О чём журчит «Харюзовая речка»
С творчеством художника из Ангарска Михаила Кузнецова я знаком уже не первый год. Довелось бывать на вернисажах мастера в его родном городе, на выставках в областном центре. И, удивительное дело, каждый раз, обнаружив в какой-либо экспозиции его картины, невольно припоминаю пушкинское «Зимнее утро», где и «прозрачный лес один чернеет», и «ель сквозь иней зеленеет», и «речка подо льдом блестит»… Словом, поэзия, завораживающее очарование природы под кистью живописца вновь и вновь оживают, подкупая искренностью и красотой.
И вот ещё одна встреча с художником, на этот раз в Иркутске, на его юбилейной персональной выставке, самой значительной в творческой биографии Михаила Кузнецова. Более 60 удивительных по колориту и лирическому настрою пейзажных работ стали настоящим открытием для ценителей художественного творчества. Показал Михаил Кузнецов и работы, выполненные в жанрах портрета, натюрморта, но, конечно же, доминантой экспозиции, настоящей изюминкой являются его лирические пейзажи – городские и деревенские. Особое, глубокое впечатление оставляют картины и этюды, на которых «звучат» иркутские мотивы. Мы как бы заново открываем для себя виды нашего старинного города: «Рябиновый Иркутск», «Иркутский дворик», «Иркутск, ул. Тимирязева».
Смотришь, узнаёшь до боли знакомые улочки и дома и удивляешься: это надо же, много раз виденное выглядит подкупающе свежо и даже романтично. О портретных работах Михаила Кузнецова, его тонких и изысканных натюрмортах, жанровых картинах можно сказать с полной определённостью – для живописца все жанры по плечу. В картинах и этюдах художник повествует о своей Сибири, своём Байкале, своей Тофаларии, воспевая их мощь и красоту: «Харюзовая речка», «Осень в Листвянке», «Ангарск. Тополя», «Вечер в Тункинской долине». Сильное впечатление производит одна из недавних работ живописца с коротким названием «Россия». На холсте мы видим заброшенную деревенскую избу с заколоченными окнами, высохшее дерево, покосившийся забор, сломанную телегу в бурьяне… Поначалу воспринимаешь эту работу как некий диссонанс на фоне поэтических откровений, но, приглядевшись внимательнее, начинаешь понимать тревогу художника: мы теряем себя, свою историю, так не пора ли одуматься, вернуться к своим корням, своим истокам?
По мнению собратьев по искусству, Кузнецов – профессионал высокого класса. Надо видеть, с какой уверенностью, мастерством он владеет такими понятиями как цвет, тон, колорит, насколько тонко передаёт в живописных композициях свой эмоциональный настрой. Вместе с художником мы буквально ощущаем состояние природы, чистоту и прозрачностью воздуха. Сейчас мастер занят подготовкой своей очередной выставки – в родном для него Ангарске.
За плечами у Михаила Кузнецова солидный жизненный опыт. В своё время он работал художником по фарфору в Хайте, окончил Иркутское художественное училище, занимался реставрацией икон, годы работы отданы мастерским Иркутского художественного фонда. С 1981 года Михаил Александрович – постоянный участник выставок самого различного ранга, в том числе международных.
Надо сказать, что число почитателей таланта самобытного живописца увеличивается от выставки к выставке. И это лучшее доказательство того, что иркутская школа пленэрного реализма жива, она продолжает радовать нас своей поэзией и свежестью.