издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Поезда уходят навсегда

Иркутской области грозит очередное сокращение железнодорожных маршрутов

  • Автор: Ангелина САЛОМАТОВА

Под оптимизацию в зоне действия Восточно-Сибирской железной дороги за последние месяцы попали десять пригородных маршрутов и несколько маршрутов дальнего следования. Как утверждают в РЖД, причиной стало «хроническое недофинансирование» пассажирских перевозок. По словам представителей ВСЖД, предел безболезненного сокращения поездов уже наступил, и дальнейшая оптимизация может больно ударить по населению Иркутской области, которое привыкло к своим «наезженным» направлениям.

«Никому не хватает»

Сокращением финансирования пассажирских перевозок в РЖД обеспокоились настолько, что на ста вокзалах России, в число которых попал и Иркутск, на прошедшей неделе организовали общественную приёмную «Сохраним поезд». Пассажирам разъясняли, в какой ситуации они оказались: потребности железной дороги год от года не уменьшаются, а бюджетное финансирование на покрытие убыточных перевозок сокращается. 

В обращении к правительству Иркутской области, которое предлагалось подписать пассажирам, подробно расписано, как к 2016 году изменится содержание отрасли: расходы на поддержание железнодорожной инфраструктуры лягут на региональные бюджеты, а льготные перевозки могут оказаться под угрозой срыва. 

«Прошу сохранить в Иркутской области существующие размеры движения пассажирских поездов в дальнем следовании и пригородном сообщении, проводить тарифную политику, сохраняющую ценовую доступность этих видов транспорта, а также предусмотреть компенсации перевозчику» – под таким текстом во время акции пассажиров просили поставить подпись. 

Однако, как показал простой опрос в зале пригородных касс и касс дальнего следования, пассажиров недофинансирование отрасли волнует меньше всего. «Раньше денег на всё хватало, – припоминает пенсионерка Галина Шумакова, – а вот сейчас никому не хватает». Женщина часто ездит на электричке из Шелехова в Иркутск и о возможном сокращении объёмов перевозок никогда не задумывалась. Не заметила она и оптимизации маршрутов её излюбленного направления.  

По информации Байкальской пригородной пассажирской компании, по итогам анализа спроса в прошлом году отменили электричку «Военный городок – Большой Луг», а вместо неё маршрут «Черемхово – Военный городок» продлили до «Черемхово – Большой Луг». Всего, сообщают на ВСЖД, за последние несколько месяцев оптимизации подверглись десять пригородных маршрутов. 

Речь идёт об отмене поезда «Глубокая – Военный городок» и продлении маршрута «Военный городок – Черемхово» до варианта «Большой Луг – Черемхово». Из-за низкой населённости поездов отменили электрички «Иркутск-Сортировочный – Мальта» и «Черемхово – Иркутск-Пассажирский». 

Кроме того, в этом году изменения коснулись и пригородного сообщения на северных территориях. Оптимизация произошла на участке, прилегающем к БрАЗу. «Маршруты, не соответствующие потребностям работников завода и жителей Братска, были скорректированы. Изменения произошли на участке «Вихоревка – Новобратск», из двух рядом следующих пригородных поездов был сделан один маршрут», – говорит начальник Восточно-Сибирской региональной службы развития пассажирских сообщений Александр Семёнов. 

По его мнению, безболезненный предел оптимизации, когда пассажиры не замечают перемен, уже достигнут. При дальнейшем недоборе финансирования перевозок из регионального бюджета резать маршруты придётся «по живому». Планы по сокращению самых нерентабельных направлений не озвучивают, надеясь решить проблему с правительством Иркутской области полюбовно. Принципиальное согласие на дополнительное финансирование даже зафиксировано рамочным соглашением с профильным министерством «Серого дома», однако никакой конкретики в документе нет. 

К пассажиру лицом 

«Мы как ездили по железной дороге, так и будем ездить. Не на машине же из Чуны в Иркутск добираться», – говорит отец семейства Максим Костылёв. На вокзале Иркутска-Пассажирского вместе с женой и грудным ребёнком он ожидает своего поезда. По его словам, на качество предоставления услуг они совсем не обращают внимания: к железной дороге относятся как «к воздуху». «Ничего про акцию («Сохраним поезд». – Ред.) не слышали, и наши знакомые тоже никогда не обсуждают никаких перемен на железной дороге. В общем, нам всё равно», – подытожил Максим. 

Тем временем, сообщают в Восточно-Сибирском филиале Федеральной пассажирской компании, поезда дальнего следования, на которых привыкли ездить многие жители Иркутской области, тоже ожидают неприятные перемены. «Конкурент» уже сообщал о потере фирменного поезда «Байкал», следовавшего по маршруту «Иркутск – Санкт-Петербург». Он теряет свой привилегированный статус и сокращается до модификации «Иркутск – Новосибирск». Изменения вступят в силу 27 мая. 

Как заявляют в ФПК, без финансовых вливаний из региональных бюджетов движение по многим направлениям будет отменено. Уже прекратил существование маршрут «Новая Чара – Северобайкальск», проходящий по территории Забайкальского края и Бурятии. На очереди Иркутская область. Одной из болевых точек называют отмену поезда «Тайшет – Усть-Илимск», которая произойдёт в октябре этого года. Причину изменений иллюстрируют цифрами: за год эксплуатация поезда принесла ФПК убыток в 92 миллиона рублей. 

«Шесть беспересадочных вагонов заполнялись достаточно плотно, до 80%. Люди, которые едут из Усть-Илимска, направляются в основном не на Коршуниху или Вихоревку, а в Красноярск и Новосибирск. Другого беспересадочного сообщения там нет. Сейчас прорабатываем альтернативные варианты, как вывезти пассажиров. Пускай помогает область, пускай дают дотации, если это нужно области. А я думаю, что нужно», – говорит и.о. начальника Восточно-Сибирского филиала ОАО «Федеральная пассажирская компания» Андрей Кедров. 

Поезд не окупает себя, если состоит менее чем из десяти вагонов, уточняет Кедров. Среди наиболее заполняемых поездов называют «Иркутск – Забайкальск», которым пользуются челноки из Китая, и «Наушки – Иркутск». Однако и его намерены сократить до варианта «Улан-Удэ – Иркутск», потому что на подъезде к Наушкам, утверждают железнодорожники, пассажиропоток значительно снижается. 

В списке поездов, которые ФПК предлагает дотировать Иркутской области, находится состав, курсирующий по маршруту «Иркутск – Усть-Илимск». На пассажиров он не производит впечатления упадка. Корреспондент «Конкурента» Екатерина Арбузова делится впечатлениями от поездки в вагоне повышенной комфортности эконом-класса по направлению «Иркутск – Усть-Илимск»: «Дали одноразовые тапки, зубную пасту, щётку и ложку для обуви зачем-то. Такого со мной в поездах РЖД ещё не случалось. Кормят нормально, местами даже вкусно. Можно есть в вагоне-ресторане, или приносят в купе, если сам к ним не пришёл. В общем, довольно приятно. Когда я увидела на прейскуранте услуг вагона фразу: Федеральная пассажирская компания лицом к пассажиру!», то перестала удивляться».

При этом двухразовое питание в поезде оплачивается дополнительно и стоит недёшево. Каша, два бутерброда, йогурт и чай на завтрак вместе с рассольником и минтаем с картошкой на обед обойдутся в поезде «Иркутск – Усть-Илимск» в 774 рубля. Однако благополучие, считают в ФПК, складывается только внешнее: пассажиропоток, по прогнозам железнодорожников, в 2013 году сократится на 10%.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры