Перелётные лица
Чаще летать на самолётах стали жители Приангарья в 2012 году. Из российских городов они чаще выбирали Москву, а из заграничных – Пекин и Бангкок. В общей сложности только в Китае и Таиланде за прошлый год побывали почти 220 тыс. человек. Растущий турпоток создаёт условия для дальнейшего развития авиаперевозок по международным направлениям. Представители туриндустрии говорят, что уже в этом году появятся новые регулярные рейсы в страны Юго-Восточной и Средней Азии, а в более отдалённой перспективе откроются чартерные программы в страны Европы. Куда полетят иркутяне этим летом, выясняла Татьяна ПОСТНИКОВА.
Направление – юг
В среднем каждый второй житель Иркутской области в прошлом году летал на самолёте. По данным ОАО «Международный аэропорт Иркутск», за 2012 год пассажиропоток через столицу Приангарья достиг рекордного за последние 10 лет показателя в 1,43 млн. человек (для сравнения: в 2011 году он составлял 1,257 млн. человек. – «Конкурент»). Причём если раньше знаковой отметкой для аэропорта был миллионный пассажир, то в этом году руководство предприятия надеется перешагнуть за отметку в полтора миллиона.
Однако, несмотря на большие цифры, прошлый год стал для иркутского аэропорта первым за последние несколько лет, когда рост пассажирских перевозок замедлился – причём как по внутренним, так и по зарубежным направлениям. Если в 2011 году общий прирост пассажиропотока составлял 17%, а на международных направлениях достигал 63%, то в 2012 году показатели прироста сравнялись и составили в среднем 12-13%. Что, впрочем, соответствует общим для российского рынка темпам прироста авиаперевозок.
В общей сложности в прошлом году из столицы Приангарья самолёты напрямую летали в 23 города, расположенные в 14 иностранных государствах. В итоге за год за границей побывали 352,3 тыс. человек, или каждый четвёртый пассажир иркутского аэропорта. Самой посещаемой страной стал Таиланд: в столицу государства город Бангкок и на остров Пхукет в 2012 году слетали почти 121,3 тыс. пассажиров. На втором месте по популярности оказался Китай, в шести городах которого (сегодня прямые рейсы из Иркутска есть в Пекин, Санью, Маньчжурию, Хайлар, Харбин и Гуанчжоу. – «Конкурент») за год успели побывать 96,6 тыс. человек. Замыкает тройку лидеров турецкий курортный город Анталия с показателем в 44,5 тыс. туристов.
Меньше всего пассажиров побывало в столице Армении Ереване. Туда слетали всего 1155 человек. Правда, объяснятся это исключительно тем, что регулярные рейсы в Ереван открылись лишь в первых числах ноября прошлого года. В целом же среднеазиатские и ближневосточные направления с каждым годом становятся всё более востребованными. Так, только в Киргизию, Узбекистан, Таджикистан и Армению, без учёта Турции и Египта, за 2012 год слетало больше 43 тыс. человек. Интересно, что растёт по этому направлению не только пассажиропоток, но и количество перевозчиков. К примеру, если до сих пор рейсы в киргизские города Ош и Бишкек выполняла авиакомпания «Эйр Бишкек», то с середины июня на это направление выходит ещё одна авиакомпания – «Якутия», которая также будет летать по маршруту Иркутск–Бишкек. «Увеличение числа авиакомпаний на данном направлении связано со стабильно высоким спросом, особенно в летний период, со стороны жителей Киргизии, которые приезжают в Иркутск на заработки», – объясняет коммерческий директор ОАО «Международный аэропорт Иркутск» Юрий Курдюков.
Кроме того, сейчас, по словам Курдюкова, прорабатывается возможность открытия прямого авиасообщения между Иркутском и Баку (Азербайджан). Однако пока не известно даже, какая авиакомпания и с какого срока будет летать по этому направлению. Руководство иркутского аэропорта сообщает, что консультации велись как с местными авиакомпаниями, так и с крупными российскими перевозчиками. В частности, этот вопрос рассматривала авиакомпания «Ангара», также проявляли заинтересованность «Уральские авиалинии» и «Якутия».
– Но самый вероятный вариант, что летать будет всё-таки местный перевозчик, – считает представитель аэропорта. – Авиакомпания «Ангара» сейчас расширяет свою маршрутную сеть на АН-148. Технически данный тип воздушного судна может долететь из Иркутска до Баку без посадки. Всё будет зависеть от того, как пойдёт коммерческая загрузка. Если продажи будут обеспечиваться из Иркутска, тогда это будет беспосадочный полёт.
Теплей тропического лета
При этом Баку далеко не единственное новое направление полётов, которое может открыться из Иркутска. В общей сложности сегодня из Иркутска международные рейсы выполняют 20 авиакомпаний по 16 направлениям. «А с 31 марта начался весенне-летний период навигации, в который количество выполняемых рейсов будет увеличено», – подчеркнул Юрий Курдюков. Так, уже известно, что с середины мая открывается новый чартерный рейс на Кипр, а с ноября этого года начнут выполняться прямые регулярные рейсы из столицы Приангарья в Гонконг. Кроме того, в ближайшее время возобновятся чартерные программы полётов в Барселону (Испания), в Шарм-эль-Шейх (Египет) и на греческий остров Крит. Правда, как пояснил генеральный директор туроператора «Пегас Иркутск» Иван Андреев, рейс на Кипр будет совмещён с рейсом на Крит. А вот рейс в Египет станет прямым, тогда как раньше самолёты туда летали через Красноярск.
Увеличить этим летом планируется и частоту полётов по наиболее востребованным направлениям, таким как Турция, Вьетнам и Испания. Последняя по итогам прошлого летнего турсезона показала себя настолько востребованной, что пришлось срочно ставить дополнительные рейсы. Всего туда с мая по октябрь 2012 года слетали 5,7 тыс. человек. Представители туррынка объясняют такой спрос тем, что, по сути, Барселона сегодня – это единственное чисто европейское направление, открытое из Иркутска. А вот рейс в столицу индонезийского острова Бали, наоборот, на лето закроют, хотя он пользовался таким же спросом, как и Испания.
– Причём сейчас там начинается очень хороший сезон, – объяснил Иван Андреев. – Но у нас довольно плотная программа по другим направлениям на лето, поэтому мы просто не сможем их уравновесить. Если оставить все, они будут между собой конкурировать.
Возобновится с лета и регулярный рейс в южнокорейский Сеул, куда в течение прошлого года успели слетать 6,3 тыс. человек. Интересно, что летом рейс востребован в основном гражданами Кореи, которые приезжают на Байкал, а зимой, напротив, наши соотечественники летят через Сеул в другие страны Юго-Восточной Азии и Австралию. При этом отсутствие круглогодичного авиасообщения с Южной Кореей в аэропорту Иркутска объясняют тем, что стабильного спроса на него ни с той, ни с другой стороны по-прежнему нет.
– Наши люди привыкли летать туда, где теплее, – объясняет причины директор московского агентства US Korea Руслан Маслов. – С наступлением холодов резко снижается наполняемость на этом направлении. Это типично для стран с холодным климатом. Плюс есть определённые сложности с получением корейской визы. Если визовый режим между нашими странами будет отменён, ситуация резко изменится.
Тревожный чемодан
Участники местного туррынка тем временем говорят, что из находящихся с нами по соседству городов Иркутск сегодня является наиболее развитым в плане международных перевозок и уступает разве что Красноярску. К примеру, нередко через Иркутск за границу летают даже жители Хабаровска, Владивостока и других городов, расположенных на Дальнем Востоке. Именно поэтому в перспективе стоит ожидать открытия отсюда новых направлений. «Конечно, все хотят в Европу, – говорит Иван Андреев. – Возможно, на следующий год начнутся полёты в Италию, а также Объединённые Арабские Эмираты. Для нашего рынка это реально».
Впрочем, председатель Сибирско-Байкальской ассоциации туризма (СБАТ) Игорь Коваленко считает, что с европейскими направлениями надо быть аккуратными. И в качестве примера рассказывает, как недавно им пришлось подбирать тур для семейной пары в Европу. «Получилось, что они взяли шестидневную экскурсионную программу по Австрии, а потом всё равно уехали на 10 дней в Хорватию к морю, потому что нашим людям важен в первую очередь пляжный отдых», – объясняет Коваленко. Этим, по его мнению, отчасти объясняется провал регулярного рейса на Мюнхен, а также высокая популярность всех азиатских направлений.
Туроператоры наличие такой зависимости подтверждают. Правда, по словам участников рынка, у местного населения вообще странные потребности в плане выбора места отдыха. Менеджер отдела маркетинга компании «Пегас Иркутск» Сергей Ильин рассказывает, что когда они проводят опросы, куда бы их клиенты хотели поехать, то обычно люди называют одни страны, а по факту летят совсем в другие. «Сегодня абсолютно все хотят на Кубу, – приводит пример Сергей Ильин. – Начинают спрашивать, есть ли рейс и сколько стоит. Но когда называешь цену, то все, как правило, сразу говорят: «Нет, лучше в Таиланд поеду». Хотя теоретически мы можем и туда полететь».
Цена при выборе тура действительно имеет значение. Например, азиатские направления дешевле, что автоматически делает их более привлекательными. «Стоимость проживания в отелях одинакового уровня, принадлежащих одной сети гостиниц, в Азии и Европе может отличаться в два-три раза», – объясняет Игорь Коваленко. Впрочем, не последнюю роль играет и политическая ситуация в регионе, куда собираются отправиться туристы.
К примеру, отсутствие в прошлом году полной загрузки египетского направления из Иркутска туроператоры объясняли как раз нестабильной обстановкой на Ближнем Востоке. «К сожалению, все смотрят новости, это очень сильно чувствуется, – рассказывает Сергей Ильин. – Как только выходит какая-то тревожная новость, продажи проседают. И это при том, что в Египте прекрасное море и недорогой отдых».