издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Творческое кредо актрисы

  • Автор: АРНОЛЬД БЕРКОВИЧ

Когда перед автором статьи стоит проблема освещения чьего-то юбилея, возникает первое и, казалось бы, обоснованное желание описать жизненный путь юбиляра и выделить его основные этапные вехи. И это, безусловно, возможный и в определённой степени правильный путь. Тем более, когда речь идёт о юбилее актрисы. И не просто актрисы, а народной, ведущей артистки Иркутского академического драматического театра имени Охлопкова Натальи Васильевны Королёвой.

Она тридцать лет работает и живёт в Иркутске, её послужной список насчитывает около пятидесяти ролей, которые составили как бы ступеньки сценической лестницы, отразившие актёрский интерес к человеческим характерам и попытки в этой образной многоликости найти свой голос, свою индивидуальность, своё право на жизненные обобщения и жизненную философию.

Иркутский драматический театр в своей истории знал примеры замечательных актрис, которые обрели незабываемость благодаря именно неординарности таланта, гражданственности личности и человеческому обаянию: это и Екатерина Баранова, и Галина Крамова, и Розалия Юренева. Я думаю, что эту эстафету сегодня уверенно несёт Наталья Королёва.

Вглядимся в перечень её ролей. Среди них есть и императрица Александра Фёдоровна из пьесы Кузнецова «И Аз воздам», и фру Алвинг из «Привидений» Ибсена, и Клара из «Дурочки» Лопе де Вега, и ещё ряд ролей, которые, мне кажется, более отражали актёрскую неуёмность, чем этапное достижение. И вот появляются такие, как Голда в «Поминальной молитве» Горина, Анна Тимирёва в «Звезде адмирала» Остроумова, Валентина Андроновна в «Завтра была война» Васильева, а вершина творческих достижений Королёвой – старуха Анна в легендарном произведении Распутина «Последний срок».

Пожалуй, только ленивый не высказал своё восхищение этой актёрской работой Натальи Королёвой. Практически все критики областного и российского масштаба отметили это небывалое творческое явление в Иркутском драматическом театре. Мне думается, это случилось оттого, что литературный материал Распутина удивительно совпал с талантом актрисы и с её глубинными человеческими качествами. Суди сам, дорогой читатель. 

Актриса удивительной порядочности и честности, не позволяющая себе ни на йоту отступить от этих человеческих качеств. Разве не они стали ведущими в актёрской характеристике Анны? А потрясающая доброта, умение сопереживать ближнему – разве нет всего этого в распутинской и королёвской героине?!

Обратите внимание, с какой заботой, с каким вниманием, с каким сочувствием и с какой добропорядочной строгостью Наталья Васильевна воспитывает своих студентов – будущих артистов – в Иркутском театральном училище. Разве это не есть личностное кредо педагога и человека Натальи Королёвой и разве это не высочайшая правдивость, которая щедро воплощена ею в образах и Голды, и старухи Анны!

Быть может, я ошибаюсь, но мне кажется, что все перечисленные черты характера нашей юбилярши можно было бы уместить в едином всепоглощающем качестве её – умении любить. Любить безоглядно свою семью, любить бескорыстно своих собратьев по искусству, любить любую роль, любить театр, которому она отдала уже тридцать лет и, дай Бог, отдаст ещё как минимум столько же.

Несомненно, все эти качества стали объективным фундаментом актёрской зрелости и личностного совершенства, что нашло отражение в признании Королёвой «Актрисой России» на IV региональном театральном фестивале имени Рыбакова в Тамбове в 2010 году и в присвоении ей высокого звания – «Почётный гражданин Иркутской области» в 2011 году.

Наталья Васильевна Королёва празднует юбилей, но мы, поздравляя её с прекрасным событием, отмечаем его и как собственный праздник, потому что, зная неё возможности, вправе ожидать от  неё новых творческих свершений.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры