мясных полуфабрикатов на прилавках не залёживаются. Холодильник «Шок» для быстрой заморозки закуплен на перспективу, с прицелом на будущий свинокомплекс – он рассчитан на 30 тонн в день.
В «Тайшетторге» сегодня все говорят о перспективах: о новом оборудовании, которое уже на подходе, о строящемся по соседству с районной администрацией торговом комплексе «Маяк», о грядущих переменах в режиме и условиях труда. И, конечно, о будущем свинокомплексе. Мне показалось, что при упоминании об этом прожекте подчинённые Сорокина впадают в какую-то маниловщину: расчётные 6 тысяч голов, например, у них с лёгкостью необыкновенной превращаются в 16 тысяч свиней «уже в самом скором будущем». И такие разговоры идут в то время, когда ферма существует лишь в виде макета.
«Вполне земной план»
Но Владимир Сорокин при нашей встрече сразу же заявил: «Не вижу здесь никакой гигантомании. Мы собираемся обеспечить жителей района, нефтяников и алюминщиков, которые заходят на территорию, свежей продукцией. По-моему, вполне земной план». Владимир Викторович сам отвёз меня на место будущего свинокомплекса. Дорога через
изумительно красивый сосновый бор заняла около получаса, но мой собеседник уверил, что уже весной он её «выпрямит», сократив вчетверо. Сразу за Тагулом, деревенькой в несколько дворов, расстилалось до самого леса огромное снежное поле – более 200 гектаров земли, выделенных администрацией района в аренду на 49 лет сельхозпредприятию «Маяк», которым сегодня руководит Владимир Сорокин. «Раньше здесь давали участки под дачи железнодорожникам. Где-то тут был и мой кусок. Только из-за отсутствия инфраструктуры никто эту землю разрабатывать не стал. Осталась она заброшенной, – пояснял Сорокин. – За границей этих наделов, ближе к деревне Тимирязевка, такое же брошенное колхозное поле. Оно уже много лет не обрабатывается».
Озирая выделенные под строительство гектары, Владимир Викторович, словно полководец, разъяснял мне диспозицию перед решительным наступлением:
– На этом поле будет пшеница расти, а там, подальше от села, разместится сам комплекс: ферма, убойный цех – думаю, для начала на 20 голов в сутки. Мясопереработку планируем организовать на территории «Тайшетторга». Сейчас у нас работает цех, а будет мини-завод. Начнём с 6 тысяч породистых свиней, а там посмотрим, как пойдёт. Увеличить поголовье втрое за пару лет будет, думаю, несложно. Вторым этапом предполагается разведение крупного рогатого скота – без говядины какая мясопродукция? Конечно, придётся построить и комбикормовый завод. Закупим хорошие комбайны, другую технику, на которой будут работать механизаторы. Понадобится что-то вроде машинно-тракторной станции для их обслуживания. Найдём место и для тепличного комплекса, чтобы снабжать земляков свежей зеленью. Стройка начнётся в мае, первый блок будет откормочным – уже в июле закупим для него поросят. К осени с основными объёмами строительных работ, думаю, справимся. Сделаем подарок к предстоящему юбилею «Тайшетторга» – 1 сентября ему исполнится 15 лет. А к Новому году у нас будет мясная продукция собственного производства. В месяц на первых порах сможем перерабатывать около 40 тонн мяса.
Но пока что на месте будущего предприятия можно увидеть лишь заложенный в ноябре прошлого года символический «первый кирпич». Тогда на успешную работу начинающих животноводов благословил священник. Куратор регионального партийного проекта «Сибирское село» Дмитрий Баймашев, заместитель секретаря политсовета ИРО ВПП «Единая Россия», выступил с речью, поддержав своего друга Владимира Сорокина, взявшегося за создание современного агропромышленного предприятия в районе, где затеваются серьёзные промышленные стройки. Заместитель министра сельского хозяйства Иркутской области Юрий Бажанов и мэр Тайшетского района Виталий Кириченко первыми поработали мастерком, оставив основной фронт работ на будущую весну.
О том, что проблемы со сроками претворения в жизнь сельскохозяйственных замыслов у Сорокина не будет, в Тайшете, думаю, не сомневается никто. Я, например, обратила внимание на даты, выставленные на фотографиях, запечатлевших только одну из городских строек: новый ресторан «Премьера» вырос ровно за месяц. На фото в ноябре виден лишь пустырь, а на декабрьском снимке власти города перерезают ленточку на открытии ночного клуба. «Мы такие», – прокомментировал эти фотографии Владимир Сорокин.
Мэр района Виталий Кириченко заметил, что местный инвестор умеет просчитать ситуацию на многие годы вперёд: «Сорокину принадлежат сегодня основные предприятия общепита в городе, у него большая торговая сеть. Казалось бы, зачем связываться ещё и со свинокомплексом – дело ведь совершенно новое. Но бизнесмен понимает: на территорию заходят новые крупные предприятия. Всех надо кормить, а животноводческий комплекс позволит получать свежую продукцию для собственной торговой сети. Трудно будет составить конкуренцию той корпорации, в которую скоро превратится предприятие Сорокина».
– Я полгода считал, прежде чем взяться за реализацию «мясного» проекта, – говорит сам Сорокин. – Вместе со специалистами изучал ситуацию, наши возможности и, конечно, чужой опыт. Побывал, например, на животноводческом предприятии в Китае, но этот образец мне не подошёл. Там всё красиво, чисто, однако автоматизация на нуле: на одной ферме заняты 200 человек, всё делается вручную. Я задумал нечто противоположное: весь процесс будет механизирован – от кормления до навозоудаления. Для ухода за животными на первых порах мне понадобится 20 работников. Всего на комплексе планируется сотня рабочих мест. Компьютеризация позволит держать весь процесс под контролем. Конечно, ознакомились мы и с опытом ближайших соседей: я посмотрел свинофермы в Усольском районе и Красноярском крае, мои специалисты съездили в Новосибирскую область. Надо начинать работать, а не слушать советы бывалых людей. Я уже наслушался. Когда начинал печь хлеб, мне тоже говорили: «Не берись даже, возни много – прибыли никакой». А сейчас у нас лучший в Тайшете хлеб. Так же будет и с мясным направлением, я уверен. Если заниматься делом, как надо, оно всегда будет давать доход и приносить удовлетворение. Это моё убеждение. Да и команда моя идею поддержала. Все сказали: «Сделаем».
О своей команде Сорокин говорит с особой теплотой: «Вот чем мы в первую очередь богаты – хорошими специалистами и преданными работниками». Коллектив ему достался по большей части женский со всеми вытекающими отсюда последствиями: сейчас, например, 17 мамочек в отпуске по уходу за детьми. Но руководителя такой расклад нисколько не смущает: «За эти годы в коллективе сыграно немало свадеб, родились детки. Это мне приятно. Костяк коллектива – порядка сотни человек – работает в «Тайшетторге» больше десятка лет. Иные семьи столько вместе не выдерживают». Рядом с Владимиром Сорокиным, кстати, трудятся самые близкие ему люди: супруга Светлана – директор «Тайшетторга», дочь Кристина занимается общепитом. Благодаря «мясному» проекту в коллектив влились новые кадры: зоотехники, ветврачи. Специалистов уже отправили на переподготовку – этого требует новейшая технология, которую собирается применить Сорокин для производства свинины. По соседству с Тагулом, где разместится животноводческий комплекс, находится город Бирюсинск, многие жители которого после закрытия гидролизного завода остались без работы. Так что проблемы с кадрами не предвидится.
«Мне за город обидно»
Конечно, я поинтересовалась у Владимира Викторовича, как его вообще занесло в сельхозпроизводство: в Тайшете всем известно, что он потомственный железнодорожник. Полтора десятка лет «отпахал» в отделении дороги, а последние два года трудился заместителем начальника станции Тайшет. И что, скажите, общего между поездами и поросятами?
Своему железнодорожному прошлому предприниматель, однако, очень благодарен. «Это была колоссальная школа управления, – говорит он. – Дисциплинированность, любовь к порядку и чёткости – эти качества во мне отшлифованы годами работы на железной дороге. У меня мать с отцом вместе проработали на дороге сто лет. А я железнодорожник в третьем поколении. По стопам родителей пошёл. Ну, потом, правда, немножечко свернул. И тоже, наверное, не случайно: видите на стене в кабинете портреты моих родителей и бабушки – она коком на кораблях всю жизнь плавала. Может, это она мне с того света и дала благословление попробовать себя на новом поприще – в торговле и общепите?»
Возглавить «Тайшетторг» Владимира Сорокина подбили друзья, которые на новом месте задержались недолго. В наследство ему досталась территория базы с развалившимися помещениями и водовозка «ГАЗ-51». Вчерашний железнодорожник, как человек системный, принялся создавать на пустом месте современный торгово-производственный комплекс. Последнее его творение – цех полуфабрикатов.
– Купил как-то в магазине дорогие пельмени, сварили дома с женой, а есть не смогли. Таким барахлом людей кормят! Вот тогда я и решил, что надо строить свой цех и делать продукцию хорошего качества. Купил самое современное оборудование и дал объявление в газете о закупе мяса. Я был уверен, что нас завалят сырьём. За неделю позвонил только один пьяный мужик. Спрашивает: «Вы правда мясо закупаете? Это хорошо. Тогда я начну скотину выращивать». Вот так и возникла тема строительства свинокомплекса: уж лучше производить мясо самим, чем закупать его в соседнем регионе. Это вопрос и цены, и качества.
Новый проект Владимира Сорокина подпадает под федеральную программу поддержки местного сельхозпроизводителя. Пока пришлось открыть на строительство комплекса кредитную линию в Россельхозбанке. Предприниматель благодарен за поддержку и руководителю регионального отделения банка Александру Берковицу, и министру сельского хозяйства Иркутской области Ирине Бондаренко, и мэру района Виталию Кириченко. Не прошло и полугода, как были готовы и площадка под строительство, и все разрешительные документы. Сейчас решается проблема с выделением электроэнергии для нового объекта. Чтобы не было удорожания продукции, полторы тысячи киловатт необходимо предоставить по льготной цене – этим вопросом занимаются правительство области и администрация района.
– Мы уже передали сельхозпредприятию «Маяк» свободные энергомощности по минимальной стоимости, готовы и впредь поддерживать инвестора, – говорит Виталий Кириченко. – Понимаем, что без развития производства невозможно добиться перемен к лучшему и в социальной сфере. Любой инвестор, заходящий на территорию, заключает договор социального партнёрства и помогает муниципалитету содержать детские сады, школы, учреждения культуры, инфрастуктуру. Я уверен, что Сорокин с удовольствием пойдёт на такое сотрудничество. Он и без договора активно занимается благотворительностью, оказывает спонсорскую помощь.
Сам Владимир Викторович о своей богоугодной деятельности распространяться не пожелал. Сказал, что помощь нуждающимся – дело интимное. Но работники кондитерского цеха рассказали мне, что каждую неделю по пятницам и воскресеньям в детские дома «Аистёнок» и «Бирюса» отправляются машины, гружённые сладостями, – в дар сиротам. Грамотами и благодарственными письмами за спонсорскую помощь в строительстве храма, проведении Дня семьи, детских праздников и тому подобных мероприятий увешаны стены в офисе «Тайшетторга».
Мне показалось, что Владимир Сорокин искренне болеет за родной город. Так и говорит: «Мне за город обидно». Вспоминает, что раньше здесь работал мясокомбинат – хорошую выпускал продукцию. А тайшетские конфеты «Коровка» продавались даже в московских магазинах. «Традиции были серьёзные, в том числе в сельском хозяйстве. Но всё оказалось порушенным. Почему?» – спрашивает Сорокин. И сам же отвечает: «Разруха – она ведь у людей в головах. Лучше, чем профессор Преображенский в «Собачьем сердце» Булгакова, не скажешь. Сейчас некоторые смотрят на меня как на сумасшедшего: хозяйства, мол, на селе разваливаются, а я, городской человек, сам не понимаю, с чем связываюсь. Да не собираюсь я строить очередной колхоз, я буду заниматься производством мяса. И дело это поставлю на промышленную основу. Да, мне интересно ввязаться в новое дело. И я почему-то думаю, что у меня появятся последователи. Конкуренты, значит. Ну, пусть пока смотрят, а я работать буду».
Когда мы уезжали с того места, где уже через месяц развернётся большая стройка, Владимир Сорокин показал рукой вдаль и заявил: «А вон там, возле леса, я хочу пруд вырыть и рыбок в него запустить. Но это так… Мечтаю просто. Не зря же меня называют тайшетским мечтателем».