издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Экскаваторы не требуются»

  • Автор: Алёна МАХНЁВА

Ремонт подземных коммуникаций в центре города у иркутян прочно ассоциируется с «раскопками» и транспортным коллапсом. В субботу специалисты иркутского МУП «Водоканал» и подрядной организации ООО «Энерго Инжиниринг» показали, как можно избежать этих неудобств, используя бестраншейную технологию, придуманную японцами.

На языке специалистов процедура, которую в субботу продемонстрировали журналистам, называется санацией канализационного коллектора бестраншейным методом. Главные её преимущества в том, что ремонтировать сети можно круглый год и без вскрытия дорожного полотна, объясняет Константин Чуднов, директор ООО «Энерго Инжиниринг». Нет земляных работ – не повреждаются кабели, которыми буквально нашпигован центр города. Не требуется и тяжёлой спецтехники: на то, что на улице Каландаришвили идёт ремонт, в субботу указывали лишь присутствие специалистов, синяя палатка да машина телевизионной инспекции Водоканала, стоящая неподалёку на улице Ударника. 

«Экскаваторы не требуются. В колодец опускается специальная машина, в которую идёт пластиковая лента с барабана. Внутри коллектора она свивается в трубу, – объясняет Чуднов, – затем расширяется, как свёрнутый в рулон лист бумаги разворачивается, если его отпустить». Пластиковая труба занимает нужный объём, практически не уменьшая диаметр старого коллектора. Специалисты телеинспекции Водоканала, запустив камеру через ближайший колодец, отслеживают состояние трубы до и после ремонта. 

Технологию придумали японцы, взяли на вооружение австралийцы, а за ними и европейцы, рассказал руководитель компании-подрядчика. В субботу бестраншейным ремонтом на иркутских улицах руководили немецкие партнёры «Энерго Инжиниринга». Немцы очень трепетно относятся к качеству, поэтому пока сотрудники сибирской компании участвуют в процессе как помощники. Если город примет работу, сибирские специалисты будут проходить обучение – это обязательное требование немецкой стороны, и в течение полугода должны будут работать с коллегами из Германии. 

Технология позволяет на длительное время восстановить работоспособность сетей: срок службы пластиковой трубы – минимум 50 лет. Сама же процедура занимает несколько часов, утверждает Константин Чуднов. В феврале, когда технология впервые применялась в Иркутске на улице Байкальской, вместе с установкой оборудования ремонт занял двое суток. «Открытым способом в это время года мы бы эту трубу неделю только откапывали», – добавил специалист. 

Оборудование для бестраншейного ремонта коммуникаций занимает немного места
на городской улице

Для обслуживания установки требуется пять человек. Единственным ограничением бестраншейного метода собеседник издания назвал температурный режим: в холодную погоду пластик застывает, однако эту проблему удалось решить, установив на месте ремонта палатку и тепловую пушку. 

Труба, ремонт которой демонстрировали журналистам, от старости и ветхости кое-где лишилась стенок и держалась только за счёт смёрзшихся земляных сводов. В обычной ситуации улицу нужно было бы перекрыть месяца на полтора-два: раскопать, проложить новые трубы и вернуть дороге прежний вид, рассказал директор МУП «Водоканал» Сергей Винарский. «Сегодня затраты сопоставимы с расходами на вскрытие сетей, но здесь не требуется благоустройства после ремонта, – уточнил он. – Когда мы начнём работать с этой технологией массово, рассчитываем, что это будет на 25% дешевле, чем сейчас».

Основные затраты при бестраншейном ремонте – стоимость самой установки (700 тыс. евро) и пластиковой ленты. «Такие расходы неподъёмны, если работать только на Иркутск. Мы рассматриваем Ангарск, Усолье, Бурятию, Красноярск – хотим сделать представительство в Восточной Сибири и работать на этот регион от Урала», – говорит Чуднов. «Энерго Инжиниринг» рассчитывает приобрести оборудование в собственность или в лизинг.

Пластиковая лента под землёй становится полноценной канализационной трубой,
утверждает Константин Чуднов

В нынешнем году Водоканал планирует отремонтировать 5-6 км сетей, отметил Винарский. Всего на балансе предприятия около 700 км сетей, большинство – 1960–1980-х годов постройки, а это значит, что пришло время их менять. Особенно в этом нуждаются коммуникации в центре города. В прошлом году Водоканалу не разрешили перекрыть улицу Карла Маркса для ремонта. Когда движение на ней остановится аварийно – лишь вопрос времени, уверен директор предприятия. Чтобы предотвратить такое развитие событий, Водоканал намерен применить японскую технологию в первую очередь здесь, на одной из самых оживлённых магистралей города. «Думаю, мы примем решение и будем в плановом порядке менять сети в городе с помощью такой технологии», – заключил Сергей Винарский. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры